Главная
Конференции
Социально-гуманитарные науки в информационном обществе: перспективы и потенциал
Технология воспитания основных психофизических качеств студентов, занимающихся т...

Технология воспитания основных психофизических качеств студентов, занимающихся тхэквондо

Авторы:

Клочкова Мария Евгеньевна

Пудякова Наталья Михайловна

Рубрика

Педагогика и психология

Ключевые слова

тхэквондо
спортсмены
методика
подготовка
психофизические качества

Аннотация статьи

В качестве психологической подготовки любого спортсмена подразумевается воспитание в нем определенных способностей, которые помогут противостоять чувствам страха перед предстоящим соревнованием, неуверенности в победе, или же самоуверенности, которая может привести к несерьезной технической и физической подготовке. Подготовка спортсменов высшей квалификации по тхэквондо основана на совокупности всех необходимых элементов подготовки в дальнейшую их взаимосвязь, которая сможет реализоваться на всех этапах спортивной подготовки. Именно психолого-педагогические направления подготовки способствуют эффективному обеспечению непрерывности учебно-тренировочного процесса, при этом следует учитывать возрастные особенности спортсменов.

Текст статьи

Как вид искусства тхэквондо прошло достаточно длинный путь своего становления. На сегодняшний момент спортивный поединок по тхэквондо стал еще популярнее среди общества и поэтому он был признан как вид спорта, который входит в Государственный реестр России. Изначально тхэквондо предназначалось для укрепления здоровья, однако в последнее время данный вид искусства начал формироваться в один из видов единоборств, который предполагал наличие соответствующей системы подготовки с целью достижения высоких результатов.

В тоже время основа методологического процесса обучения искусству ведения спортивного поединка не представлена в виде единого комплекса методик и приемов. Обычное копирование методик, используемых восточными специалистами, привел к определенному учебно-методическому застою и потере желающих обучиться данному виду искусства [4, с. 25].

Целью данной работы служит исследование важности психолого-педагогической закономерности подготовки спортсменов высшей квалификации по тхэквондо.

Любая психолого-педагогическая подготовка спортсменов предполагает прежде всего контроль. В данном случае контроль способствует организации для отслеживания уровня эффективности психолого-педагогического влияния и применения необходимых корректировок в непосредственный процесс подготовки.

Существуют определенные методики выполнения имеющихся качеств у спортсмена. К примеру, для определения интеллектуальных качеств используют такие методики как количественные отношения, тест простых поручений, оперативная память, слуховая память на слова, красно-черная таблица и т.д.

Не смотря на наличие данных методик для тренера они являются трудоемкими, исходя из-за отсутствия вспомогательного персонала.

Стоит отметить, что все-таки более удобным служит применение косвенных психолого-педагогических тестов, которые предполагают математическую обработку материалов наблюдений самого педагога в результате проведения соревновательных поединков. Формулы, определяющие выносливость в виде психологической устойчивости у тхэквондистов представлена в таблице (табл. 1) [7, с.18].

Таблица 1

Формулы, определяющие выносливость в виде психологической устойчивости у тхэквондистов

№ п/п

Функциональные показатели ПД

Формулы определения

1

Инициативность и косвенно-выносливость (в качестве х – показатель активности – ПА)

ПАΔd = х1 – (х12)/х1*

2

Работоспособность (х – количественный показатель эффективности - КОПЭ)

КОПЭΔd = х1-(х12)/х1

3

Координированность (х – качественный показатель эффективности - КАПЭ)

КАПЭΔd = х1 – (х12)/х1

4

Ситуативная помехозащищенность (х – показатель динамической защищенности – ПДЗ)

ПДЗΔd = х1 – (х12)/х1

5

Логичность мышления (х – показатель комбинационной эффективности – ПКЭ)

ПКЭΔd = х1 – (х12)/х1

*

х1 – показатели в первой половине схватки, х- показатели – во второй половине схватки

На таком же принципе основано и определение социально-психологического статуса в качестве основы психологической дееспособности (табл. 2) [3, с.28].

Таблица 2

Формула определения основы психологической дееспособности

Социально-психологический статус 1-го уровня (СПС-1)

СПС-1 = х–(х-у) /х*

Социально-психологический статус 2-го уровня (СПС-2)

СПС-2 = у–(у-z)/y**

*х – учит n приемов, у – выполняет m приемов в учебно-тренировочных схватках

** у – выполняет в учебно-тренировочных схватках, z – выполняет на соревнованиях

Подготовка спортсменов высшей квалификации по тхэквондо основывается на решении следующих задач (рис.1).

Рис. 1. Основные задачи при подготовке спортсменов высшей квалификации по тхэквондо

Одной из главных особенностей проведения психолого-педагогической подготовки спортсменов по тхэквондо служит формирование индивидуальных планов относительно спортивной подготовки. Здесь стоит сказать, что существует необходимость в учете весовых категорий, в том числе в организации плана физкультурных и спортивных мероприятий. В целом тренировочный процесс предполагает реализацию спортивной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства, исходя из годового тренировочного плана, который предполагает 52 недели [5, с. 42].

Система подготовки спортсменов высшей квалификации представляет собой совокупность всех элементов подготовки тхэквондиста (рис. 2).

Рис. 2. Элементы подготовки тхэквондиста

Любая из данных составляющих имеет свою направленность, фундамент, который предполагает комплекс целей спортсмена, являющиеся основой его спортивной жизни.

Психологическая направленность способствует регулированию различных эмоциональных состояний, которые возникают в результате соревновательного процесса межличностных отношений.

Как показал анализ соревновательной деятельности, спортсмены зачастую не реализуют имеющийся потенциал. Это может быть связано с недостаточно комплексным рассмотрением системы подготовки.

В основу педагогической закономерности подготовки спортсменов высшей квалификации по тхэквондо закладывается физическая подготовка в виде учебно-тренировочного процесса. Следует уделять внимание значимости физических качеств, оказывающие первостепенное влияние на результат спортсмена. Исходя из того, что различные выступления на соревнованиях мирового и российского уровня отнимают достаточное количество сил и поэтому спортсмену не стоит заниматься тратой сил по совершенствовании малозначимых физических качеств [1, с. 36].

Достижение высшего спортивного мастерства достигается при помощи специальной физической подготовки тхэквондиста, что в свою очередь, представляет собой основную задачу специальной физической подготовки, направленная на улучшение технико-тактического мастерства и высокого уровня подготовки к различным соревнованиям.

В качестве средств физической подготовленности тхэквондиста можно отнести как базовые упражнения, так и специальные упражнения. Для того, чтобы различным образом проявлялись физические качества тхэквондиста должен происходить правильный подбор средств физической подготовки, при этом акцентируя внимание на контакт с соперником. В результате комбинированного подхода к образованию двигательных качеств происходит дальнейшее развитие и совершенствование всех двигательных способностей. Однако, возможен сценарий избирательного развития некоторых качеств, но лишь только при соблюдении условий сохранения пропорций развития остальных качеств.

Такое физическое качество как быстрота способствует формированию динамичного ведения поединка в тхэквондо. Кроме этого, данное качество служит непосредственным элементом локальных действий тхэквондиста, образующие в совокупности от простых до сложных действий. Сама быстрота основывается и на таком показателе как частота движений или ритм тхэквондиста. Именно для организации модели «скоростного тхэквондиста» применяется достаточно высокий уровень развития быстроты реакции и движений. Однако, в данном случае необходимо заметить, что при составлении комбинационных атакующих и контратакующих действиях следует обратить внимание на формы проявления скоростных качеств тхэквондиста.

Другим не менее важным физическим качеством служат координационные способности. В соревновательной обстановке координационная направленность двигательных действий способствует исполнению наиболее точных движений, с применением высокой координации и максимальной быстроты. Все это в совокупности будет отражаться на качестве выполнении сложных по координации действий в отношении соперника.

Двигательно-координационная подготовка тхэквондиста основывается на развитии специальных качеств, таких как ловкость, гибкость и взрывная сила. В ходе поступления экстремальных и нестандартных ситуаций большое значение начинает играть ловкость. В целом специальная подготовка тхэквондиста предполагает наличие большой доли ловкости, оказывающее влияние на систему обучения и совершенствование [2, с. 40].

Другим не менее важным качеством служит выносливость. Именно от него зависит исход соревнований, не смотря на наличие мастерства. Увеличивая функциональные возможности организма тхэквондиста необходимо стремиться создать основу для дальнейшей двигательной деятельности, происходящая во время поединков.

Функциональные качества обеспечивают следующие получение следующих компетенций (рис. 3).

Рис. 3. Компетенции, получаемые в результате функциональных качеств

Они включают в себя физиологическую триаду, состоящую из блоков (рис. 4).

Рис. 4. Физиологическая триада компетенций тхэквондиста

Развитие всех качеств тхэквондиста предполагает достаточно серьезный разбор специализированных упражнений. Главным критерием подбора упражнений служит соотношение параметров внутренней и внешней структуры специальных упражнений с учетом технико-тактических действий.

Во время учебно-тренировочных занятий следует помнить об элементах физической нагрузки, которые выражаются в виде мощности упражнений, цикличности данных упражнений, а также продолжительности их выполнения.

Таким образом, система подготовки тхэквондистов на этапе высшего спортивного мастерства основывается на таких ключевых компонентах как физическая, тактическая психологическая и интеллектуальная подготовка. Рассмотренные компоненты должны применяться комплексно, при этом обеспечивая высокие результаты для спортсмена.

Список литературы

  1. Агафонов, Э.В., Мешалкин, О.Г. Техника борьбы / Э.В. Агафонов, О.Г. Мешалкин, – Изд-во: Красноярск, 2018 - 600 с.
  2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский, - Изд-во: М.: Физкультура и спорт, 2016 - 215 с.
  3. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств: 3-е издание, переработанное и дополненное / И.А. Гуревич. - Изд-во: Минск, 2017.- 255 с.
  4. Секреты мастера тхэквондо. Сафонкин Сергей, Санкт-Петербург, Феникс, 2014 г. Александров Ю., Психофизиология. 2-е изд., Учебник для вузов, Издательский центр «Юпитер»2016. – 464 с.
  5. Фомин, Н.А. Основы возрастной физиологии спорта: учеб. пособие /Н.А. Фомин. Изд-во: Челябинск, ЧГПИ, 2019.- 193 с.
  6. Шулики, Ю.А. ТХЭКВОНДО. Теория и методика (Спортивное единоборство, т1) // Изд-во: «Феникс», 2017.- Ростов-на-Дону, - 797 с.
  7. Чой Мен Чер Тхэквондо: основы и принципы /Чой Мен Чер, С.М Федулов - Изд-во: Липецк: Ориус, 2016. - 72 с.

Поделиться

1550

Клочкова М. Е., Пудякова Н. М. Технология воспитания основных психофизических качеств студентов, занимающихся тхэквондо // Социально-гуманитарные науки в информационном обществе: перспективы и потенциал : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 дек. 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 122-127. URL: https://apni.ru/article/1684-tekhnologiya-vospitaniya-osnovnikh-psikhofiz

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая