Особенности бюджетного процесса совершенствования системы управления доходами и расходами консолидированного бюджета

Особенности бюджетного процесса совершенствования системы управления доходами и расходами консолидированного бюджета

В статье рассматриваются проблемы формирования доходов и расходов местных бюджетов. Проведен анализ расходной части бюджета муниципального образования Иволгинский район. Рассмотрены возможные проблемы формирования и использования средств местного бюджета и пути их решения.

Аннотация статьи
местный бюджет
местное самоуправление
муниципальные образования
Ключевые слова

Муниципальный бюджетный процесс регулируется законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, актами муниципальных образований, деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления и иных субъектов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов муниципальных образований, а также контроля за их исполнением. Частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, которое представляет собой перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней [1, с. 98].

Бюджеты муниципалитетов называются местными бюджетами. Местное самоуправление муниципалитета не является государственным органом, соответственно, и средства муниципальных бюджетов не относятся к государственным финансам. Бюджеты муниципальных образований входят в бюджетную систему Российской Федерации [3, с 42].

Согласно информации, предоставленной субъектами Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2020 года на их территориях действовало 22 268 муниципальных образований, в структуре которых 81% составляют сельские поселения; 8% – муниципальные районы; 7% – городские поселения.

Каждый муниципалитет Российской Федерации имеет свой бюджет. Неотъемлемой чертой местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления [1, с. 65].

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях в обобщенном виде делится на четыре этапа, представленные в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Этапы бюджетного процесса

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Составление проекта бюджета

Рассмотрение и утверждение бюджета

Исполнение бюджета

Отчет об исполнении бюджета

Разработка планов - прогнозов развития РФ и территории.

Федеральным собранием.

Представительным и органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Исполнительными органами власти федерального уровня, субъектов РФ и местного самоуправления.

Составляется исполнительными органами власти всех уровней.

Отчет утверждается представительными органами власти

Местный бюджет составляется на один финансовый год, соответствующий календарному году, и длится с 1 января по 31 декабря. Составление бюджета входит в компетенцию администрации муниципального образования. Администрация проводит эту работу под руководством главы муниципального образования (главы администрации). Непосредственное составление проекта бюджета на очередной финансовый год осуществляет финансовый орган, исполняющий бюджет муниципального образования [1, с. 16].

Бюджетирование основано на:

  • бюджетное послание Президента Российской Федерации;
  • бюджетное послание главы субъекта Российской Федерации;
  • прогноз социально-экономического развития территории муниципального образования на следующий финансовый год;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики на территории муниципального образования на следующий финансовый год;
  • прогноз консолидированного финансового баланса территории муниципального образования на следующий финансовый год;
  • план развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение требований, установленных федеральными законами.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом, а также законами субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с ними.

Консолидированный бюджет муниципального образования – это составление бюджетов на территории соответствующего вида муниципального образования.

Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета муниципального образования конкретного типа.

Рассмотрим структуру муниципального бюджета. Местный бюджет включает в себя доходную и расходную части.

Доходная часть состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

Финансовая помощь муниципальному образованию от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации оказывается в форме дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств.

Расходы бюджетов муниципальных образований можно разделить на несколько групп. Это расходы, связанные с:

  • решением вопросов местного значения;
  • осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам [2, с 96].

Все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития, включаются в бюджет текущих расходов. Объем закрепленных доходов связан с величиной расходов первоочередного характера (социально-бытовая инфраструктура).

Доходы бюджета муниципального образования «Иволгинский район» формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Республики Бурятия о налогах и сборах, нормативными правовыми актами Совета депутатов муниципального образования «Иволгинский район» о налогах и сборах.

Планирование доходов местного бюджета на предстоящий финансовый год осуществляется финансово-экономическими органами администрации МО «Иволгинский район».

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

Процесс планирования доходной части местного бюджета начинается с составления базового бюджета, т.е. ожидаемое поступление от каждого вида налога, предусмотренного действующим законодательством, в течение года, при этом анализируется фактическое поступление доходов прошедшего года. Налоговое планирование это один из этапов бюджетного процесса и представляет собой научно обоснованный расчет величины налоговых поступлений местного бюджета на основе оценки налоговой базы.

Показатели по налоговым доходам рассчитываются бюджетным отделом Финансового управления, руководствуясь методическими указаниями по формированию доходной части бюджета, в части собственных доходов.

Таблица 2

Доходы бюджета МО «Иволгинский район», тыс. руб.

Наименование показателя

2017

2018

2019

Налоговые и неналоговые доходы

113 064,9

151 768,6

158 131

Налоги на прибыль, доходы

55 668,2

65 508,4

67 536,7

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

8 973,8

9 404,7

10 671,9

Налоги на совокупный доход

6 778,5

21 881,5

26 461,1

Налоги на имущество

24 860,9

27 649,6

31 293,5

Государственная пошлина

5 351,3

5 945,9

6 521,3

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

6 486,5

7 516,0

6 784,1

Платежи при пользовании природными ресурсами

281,0

93,4

514,7

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

314,8

848,4

599,0

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

2 778,1

4 588,8

4 513,1

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1 556,3

4 794,0

3 263,2

Прочие неналоговые доходы

15,5

3 537,9

-27,6

Безвозмездные поступления

899 074,6

1 048 373,1

1847 740,9

Доходы бюджета, итого

1 012 139,5

1 200 141,7

2005 871,9

Проанализируем доходы местного бюджета МО «Иволгинский район» за три последних года представленные в табл.2. Данные таблицы позволяют сделать вывод, что бюджет Иволгинского района более чем на 90 % финансируется за счет безвозмездных поступлений. Так же стоит отметить, что значительную часть налоговых и неналоговых доходов составляет налог на доходы физических лиц (более 42%). Анализ доходов бюджета в разрезе показателей показывает значительный рост налоговых и неналоговых доходов в 2018 году в сравнении с 2017 годом более чем на 34 %. Прежде всего это связано с передачей 50 % доходов от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на муниципальный уровень в пределах Республики Бурятия. Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия от 07.07.2017 № 2450-V «О внесении изменения в Закон Республики Бурятия «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия», которым с 1 января 2018 года установлены единые нормативы отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов и городских округов в размере 50 процентов». Кроме этого произошел рост уплаты налогов на прибыль (НДФЛ), во-первых, за счет временной регистрации на территории района обособленных подразделений, производящих различные строительные и ремонтные работы, во-вторых, за счет стремительного прироста населения, обусловленного территориальным расположением Иволгинского района к столице республики. Также это видно по росту показателя уплаты имущественных налогов, обусловленным увеличением количества зарегистрированных прав на владение объектами недвижимости на территории района.

Анализируя данные за отчетный период 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, видно, что сохраняется тенденция роста налоговых и неналоговых доходов, связанная с приростом населения в районе с 56 тыс. человек (01.01.2019 г.) до 62 тыс. человек (01.01.2020 г.). Кроме этого основная доля доходов бюджета возросла на 76 %. Это объясняется ростом расходов на обслуживание учреждений образования, который связан с введением в эксплуатацию на территории района новых школ и детских садов.

Проанализировав представленную информацию, о доходах местного бюджета муниципального образования «Иволгинский район» за 2017-2019 гг. очевидно, что осуществление практически всех полномочий района финансируется за счет средств из федерального бюджета и бюджета Республики. И на проведение более 90 % своих расходов бюджет получает безвозмездные поступления.

Следует отметить, что снижение доли собственных доходов происходит не только за счет изменения бюджетного и налогового законодательства, но и за счет того, что муниципалитетам не выгодно обеспечивать рост собственных доходов, так как это обернется для них снижением объема финансовой помощи.

Таким образом, проанализировав процесс формирования местного бюджета Иволгинского района можно сделать вывод, что доходы местного бюджета формируются за счет собственных налоговых и неналоговых платежей и безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов. Налоговые доходы складываются из налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, налога на совокупный доход, налога на имущество, земельного налога, и других налоговых платежей. Неналоговые доходы являются составной частью местного бюджета.

Таблица 3

Расходы бюджета МО «Иволгинский район», тыс. руб.

Наименование показателя

2017

2018

2019

Общегосударственные вопросы

93 937,9

12 0562

83 736,6

Национальная безопасность

4 330,3

4 134,8

14 204,1

Национальная экономика

126 434,8

190 960,9

103 988,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

60 538,6

77 038,7

101 251,8

Образование

637 824,5

690 996,9

1 554 927,1

Культура

37 679,2

51 867,5

60 978

Социальная политика

12 745,9

26 131,7

19 030,7

Физическая культура и спорт

6 260,9

8 608,9

35 077,5

Средства массовой информации

1 187,3

1 896,3

2 217,6

Межбюджетные трансферты

38 639,9

62 922,4

52 790,1

Расходы бюджета, итого

1 019 579,3

1 235 120,1

2 028 202,3

Из табл. 2 видно, что общая сумма расходов в 2019 г. составляет 2 028 млн. руб., мы видим, что расходы превышают доходы 2 006 млн. руб. что говорит о том, что размер дефицита бюджета муниципального образования «Иволгинский район» составляет 22 млн. руб. что меньше по сравнению с 2018 г. По данным, 2018 года размер расходов составлял 1 235 млн. руб., тогда как доходы составили 1 200 млн. руб. По этим показателям можно сделать вывод, что бюджет Иволгинского района является дефицитным.

Таким образом, проанализировав расходную часть бюджета можно сделать вывод, что расходы местных бюджетов связаны, прежде всего, с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.

Текст статьи
  1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2017 – 687с.
  2. Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. – М: Формула права, 2019 – 448с.
  3. Бюджет и бюджетное финансирование: сборник нормативных документов. – М.: Финансы – 2018., 208с.
  4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов.Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др.; Под ред. Проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2017. – 479с.
  5. Официальный сайт администрации муниципального образования «Иволгинский район» http://admivl.ru/sovet-deputatov-mo-ivolginskij-rajon/resheniya-sessii-soveta-deputatov/
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа