Анализ подходов к оценке и обоснованию инвестиционного проекта

В статье рассматриваются способы и критерии анализа и оценки инвестиционных проектов. Проведен анализ эффективности реализации государственной подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» Республики Бурятия.

Аннотация статьи
инвестиционная деятельность
инвестиционный проект
методы оценки инвестиционных проектов
Ключевые слова

В мире существует разнообразное количество способов и критериев анализа и оценки инвестиционных проектов, и в каждом из них имеются различные подходы к оценке данных критериев. В связи с этим возникает ряд вопросов:

  1. Существует ли универсальный способ для анализа и оценки инвестиционных проектов, который способен охватить все факторы и критерии, влияющие на оцениваемый инвестиционный проект.
  2. Если такого способа не существует, то в каких ситуациях какой из способов является наиболее подходящим.

Инвестиционная деятельность регулируется на уровне государства и отдельных субъектов РФ, так как от нее зависит стабильное развитие экономики страны, отдельных ее отраслей, хозяйствующих субъектов. Законодательно для создания благоприятных условий для инвесторов на практике государственное регулирование осуществляется с помощью:

  • системы налогообложения, совершенствование которой является необходимой предпосылкой активизации инвестиционной деятельности;
  • механизма начисления амортизации и использования средств амортизационного фонда по целевому назначению;
  • нормативных документов и методических положений, разрабатываемых с целью обеспечения защиты прав и интересов инвесторов;
  • специальных налоговых режимов, установление которых направлено на стимулирование инвестиционной деятельности;
  • сбережений населения и средств иных внебюджетных источников, использование которых способствует расширению возможностей для финансирования жилищного строительства и объектов социально-культурного назначения;
  • инвестиционных фондов различной направленности, формирование которых создает условия для укрепления финансовой базы инвестирования.

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, определяются государством в Федеральном законе от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Анализ инвестиционного проекта – это возможность заглянуть в будущее, проанализировать сильные и слабые стороны проекта с учетом внешней и внутренней среды, всевозможные сценарии развития проекта, план действий, необходимые ресурсы, всевозможные источники финансирования, риски, степень достижения целей и необходимых результатов.

При анализе инвестиционных проектов следует придерживаться комплексного, пошагового подхода. Применение комплексного подхода подразумевает следующую схему пошагового анализа:

  • отраслевой анализ,
  • финансовый анализ,
  • экономический анализ,
  • анализ рисков.

Классификация методов оценки инвестиционных проектов:

1. Простейшие методы (1977-1987):

1.1. Методика абсолютной эффективности;

1.2. Методика сравнительной эффективности.

2. Современные методы (1988 – по наше время):

2.1. Статистические методы;

2.2. Динамические методы (основанные на дисконтировании).

3. Нетрадиционные методы оценки (2004 – по наше время):

3.1. Методы, учитывающие ставку рефинансирования;

3.2. Методы, исключающие дисконтирование;

3.3. Оценка, основанная на опционах.

Государственная программа Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.05.2013 № 272 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика».

В 2019 году фактическое финансирование государственной программы составило 6 738,65 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета – 3 656,68 млн. рублей, республиканского бюджета – 190,57 млн. рублей, 2 891,4 млн. рублей – средства внебюджетных источников.

Объем бюджетных ассигнований в 2019 году увеличился на 459% по сравнению с 2018 годом (838,6 млн. рублей). Увеличение финансирования обусловлено вступлением Республики Бурятия в Дальневосточный федеральный округ и выделением федеральных средств на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Эффективность реализации государственной подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» Республики Бурятия показана в таблице.

Таблица

Эффективность реализации государственной подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» Республики Бурятия

Наименование индикатора

Единица измерения

2019 год

Оценка выполнения целевого индикатора

план

факт

Подпрограмма 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды»

1.1.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека

тыс. руб.

32,5

51,5

1,58

1.2.

Степень выполнения графиков реализации мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Республики Бурятия

%

100,0

100,0

1,00

Целью реализации подпрограммы является создание благоприятного инвестиционного климата в экономике Республики Бурятия.

Достижение этой цели обеспечивается за счет решения следующих задач подпрограммы:

  1. Мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов и увеличение притока внешних инвестиций в экономику Республики Бурятия.
  2. Содействие реализации комплексного инвестиционного плана модернизации монопрофильного городского поселения «Город Гусиноозерск».

В 2019 году осуществлялась реализация инвестиционных проектов АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (техническое перевооружение, освоение новых видов продукции), АО «Селенгинский ЦКК» (модернизация картоноделательной машины и энергохозяйства), АО «Хиагда» (развитие месторождений Хиагдинского рудного поля), АО «Разрез Тугнуйский» (увеличение добычи угля на Никольском каменноугольном месторождении), ООО «Друза» (освоение Эгитинского месторождения плавикового шпата), ОАО «РЖД» (строительство Байкальского тоннеля, реконструкция железнодорожного вокзала на станции Улан-Удэ), АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» (расширение действующего комплекса по производству и переработке свинины), АО «Улан-Удэнская птицефабрика» (расширение производства яйца), ООО «КФ «Амта» (модернизация оборудования), строительство четырех сетевых солнечных электростанций в Хоринском, Кяхтинском, Тарбагатайском и Кабанском районах.

В результате реализации инвестиционных проектов в рамках заключенных инвестиционных соглашений по итогам 2019 года было инвестировано 1,6 млрд. руб. при плане 1,9 млрд.руб. Невыполнение запланированного показателя по инвестициям обусловлено переносом на 2020 год мероприятий по освоению месторождениям АО «Хиагда».

В 2019 году принят ряд нормативных правовых актов по стимулированию инвестиционной деятельности:

  • внесены изменения в Закон РБ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории РБ», дающие возможность получения поддержки проектам социальной сферы, что будет стимулом для развития социального предпринимательства и инвестиций в эту сферу;
  • в Закон РБ «О земле» – уточняющие критерии отнесения инвестиционных проектов к масштабным, которым предоставляются земельные участки без торгов, снизившие порог отнесения проектов к масштабным, со 100 млн. рублей до 30 млн. рублей;
  • утвержден Регламент предоставления государственных гарантий Республики Бурятия управляющим компаниям промышленных технопарков, осуществляющим создание объектов промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры промышленных технопарков;
  • Указом Главы РБ от 18.03.2019 № 213 актуализирована Инвестиционная декларация РБ, в частности уточнены меры государственной поддержки, категории получателей поддержки, источники финансирования и объемы господдержки проектов, субъектов МСП и сельхозтоваропроизводителей в 2019 году.

В 2019 году было заключено 11 соглашений о намерениях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Бурятия между инвесторами и Правительством РБ общей стоимостью 72,9 млрд.рублей в сфере агропромышленного комплекса, железнодорожного транспорта, туризма, медицины. По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, представленного АСИ в 2019 году (по итогам 2018 года), Бурятия заняла 49 место. В Бурятии ведется целенаправленная работа по привлечению инвестиций, созданию благоприятной деловой среды и обеспечения условий для реализации коммерческих и инфраструктурных инвестиционных проектов. Осуществляет деятельность по привлечению инвестиций Фонд регионального развития Республики Бурятия, у которого по итогам 2019 года на сопровождении находилось 48 инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 56,7 млрд. рублей.

Таким образом, проанализировав реализацию инвестиционных проектов государственной подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» Республики Бурятия можно сделать вывод, что планируется увеличение внутренних инвестиционных ресурсов, объемов внешнеторгового оборота и экспорта Республики Бурятия, а также привлечение иностранных инвестиций.

Текст статьи
  1. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. Москва: Проспект, 2011. 256 с.
  2. Федосеева М.А. Сравнительный анализ популярности использования и краткая характеристика подходов и методов оценки инвестиционных проектов, TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA, №1, 2015. C. 7.
  3. Инвестиции: Учебник для бакалавров / А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев [и др.]; отв. Ред. В. В. Ковалев, В. В. Иванов, В. А. Лялин. - 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2014. 592 с.
  4. https://invest-buryatia.ru/index/press-center/novosti/itogi-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-buryatiya-za-2019-god.html
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября