Внеурочная деятельность как средство формирования социально одобряемого поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

В статье обуславливается актуальность формирования социально одобряемого поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста. Одним из средств формирования социально одобряемого поведения у обучающихся рассматриваемой категории является внеурочная деятельность. В статье содержатся цель, задачи и методы работы в процессе формирования социально одобряемого поведения во внеурочной деятельности.

Аннотация статьи
социально одобряемое поведение
обучающиеся с интеллектуальными нарушениями
внеурочная деятельность
Ключевые слова

Социально одобряемое поведения является необходимым для подготовки обучающихся к жизни в обществе, взаимодействию с социумом, что обуславливает актуальность поиска путей его формирования в постоянно изменяющемся обществе.

Социально одобряемому и отклоняющемуся поведению обучающихся младшего школьного возраста посвящено большое количество исследований отечественных и зарубежных ученых, в том числе работы М.А. Галагузовой, Э. Дюркгейма, Ю.А. Клейберга, Р.К. Мертона, И.А. Невского, Р.В. Овчаровой, Н. Дж. Смелзера, В.Г. Степанова, М.В. Шакуровой и других.

Поведение ребенка младшего школьного общества зависит не только от предъявляемых требований и соответствующих прав, но в большей степени позицией, которую он занимает в данном обществе, а именно его социальным статусом, социальной ролью, которые предполагают определенный тип поведения. В процессе освоения социальной роли обучающийся младшего школьного возраста входит в социум, приспосабливаясь к условиям и обстоятельствам, создаваемыми этим обществом. Стоит отметить, что только при освоении одобряемых данным обществом ролей может быть сформировано социально одобряемое поведение, так как социально одобряемое поведение представляет собой поведение, одобренное конкретным обществом в определенных социальных условия.

Социализация, развитие навыков жизненной компетентности на современном этапе является одной из актуальных задач образования лиц с интеллектуальными нарушениями. Для детей данной категории формирования социально одобряемого поведения является необходимой частью социализации как процесса вхождения в общество. Ведь успешность адаптации во многом зависит и от того, сформированы ли у них навыки социально одобряемого поведения и на каком уровне они развиты.

А.В. Борисова, Л.А. Лепик указывают, что обучающиеся младшего школьного возраста с нормативным развитием самостоятельно постепенно усваивают навыки социально одобряемого поведения и могут применять их в различных ситуациях, чего не происходит у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Причинами данного феномена являются нарушения мышления и других психических процессов, низкий уровень любознательности, познавательного интереса, интереса к новому, нарушениями эмоционально-волевой и поведенческой сфер. У многих обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеется опыт негативных ценностей и образцов поведения, внутрисемейных отношений, а также низкий культурный уровень семей, воспитывающих детей рассматриваемой категории [2, с. 54].

Воспитательный потенциал образовательной организации непосредственно влияет на успешность адаптации, достижения в социальном плане обучающихся с интеллектуальными нарушениями, так как основную часть времени обучающиеся рассматриваемой категории проводят в ее стенах. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не смогут самостоятельно приобрести привычки и навыки социально одобряемого поведения, если в этом им не поможет школа. Проблема формирования социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями ставит перед школой особые требования к содержанию и организации воспитательной работы.

Одним из средств формирования социально одобряемого поведения выступает внеурочная деятельность обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста.

Отдельные аспекты формирования социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста во внеурочной деятельности были рассмотрены в трудах И.М. Бгажноковой, В.Е. Жиленковой, Ф.В. Мусукаевой, А.М. Щербаковой и других. Вместе с тем эта проблема требует более раннего начала работы, начиная с младшего школьного возраста, то есть с первых дней пребывания ребенка в школе, так как в данном возрасте обучающиеся наиболее восприимчивы к воздействию образовательной среды, в том числе воспитательному [1, с. 47; 3, с. 56; 4, с. 98].

Процесс воспитания социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста должен учитывать ведущий вид деятельности, мотивы данной возрастной группы.

Основной целью формирования социально одобряемого поведения во внеурочной деятельности является формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, культурного уровня, ориентация на общечеловеческие ценности.

Работа по формированию социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности должна проводиться систематически и целенаправленно, с использование различных видов деятельности, форм занятий, что позволит приобщить обучающихся к нормам, правилам и требованиям общества, сделать их «своими собственными».

Задачами внеурочной деятельности как средства формирования социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста являются:

  1. Закрепление основных этических понятий и норм поведения в обществе.
  2. Формирование общественных норм поведения, знакомство с устройством общества, социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (социальными знаниями).
  3. Профилактика вредных привычек, умение регулировать своё поведение.
  4. Приобретение опыта самостоятельного общественного действия, который позволит обучающемуся стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
  5. Приобретение опыта сопереживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

В процессе формирования социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста могут быть использованы следующие формы и методы работы:

  1. Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление).
  2. Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч).
  3. Практические (игровые практикумы, игровые технологии).

Таким образом, психолого-педагогические особенности, требования, предъявляемые современным обществом, обуславливают необходимость формирования социально одобряемого поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Одним из средств достижения данной цели является внеурочная деятельность. Данный вид деятельности позволяет использовать различные, приемы, методы и формы работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.

Текст статьи
  1. Бгажнокова И.М. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками // Дефектология. 2008. № 5. С. 46-53.
  2. Борисова А.В., Пепик Л.А. Формирование культуры поведения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта как одно из условий их адаптации в обществе // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. С. 54-55.
  3. Жиленкова В.Е. Изучение темы «Культура поведения» на занятиях по социально-бытовой ориентировке с учащимися специальной школы VIII вида // Дефектология. 2000 № 4. С. 54-58.
  4. Мусукаева Ф.В. Особенности поведенческих ориентаций умственно отсталых подростков в этнической среде: дисс. … канд. псих. наук. М., 1999. 151 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября