Автор(-ы):
Желаева Светлана Эдуардовна
Хамаганова Татьяна Кимовна
Мясникова Алена Михайловна
Секция
Экономические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются способы и критерии анализа и оценки инвестиционных проектов. Проведен анализ эффективности реализации государственной подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» Республики Бурятия.
Текст статьи
В мире существует разнообразное количество способов и критериев анализа и оценки инвестиционных проектов, и в каждом из них имеются различные подходы к оценке данных критериев. В связи с этим возникает ряд вопросов:
Инвестиционная деятельность регулируется на уровне государства и отдельных субъектов РФ, так как от нее зависит стабильное развитие экономики страны, отдельных ее отраслей, хозяйствующих субъектов. Законодательно для создания благоприятных условий для инвесторов на практике государственное регулирование осуществляется с помощью:
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, определяются государством в Федеральном законе от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Анализ инвестиционного проекта – это возможность заглянуть в будущее, проанализировать сильные и слабые стороны проекта с учетом внешней и внутренней среды, всевозможные сценарии развития проекта, план действий, необходимые ресурсы, всевозможные источники финансирования, риски, степень достижения целей и необходимых результатов.
При анализе инвестиционных проектов следует придерживаться комплексного, пошагового подхода. Применение комплексного подхода подразумевает следующую схему пошагового анализа:
Классификация методов оценки инвестиционных проектов:
1. Простейшие методы (1977-1987):
1.1. Методика абсолютной эффективности;
1.2. Методика сравнительной эффективности.
2. Современные методы (1988 – по наше время):
2.1. Статистические методы;
2.2. Динамические методы (основанные на дисконтировании).
3. Нетрадиционные методы оценки (2004 – по наше время):
3.1. Методы, учитывающие ставку рефинансирования;
3.2. Методы, исключающие дисконтирование;
3.3. Оценка, основанная на опционах.
Государственная программа Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.05.2013 № 272 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика».
В 2019 году фактическое финансирование государственной программы составило 6 738,65 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета – 3 656,68 млн. рублей, республиканского бюджета – 190,57 млн. рублей, 2 891,4 млн. рублей – средства внебюджетных источников.
Объем бюджетных ассигнований в 2019 году увеличился на 459% по сравнению с 2018 годом (838,6 млн. рублей). Увеличение финансирования обусловлено вступлением Республики Бурятия в Дальневосточный федеральный округ и выделением федеральных средств на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Эффективность реализации государственной подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» Республики Бурятия показана в таблице.
Таблица
Эффективность реализации государственной подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» Республики Бурятия
№ |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
2019 год |
Оценка выполнения целевого индикатора | ||
план |
факт | |||||
Подпрограмма 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды» | ||||||
1.1. |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека |
тыс. руб. |
32,5 |
51,5 |
1,58 | |
1.2. |
Степень выполнения графиков реализации мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Республики Бурятия |
% |
100,0 |
100,0 |
1,00 |
Целью реализации подпрограммы является создание благоприятного инвестиционного климата в экономике Республики Бурятия.
Достижение этой цели обеспечивается за счет решения следующих задач подпрограммы:
В 2019 году осуществлялась реализация инвестиционных проектов АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (техническое перевооружение, освоение новых видов продукции), АО «Селенгинский ЦКК» (модернизация картоноделательной машины и энергохозяйства), АО «Хиагда» (развитие месторождений Хиагдинского рудного поля), АО «Разрез Тугнуйский» (увеличение добычи угля на Никольском каменноугольном месторождении), ООО «Друза» (освоение Эгитинского месторождения плавикового шпата), ОАО «РЖД» (строительство Байкальского тоннеля, реконструкция железнодорожного вокзала на станции Улан-Удэ), АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» (расширение действующего комплекса по производству и переработке свинины), АО «Улан-Удэнская птицефабрика» (расширение производства яйца), ООО «КФ «Амта» (модернизация оборудования), строительство четырех сетевых солнечных электростанций в Хоринском, Кяхтинском, Тарбагатайском и Кабанском районах.
В результате реализации инвестиционных проектов в рамках заключенных инвестиционных соглашений по итогам 2019 года было инвестировано 1,6 млрд. руб. при плане 1,9 млрд.руб. Невыполнение запланированного показателя по инвестициям обусловлено переносом на 2020 год мероприятий по освоению месторождениям АО «Хиагда».
В 2019 году принят ряд нормативных правовых актов по стимулированию инвестиционной деятельности:
В 2019 году было заключено 11 соглашений о намерениях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Бурятия между инвесторами и Правительством РБ общей стоимостью 72,9 млрд.рублей в сфере агропромышленного комплекса, железнодорожного транспорта, туризма, медицины. По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, представленного АСИ в 2019 году (по итогам 2018 года), Бурятия заняла 49 место. В Бурятии ведется целенаправленная работа по привлечению инвестиций, созданию благоприятной деловой среды и обеспечения условий для реализации коммерческих и инфраструктурных инвестиционных проектов. Осуществляет деятельность по привлечению инвестиций Фонд регионального развития Республики Бурятия, у которого по итогам 2019 года на сопровождении находилось 48 инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 56,7 млрд. рублей.
Таким образом, проанализировав реализацию инвестиционных проектов государственной подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» Республики Бурятия можно сделать вывод, что планируется увеличение внутренних инвестиционных ресурсов, объемов внешнеторгового оборота и экспорта Республики Бурятия, а также привлечение иностранных инвестиций.
Список литературы
Поделиться
Желаева С. Э., Хамаганова Т. К., Мясникова А. М. Анализ подходов к оценке и обоснованию инвестиционного проекта // Социально-гуманитарные науки в информационном обществе: перспективы и потенциал : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 декабря 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 85-89. URL: https://apni.ru/article/1679-analiz-podkhodov-k-otsenke-i-obosnovaniyu-inv