Социально одобряемое поведения является необходимым для подготовки обучающихся к жизни в обществе, взаимодействию с социумом, что обуславливает актуальность поиска путей его формирования в постоянно изменяющемся обществе.
Социально одобряемому и отклоняющемуся поведению обучающихся младшего школьного возраста посвящено большое количество исследований отечественных и зарубежных ученых, в том числе работы М.А. Галагузовой, Э. Дюркгейма, Ю.А. Клейберга, Р.К. Мертона, И.А. Невского, Р.В. Овчаровой, Н. Дж. Смелзера, В.Г. Степанова, М.В. Шакуровой и других.
Поведение ребенка младшего школьного общества зависит не только от предъявляемых требований и соответствующих прав, но в большей степени позицией, которую он занимает в данном обществе, а именно его социальным статусом, социальной ролью, которые предполагают определенный тип поведения. В процессе освоения социальной роли обучающийся младшего школьного возраста входит в социум, приспосабливаясь к условиям и обстоятельствам, создаваемыми этим обществом. Стоит отметить, что только при освоении одобряемых данным обществом ролей может быть сформировано социально одобряемое поведение, так как социально одобряемое поведение представляет собой поведение, одобренное конкретным обществом в определенных социальных условия.
Социализация, развитие навыков жизненной компетентности на современном этапе является одной из актуальных задач образования лиц с интеллектуальными нарушениями. Для детей данной категории формирования социально одобряемого поведения является необходимой частью социализации как процесса вхождения в общество. Ведь успешность адаптации во многом зависит и от того, сформированы ли у них навыки социально одобряемого поведения и на каком уровне они развиты.
А.В. Борисова, Л.А. Лепик указывают, что обучающиеся младшего школьного возраста с нормативным развитием самостоятельно постепенно усваивают навыки социально одобряемого поведения и могут применять их в различных ситуациях, чего не происходит у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Причинами данного феномена являются нарушения мышления и других психических процессов, низкий уровень любознательности, познавательного интереса, интереса к новому, нарушениями эмоционально-волевой и поведенческой сфер. У многих обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеется опыт негативных ценностей и образцов поведения, внутрисемейных отношений, а также низкий культурный уровень семей, воспитывающих детей рассматриваемой категории [2, с. 54].
Воспитательный потенциал образовательной организации непосредственно влияет на успешность адаптации, достижения в социальном плане обучающихся с интеллектуальными нарушениями, так как основную часть времени обучающиеся рассматриваемой категории проводят в ее стенах. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не смогут самостоятельно приобрести привычки и навыки социально одобряемого поведения, если в этом им не поможет школа. Проблема формирования социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями ставит перед школой особые требования к содержанию и организации воспитательной работы.
Одним из средств формирования социально одобряемого поведения выступает внеурочная деятельность обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста.
Отдельные аспекты формирования социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста во внеурочной деятельности были рассмотрены в трудах И.М. Бгажноковой, В.Е. Жиленковой, Ф.В. Мусукаевой, А.М. Щербаковой и других. Вместе с тем эта проблема требует более раннего начала работы, начиная с младшего школьного возраста, то есть с первых дней пребывания ребенка в школе, так как в данном возрасте обучающиеся наиболее восприимчивы к воздействию образовательной среды, в том числе воспитательному [1, с. 47; 3, с. 56; 4, с. 98].
Процесс воспитания социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста должен учитывать ведущий вид деятельности, мотивы данной возрастной группы.
Основной целью формирования социально одобряемого поведения во внеурочной деятельности является формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, культурного уровня, ориентация на общечеловеческие ценности.
Работа по формированию социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности должна проводиться систематически и целенаправленно, с использование различных видов деятельности, форм занятий, что позволит приобщить обучающихся к нормам, правилам и требованиям общества, сделать их «своими собственными».
Задачами внеурочной деятельности как средства формирования социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста являются:
- Закрепление основных этических понятий и норм поведения в обществе.
- Формирование общественных норм поведения, знакомство с устройством общества, социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (социальными знаниями).
- Профилактика вредных привычек, умение регулировать своё поведение.
- Приобретение опыта самостоятельного общественного действия, который позволит обучающемуся стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
- Приобретение опыта сопереживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
В процессе формирования социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста могут быть использованы следующие формы и методы работы:
- Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление).
- Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч).
- Практические (игровые практикумы, игровые технологии).
Таким образом, психолого-педагогические особенности, требования, предъявляемые современным обществом, обуславливают необходимость формирования социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Одним из средств достижения данной цели является внеурочная деятельность. Данный вид деятельности позволяет использовать различные, приемы, методы и формы работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.