Модернизация трудовой подготовки школьников в реформах 1958 и 1984 годов
научный журнал «Актуальные исследования» #2 (2), декабрь '19

Модернизация трудовой подготовки школьников в реформах 1958 и 1984 годов

В статье рассматривается процесс становления советской общеобразовательной школы. Идет сравнительное описание реформы средней общеобразовательной школы, разработанных в 1954 г.- 1984 г. Рассматривается, как реформы повлияли на современное образование.

Аннотация статьи
советская школа
реформа общеобразовательной и профессиональной школы
трудовое обучение и воспитание
Ключевые слова

История развития образовательной области «Технология», представляет большой интерес, особенно на фоне современных преобразований в данной предметной области в ее основных аспектах, связанных с конкретными социально-экономическими преобразованиями, и как важнейшая составляющая социально-исторического опыта человечества и важнейший элемент социокультурного багажа на современном этапе глобального цивилизационного процесса.

Реформа школы 1958-1984 гг. представляет собой отражение потребностей общества и связанный с ней опыт решения. Современные проблемы в значительной степени схожи с данными реформами. Кроме того, это была действительно первая крупная попытка и первый опыт перехода к профильной, профессиональной общеобразовательной школе в нашей стране.

Нынешнее состояние отечественной системы образования требует существенного обновления содержания, который иногда является устаревшим и перегруженным, в значительной степени изолированным от реальных жизненных потребностей, и повышает практичность образования, а также решает ряд серьезных проблем, таких как повышение эффективности профессионального образования.

В 1958 году вводится в действие «Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», ознаменовавший начало новой реформы образования, которая осуществлялась на путях интеграции общего и профессионального образования [2]. Этот закон предусматривает новую систему профессионального обучения, в том числе производственного обучения, в которой центральная роль заключается в реализации принципа совмещения обучения с профессиональной работой учащихся.

Обязательное образование увеличилось с семи до восьми лет. Средняя школа стала одиннадцатилетней, и она получила новое название «общеобразовательная политехническая трудовая средняя школа с производственной деятельностью». Содержание трудового обучения в 1-3 классах было основано на примере обработки бумаги, картона, тканей и других легко обрабатываемых материалов.

В 4–8 классах трудовое обучение было разделено на три варианта: техническая работа, сельскохозяйственные работы и работа по обслуживанию. Любой вариант обучения применялся в соответствии с производственной средой школы и с учетом характеристик мужского и женского труда. Девочки выполняли ремонтные работы, а мальчики – технические. Содержание образования в сельской школе, а также техническая и вспомогательная рабочая сила включали сельскохозяйственную рабочую силу. В то же время элементы сельскохозяйственных работ были внедрены в городских школах с учебными и экспериментальными сельскохозяйственными пришкольными участками.

В 9-11 классах треть академического времени была посвящена общетехническим предметам и участию в производительной работе. Ожидалось, что ученики будут работать два раза в неделю в учебных мастерских, на фабриках, в сельскохозяйственном производстве и, вместе с аттестатом зрелости получат свидетельства о рабочей квалификации.

Однако даже в рассматриваемый период развития общеобразовательной школы по трудовой подготовке школьников продолжалась борьба двух крайностей: замена трудовой подготовки профессиональной подготовкой или исключение трудовой подготовки в целом [3]. Поскольку время учебы в школе сократилось, школа постепенно отказалась от производственного обучения. Его заменили трудовые политехнические мастерские по различным видам труда и отраслям техники. Среди этих мастерских была мастерская по металлообработке, обработке тканей, электротехнике, механической обработке и т. д. На наш взгляд, данные преобразования были обусловлены изменениями в социально-экономической жизни общества.

В 1984 году были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Данная реформа в области трудового воспитания ставила перед собой задачу усилить политехническую, практическую направленность преподавания, осуществить переход к всеобщему профессиональному образованию молодежи [1].

В соответствии с реформой средняя общеобразовательная школа стала одиннадцатилетней, а школьное образование детей начиналось с 6 лет. Также, увеличилась и продолжительность начальной школы на 1 год.

В средней общеобразовательной школе в 10-11 классах организовалось трудовое обучение массовым профессиям в соответствии с потребностями конкретного для них региона. Завершалось оно тем, что учащиеся овладевали определенной профессией, сдавали квалификационные экзамены.

В начальном звене трудовое обучение практически не изменилось, оно продолжало строиться на примере обработки бумаги, тканей, картона и других доступных материалов.

Однако в 5-9 классах в содержании трудового обучения школьников внедряются значительные изменения. В 5-7 классах трудовое обучение подобно тому, которое раньше было в 4-8 классах. Разумеется, что и уменьшился объем учебного материала. Продолжают иметь место технический, сельскохозяйственный и обслуживающий труд, а также дифференцированное обучение в городских и сельских школах, обучение мальчиков и девочек.

В 8-9 классах трудовая подготовка школьников специализируется на основах производства и выборе профессии. В контексте профильного обучения школьники изучали тот или иной вид труда (деревообработку, металлообработку, обработку тканей и т.д.). Предполагалось, что изучение профиля труда в 8-9 классах будет предшествовать тому, что в 10-11 классах учащиеся выберут из многообразия видов труда конкретную специальность и будут ею овладевать.

Также, этот курс давал понимание о требованиях различных видов труда к качествам личности и профессиональной подготовке работников той или иной профессии. Главной целью данного курса являлась помощь школьникам в сознательном выборе их будущей профессии.

Но эта система трудового обучения в 1988 году прекратила свое функционирование. Проведение профессионального обучения в 10-11 классах стало необязательным. Впоследствии, профильное обучение в 8-9 классах перестало быть необходимым. Постепенно преподавание курса «Основы производства. Выбор профессии» прекратилось.

В итоге трудовое обучение учащихся вернулась к учебным программам, которые существовали перед реформой 1984 года.

На наш взгляд реформа 1984 года была сложной и неоднозначной. Реформа не смогла прижиться, это произошло из-за того, что механизм реализации, идеи и положения, изложенные в ней, не могли оставаться актуальными в процессе перестройки всей государственной системы страны, которая началась в ближайшее время.

Таким образом, основным недостатком советской школы была отдалённость системы организации образовательного процесса от жизненных требований. Это способствовало тому, что руководство страны взяло на себя ответственность за реформирование системы образования. Было предложено соединение школьного образования с производительным трудом, профессиональным обучением. Утверждалось, что связь школ с предприятиями, педагогов с трудовыми коллективами позволит значительно повысить уровень деятельности образовательных учреждений. Однако практика показала нереальность этого пути. В результате данные реформы системы образования потерпели неудачу. На наш взгляд реформы советских годов должны были учитывать реальности общества. В свою очередь, этот фактор отражен в принимаемых сегодня мерах по развитию образования независимо от того, идет ли речь о переходе на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура), введении единого государственного экзамена, пересмотре государственного финансирования образовательных организаций и т.д.

Текст статьи
  1. Постановление от 12 апреля 1984 г. N 13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» Режим доступа. — URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12023.htm. (Дата обращения: 20.11.2019).
  2. Пыжиков А.В. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953-1964 гг.) // Вопросы истории. 2004. № 9. С. 96.
  3. Стражев В.И. Пять реформ советской школы/ Под ред. Стражева В.И.– 2004. №7. С.6
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Осталось 7 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября