В настоящее время более распространенным инструментом пространственного развития, являются особые экономические зоны (далее ОЭЗ), они появились на территории РФ с 2005 г. В свою очередь ОЭЗ представляет собой территорию, на которой действуют льготные условия и обладающую особым юридическим статусом, в соответствии с ФЗ РФ от 22.07.2005г. №116 «Об особых экономических зонах в РФ» [2].
На данный момент на территории РФ действуют 36 ОЭЗ (17 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые) [5, с. 429]. Такие территории для инвесторов предполагают возможность уменьшить расходы до 30% при реализации инвестиционных проектов.
На основание данных Минэкономразвития РФ «на территории ОЭЗ задействовано производство около 800 резидентов и предоставлено более 42 тысяч рабочих мест, а также вложено более 447 млрд.рублей частных инвестиций. Из 41 страны 146 резидентов с иностранным капиталом вложили более 243 млрд.рублей в развитие собственного производства» [7]. К льготным привилегиям для резидентов ОЭЗ относят обширный спектр таможенных, налоговых льгот, а также разнообразные финансовые преференции и максимальное устранение административных барьеров.
Вопрос налогообложение ОЭЗ становится все более актуальным, так как это является одним из инструментов, которые повышают инвестиционную привлекательность ОЭЗ [4, с.123]. Налоговые преференции для инвесторов особых экономических зон предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях [2]. Их объем зависит от типа особой экономической зоны и законодательства субъекта Российской Федерации, на территории которого создана особая экономическая зона. Сравнение существующих налоговых ставок и сборов для налогообложения на территории особых экономических зон представлен в таблице 1 (табл.1).
Таблица 1
Налоговые ставки резидентов ОЭЗ
|
РОССИЯ |
ОЭЗ |
СРОК ДЕЙСТВИЯ |
---|---|---|---|
Налог на прибыль % |
20 |
2-15,5 |
На период действия ОЭЗ |
Налог на имущество, % |
2,2 |
0 |
До 10 лет |
Налог на землю, % |
1,5 |
0 |
До 10 лет |
Транспортный налог (руб./л.с.) |
0,01 – 7,61 |
0 |
До 10 лет |
Налог на добавленную стоимость, % |
20 |
0 – на работы, выполненные резидентами портовой ОЭЗ |
На период действия ОЭЗ |
Стоимость приобретения земли |
100% рыночной стоимости земли |
1-30% кадастровой стоимости земли |
На период действия ОЭЗ |
Составлено на основе официального сайта ОЭЗ. Режим доступа: http://www.russez.ru/
Пониженная ставка для налога на прибыль применяется для всех резидентов ОЭЗ, данный налог регулируется 25 главой НК РФ, а расчет суммы амортизации 259 статьей. Ставка по РФ 20%, из них 18% в региональный бюджет и 2% в федеральный бюджет. В соответствие со статьей 259.3 резиденты ОЭЗ промышленно-производственного и туристско-рекреационного типа имеют за собой право использовать к основной норме амортизации коэффициент, не более 2 [1]. Сравнительные характеристики налога на прибыль организаций – резидентов ОЭЗ приведены в таблице 2(табл.2).
Таблица 2
Ставки по налогу на прибыль, применяемые ОЭЗ
Льготы/налоги |
Промышленно-производственного типа |
Технико-внедренческого типа |
Портовая |
Туристско-рекреационного типа |
Территория Российской Федерации |
---|---|---|---|---|---|
Всего |
2-15,5% |
2-15,5% |
2% |
0-15,5% |
20% |
Федеральный бюджет |
2% |
2% |
2% |
2% (0% до 01.01.2023 г. для резидентов ОЭЗ, объединенных в кластер) |
3% в 2020-2024 гг. |
Региональный бюджет |
0-13,5% на срок, установленный законом региона России |
0-13,5% на срок, установленный законом региона России |
0% на срок, установленный законом субъекта РФ |
13,5% на срок, установленный законом региона России |
17% в 2020-2024 гг. |
Составлено на основе официального сайта ОЭЗ. Режим доступа: http://www.russez.ru/
Итоговые налоговые расходы по налогу на прибыль организаций, по льготам, устанавливаемым федеральным законодательством в 2019 г. составили 13 057 млн. рублей. На размер прибыли остающейся в распоряжении организации, которая может быть направлена как на дальнейшее инвестирование, так и на выплату дивидендов непосредственно влияет ставка налога на прибыль организации.
Резиденты ОЭЗ освобождаются сроком на 10 лет от уплаты налога на имущество с момента постановки на учет имущества в соответствие со статьей 381 НК РФ и налоговая ставка не может превышать 2,2% [1]. В соответствие с данными ФНС РФ, в 2018г. по налогу на имущество государство недополучило в бюджет сумму в 0,152 млрд. рублей, а в 2019 0,177 млрд. рублей.
В соответствие со статьей 381 НК РФ п.17 от обложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента ОЭЗ, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ и расположенного на данной территории, в течение пяти лет с момента постановки на учет этого имущества [1].
Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога на 5 лет с момента приобретения права собственности на земельный участок, и налоговая ставка составляет 1,5% в соответствие со статьей 395 НК РФ [1].
Транспортный налог относится к региональным, в связи с этим налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. В соответствие с законом г. Москвы от 09.07.08 № 33 «О транспортном налоге»: от его уплаты освобождаются резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа Зеленоград. Данная льгота действует на протяжение пяти лет с момента регистрации транспортного средства, право на нее можно подтвердить выпиской из реестра резидентов ОЭЗ. В статье 361 глава 28 говориться, что законами субъектов РФ налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в десять раз [1].
Резиденты промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых ОЭЗ освобождаются от уплаты НДС.
Операции, не подлежащие налогообложению по части налога на добавленную стоимость рассмотрены в статье 149 НК РФ [1]. Согласно п. 2 пп. 27 данной статьи, не облагаются налогом работы (оказание услуг), осуществленные резидентами портовой особой экономической зоны в данной зоне [1].
Начиная с 2018 г. резиденты ОЭЗ получили право на пониженные тарифы страховых взносов в размере 13% в отношение обязательного пенсионного страхования, но с 2020г. пониженные тарифы по соответствующим видам социального страхования уже не использовались. Страховые взносы по типам особых экономических зон более подробно указаны в таблице 3 (табл.3).
Таблица 3
Ставки страховых взносов для резидентов ОЭЗ
Льготы/налоги |
Промышленно-производственного типа |
Технико-внедренческого типа |
Портовая |
Туристско-рекреационного типа |
Территория РФ |
---|---|---|---|---|---|
Всего |
30%, 28%, 14% в 2020 г.; 7,6% с 2021 г. |
30%, 28%, 14% в 2020 г.; 7,6% с 2021 г |
30% |
30%, 28% (для резидентов ОЭЗ, объединенных в кластер) |
30% |
Пенсионный фонд РФ |
22%, 20%, 8% в 2020г.; 6% с 2021 гг. |
22%, 20%, 8% в 2020г.; 6% с 2021 гг. |
22% |
22%, 20% (для резидентов ОЭЗ, объединенных в кластер) |
22% |
Фонд социального страхования РФ |
2,9%, 2% в 2020 г. 1,5% с 2021 г |
2,9%, 2% в 2020 г. 1,5% с 2021 г |
2,9% |
2,9% |
2,9% |
Федеральный фонд обязательного медицинского образования |
5,1%; 4% в 2020 г. 0,1% с 2021 г |
5,1%; 4% в 2020 г. 0,1% с 2021 г. |
5,1% |
5,1% |
5,1% |
Составлено на основе официального сайта ОЭЗ. Режим доступа: http://www.russez.ru/
Общий объем уплаченных страховых взносов резидентами и управляющей компанией ОЭЗ, составил 8 236,88 млн. рублей за 2019г., а если рассчитать с начала функционирования ОЭЗ, то эта сумма составит 26 353,41 млн. рублей
Общий объем льгот по уплате страховых взносов, используемых резидентами ОЭЗ с начала функционирования ОЭЗ составляет 6 538,59 млн. рублей, а за 2019 г. 968,81 млн. рублей. За 2019 год объем израсходованных резидентами налоговых льгот, зачисляемых в бюджет, составил 5 583,88 млн. рублей, а с начала функционирования ОЭЗ 21 491 млн. рублей. Остаток неизрасходованных денежных средств, выделенных из бюджета, составил 8 080,89 млн. рублей.
Понижение тарифов страховых взносов в совокупности с другими преференциями работает на развитие новых производств и обеспечение эффективного использования земли и имущества, а также привлечение новых инвестиций и следовательно улучшение инвестиционной среды в соответствующей зоне и регионе.
Но есть и обратная сторона, использование льгот обязывает вкладывать сэкономленные средства в развитие предприятия, чтобы было сохранение занятости и роста рабочих мест и не дает право использовать прибыль от льготного налогообложение, к примеру на дивиденды.
Кроме этого, резиденты ОЭЗ получают конкурентное преимущество, что нарушает принцип налоговой нейтральности. На территории ОЭЗ не производят уникальный товар, аналогичный товар может быть произведен вне ОЭЗ, а это значит, что резидент с помощью налоговых льгот получает преимущество. Таким образом, большинство резидентов в ОЭЗ находят для себя лишь налоговый оазис, а не площадку для развития нового механизма.
Для предприятий, располагающих на территории ОЭЗ, необходимо создать благоприятный инвестиционный климат для выгоды по условиям вложения капитала, а также условия должны быть более привлекательными, чем на территории других стран или зон, составляющих конкуренцию.
На данном этапе можно следить как наше правительство пытается улучшать инвестиционный климат и совершенствует законодательную базу, в следствие этого, уклоняться от уплаты налогов и утаивание прибыли становиться более трудно.
Таким образом, резиденты особых экономических зон имеют право использовать нормы, указанные в статьях 149,251 и 346.16 НК РФ. Также хочется отметить, что Правительству РФ для стимулирования инновационной деятельности на территории ОЭЗ необходимо вводить дополнительные льготы и увеличить срок действия уже имеющих, также внести усовершенствования в некоторые главы НК РФ (21 – налог на добавленную стоимость, 25 – налог на прибыль, 26.2 – упрощенная система налогообложения).
Предлагаемые условия для резидентов ОЭЗ весьма привлекательны, но несмотря на это ОЭЗ недостаточно конкурентноспособные и требуют совершенствования, налоговые льготы конечно привлекают инвесторов, но носят всего лишь временный характер, когда в аналогичных зонах предоставляют более постоянные и выгодные условия.