В последние годы стремительно растет роль цифровой среды как когнитивного, коммуникативного, смыслового, игрового пространства, что обусловливает её вхождение во все сферы жизнедеятельности человека. Цифровая среда сегодня рассматривается как неисчерпаемый источник информации, который кардинально меняет систему накопления, хранения, распространения и использования человеческого опыта. Цифровое пространство в современных условиях развития общества выступает мощным средовым фактором, во многом определяющим формирование личности современных детей и подростков, являющихся наиболее активными интернет-пользователями [4].
Процесс цифровизации общества неизбежно приводит к тому, что развитие личности детей оказывается детерминированным активным использованием информационных технологий. Цифровая среда влияет не только на детей с нормативным развитием, но и на детей с умственной отсталостью, для которых она открывает, в первую очередь, возможности общения как со знакомыми людьми (взрослыми, сверстниками), так и с незнакомыми.
Современные дети с умственной отсталостью, как и дети с нормативным развитием, почти с рождения вовлекаются в цифровую среду, воспринимая информационно-коммуникационные технологии как неотъемлемую часть жизни любого человека. Часто процесс овладения общением в цифровой среде этими детьми осуществляется стихийно, бессистемно, искаженно [3]. Спонтанно приобретаемый ими опыт общения в цифровой среде с использованием информационно-коммуникационных технологий не обеспечивает высокого уровня развития умений использовать разные ее элементы (чаты, форумы, электронную почту, блог, телеконференцию, социальные сети, сотовый телефон), осуществлять обмен информацией с партнерами по цифровому взаимодействию [1]. Как правило, эти дети ограничиваются использованием отдельных элементов цифровой среды на примитивном уровне – могут общаться посредством сотового телефона (в том числе при помощи программ Viber и WhatsApp), интернета (являются пользователями одной – двух наиболее популярных социальных сетей). Но даже это общение сопряжено для детей с умственной отсталостью с рядом проблем, обусловленных их низкой ИКТ-компетентностью.
В связи с этим становится актуальной проблема целенаправленного обучения детей указанной категории основам общения в цифровой среде. Это обучение должно быть направлено на формирование соответствующих знаний и практических умений по поиску достоинств и недостатков разных цифровых средств общения и выбору из их многообразия наиболее оптимальных, по регистрации на сайтах с заполнением профиля пользователя и созданием безопасного пароля, по нахождению нужной информации и передаче её виртуальному собеседнику, по анализу информации с точки зрения ее адекватности и ценности [2]. Эти умения обеспечат детям с умственной отсталостью более успешную социальную адаптацию, коррекцию и компенсацию нарушенных функций.
На сегодняшний день, несмотря на признание важности такого обучения, образовательные организации, реализующие АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), не уделяют должного внимания тому, чтобы помочь детям овладеть основами общения в цифровой среде. Курс информатики нацелен в большей мере на формирование у детей навыков работы на персональном компьютере и не ориентирован на то, чтобы открыть обучающимся его возможности для осуществления общения в цифровой среде.
Поэтому обучение детей с умственной отсталостью основам общения в цифровой среде целесообразно осуществлять по специально разработанным для этого программам. Оптимальной. по нашему мнению, представляется реализация такой программы, начиная с X класса, когда обучающимися уже накоплен определенный багаж знаний из области информатики на протяжении обучения в V – IX классах.
Целями обучения детей указанной категории основам общения в цифровой среде должны стать:
– знакомство с главными свойствами информации, с правилами жизни человека в информационном мире;
– расширение и уточнение представлений о персональном компьютере как инструменте поиска и обработки информации, общения в цифровой среде;
– развитие элементарных навыков общения в цифровой среде с использованием информационно-коммуникационных технологий (компьютера, ноутбука, смартфона, коммуникатора);
– формирование коммуникативных компетенций в цифровой среде;
– создание условий для социальной адаптации обучающихся посредством вхождения в жизнь общества через информационно-коммуникационные технологии;
– воспитание культуры интернет-общения.
Указанные цели могут быть реализованы путем решения следующих задач:
– углубить и расширить знания об информационно-коммуникационных технологиях, показать возможности их использования для осуществления общения в цифровой среде;
– актуализировать знания о диалоговой коммуникации, научить применять ее для общения в социальных сетях, мессенджерах, электронной почте;
– сформировать умения регистрироваться, создавать аккаунты, заполнять профили на разных сайтах, предоставляющих возможности для общения;
– сформировать умения обмениваться в цифровой среде текстовыми, голосовыми, видео-сообщениями, сообщениями с прикрепленными текстовыми, аудио- и видеофайлами;
– сформировать основы безопасного поведения в цифровой среде.
Обучение основам общения в цифровой среде подчиняется основным принципам коррекционного обучения: научности, доступности, индивидуального и дифференцированного подхода, концентрического размещения материала.
Целесообразно основной формой обучения детей с умственной отсталостью основам общения в цифровой среде избрать урок (урок информатики), первая часть которого посвящается объяснению нового материала, а вторая – практической работе с использованием компьютера или другого цифрового устройства. При этом необходимо строгое соблюдение временных нормативов работы за компьютером: для обучающихся X–XII классов время работы за компьютером не превышает 25 минут (несколько практических заданий, каждое из которых рассчитано на 5-10 минут).
Важно соответствие количества персональных компьютеров количеству обучающихся: обучающийся работает за компьютером один.
На первом году обучения в содержание учебного материала включается ознакомление с технологией ввода информации, с программами записи и обработки звука, изображений, цифровых данных, с понятием информации и её главными свойствами, с социальными сетями, гигиеной работы с компьютером.
Второй год обучения предполагает ознакомление со способами работы с оргтехникой (сканером, принтером), электронными носителями (CD-R и CD-RW дисками, USB-накопителями), биометрическим паспортом, электронным почтовым ящиком, терминалом, банкоматом, а также с требованиями при работе на ПЭВМ.
На третьем году обучения программа предусматривает углубление знаний и умений, полученных на предыдущих годах обучения, а также ознакомление с единицами измерения информации, с объемом памяти внешних и встроенных хранилищ информации, с наиболее популярными сайтами, в том числе с порталом государственных услуг Российской Федерации.
Такое построение процесса обучения детей с умственной отсталостью основам общения в цифровой среде ведет их от овладения адресной коммуникацией (со знакомым человеком в социальной сети) к использованию интернета как средства социальной адаптации (запись в поликлинику, запрос на оформление документов на портале Госуслуг).
Таким образом, необходимость обучения детей с умственной отсталостью основам общения в цифровой среде обусловлена современными реалиями жизни, в которой виртуальное общение является важной составляющей коммуникации людей. Такое обучение целесообразно начинать с X класса, поскольку к этому моменту у детей с умственной отсталостью, как правило, формируются элементарные базовые знания, умения и навыки работы с ИКТ-устройствами. В течение трех лет обучающиеся X–XII классов в рамках уроков информатики в соответствии с содержанием программного материала приобретают умения использовать ИКТ-средства и цифровые источники информации, вести диалоговое общение в социальных сетях, мессенджерах, электронной почте, на порталах, создавать аккаунты и профили, отправлять и получать информацию в виде текстов, фото-, аудио-, видеофайлов, использовать компьютер для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи информации, использовать «вики» и флеш-карты.