Налоговые преимущества особых экономических зон
научный журнал «Актуальные исследования» #1 (28), январь '21

Налоговые преимущества особых экономических зон

Особые экономические зоны представляют собой территории, обладающие особым юридическим статусом и представляющие привилегии для резидентов и одним из немаловажных преференций, является использование пониженных налоговых ставок. Целью данной статьи является рассмотрение налоговые преференции, предоставляемых резидентам ОЭЗ, для определения наиболее благоприятных налоговых режимов на территории ОЭЗ.

Аннотация статьи
инвестор
резидент
налог
налоговые ставки
налоговые преференции
особые экономические зоны (ОЭЗ)
Ключевые слова

В настоящее время более распространенным инструментом пространственного развития, являются особые экономические зоны (далее ОЭЗ), они появились на территории РФ с 2005 г. В свою очередь ОЭЗ представляет собой территорию, на которой действуют льготные условия и обладающую особым юридическим статусом, в соответствии с ФЗ РФ от 22.07.2005г. №116 «Об особых экономических зонах в РФ» [2].

На данный момент на территории РФ действуют 36 ОЭЗ (17 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые) [5, с. 429]. Такие территории для инвесторов предполагают возможность уменьшить расходы до 30% при реализации инвестиционных проектов.

На основание данных Минэкономразвития РФ «на территории ОЭЗ задействовано производство около 800 резидентов и предоставлено более 42 тысяч рабочих мест, а также вложено более 447 млрд.рублей частных инвестиций. Из 41 страны 146 резидентов с иностранным капиталом вложили более 243 млрд.рублей в развитие собственного производства» [7]. К льготным привилегиям для резидентов ОЭЗ относят обширный спектр таможенных, налоговых льгот, а также разнообразные финансовые преференции и максимальное устранение административных барьеров.

Вопрос налогообложение ОЭЗ становится все более актуальным, так как это является одним из инструментов, которые повышают инвестиционную привлекательность ОЭЗ [4, с.123]. Налоговые преференции для инвесторов особых экономических зон предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях [2]. Их объем зависит от типа особой экономической зоны и законодательства субъекта Российской Федерации, на территории которого создана особая экономическая зона. Сравнение существующих налоговых ставок и сборов для налогообложения на территории особых экономических зон представлен в таблице 1 (табл.1).

Таблица 1

Налоговые ставки резидентов ОЭЗ

 

РОССИЯ

ОЭЗ

СРОК ДЕЙСТВИЯ

Налог на прибыль %

20

2-15,5

На период действия ОЭЗ

Налог на имущество, %

2,2

0

До 10 лет

Налог на землю, %

1,5

0

До 10 лет

Транспортный налог (руб./л.с.)

0,01 – 7,61

0

До 10 лет

Налог на добавленную стоимость, %

20

0 – на работы, выполненные резидентами портовой ОЭЗ

На период действия ОЭЗ

Стоимость приобретения земли

100% рыночной стоимости земли

1-30% кадастровой стоимости земли

На период действия ОЭЗ

Составлено на основе официального сайта ОЭЗ. Режим доступа: http://www.russez.ru/

Пониженная ставка для налога на прибыль применяется для всех резидентов ОЭЗ, данный налог регулируется 25 главой НК РФ, а расчет суммы амортизации 259 статьей. Ставка по РФ 20%, из них 18% в региональный бюджет и 2% в федеральный бюджет. В соответствие со статьей 259.3 резиденты ОЭЗ промышленно-производственного и туристско-рекреационного типа имеют за собой право использовать к основной норме амортизации коэффициент, не более 2 [1]. Сравнительные характеристики налога на прибыль организаций – резидентов ОЭЗ приведены в таблице 2(табл.2).

Таблица 2

Ставки по налогу на прибыль, применяемые ОЭЗ

Льготы/налоги

Промышленно-производственного типа

Технико-внедренческого типа

Портовая

Туристско-рекреационного типа

Территория Российской Федерации

Всего

2-15,5%

2-15,5%

2%

0-15,5%

20%

Федеральный бюджет

2%

2%

2%

2% (0% до 01.01.2023 г. для резидентов ОЭЗ, объединенных в кластер)

3% в 2020-2024 гг.

Региональный бюджет

0-13,5% на срок, установленный законом региона России

0-13,5% на срок, установленный законом региона России

0% на срок, установленный законом субъекта РФ

13,5% на срок, установленный законом региона России

17% в 2020-2024 гг.

Составлено на основе официального сайта ОЭЗ. Режим доступа: http://www.russez.ru/

Итоговые налоговые расходы по налогу на прибыль организаций, по льготам, устанавливаемым федеральным законодательством в 2019 г. составили 13 057 млн. рублей. На размер прибыли остающейся в распоряжении организации, которая может быть направлена как на дальнейшее инвестирование, так и на выплату дивидендов непосредственно влияет ставка налога на прибыль организации.

Резиденты ОЭЗ освобождаются сроком на 10 лет от уплаты налога на имущество с момента постановки на учет имущества в соответствие со статьей 381 НК РФ и налоговая ставка не может превышать 2,2% [1]. В соответствие с данными ФНС РФ, в 2018г. по налогу на имущество государство недополучило в бюджет сумму в 0,152 млрд. рублей, а в 2019 0,177 млрд. рублей.

В соответствие со статьей 381 НК РФ п.17 от обложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента ОЭЗ, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ и расположенного на данной территории, в течение пяти лет с момента постановки на учет этого имущества [1].

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога на 5 лет с момента приобретения права собственности на земельный участок, и налоговая ставка составляет 1,5% в соответствие со статьей 395 НК РФ [1].

Транспортный налог относится к региональным, в связи с этим налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. В соответствие с законом г. Москвы от 09.07.08 № 33 «О транспортном налоге»: от его уплаты освобождаются резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа Зеленоград. Данная льгота действует на протяжение пяти лет с момента регистрации транспортного средства, право на нее можно подтвердить выпиской из реестра резидентов ОЭЗ. В статье 361 глава 28 говориться, что законами субъектов РФ налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в десять раз [1].

Резиденты промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых ОЭЗ освобождаются от уплаты НДС.

Операции, не подлежащие налогообложению по части налога на добавленную стоимость рассмотрены в статье 149 НК РФ [1]. Согласно п. 2 пп. 27 данной статьи, не облагаются налогом работы (оказание услуг), осуществленные резидентами портовой особой экономической зоны в данной зоне [1].

Начиная с 2018 г. резиденты ОЭЗ получили право на пониженные тарифы страховых взносов в размере 13% в отношение обязательного пенсионного страхования, но с 2020г. пониженные тарифы по соответствующим видам социального страхования уже не использовались. Страховые взносы по типам особых экономических зон более подробно указаны в таблице 3 (табл.3).

Таблица 3

Ставки страховых взносов для резидентов ОЭЗ

Льготы/налоги

Промышленно-производственного типа

Технико-внедренческого типа

Портовая

Туристско-рекреационного типа

Территория РФ

Всего

30%, 28%, 14% в 2020 г.;

7,6% с 2021 г.

30%, 28%, 14% в 2020 г.; 7,6% с 2021 г

30%

30%, 28% (для резидентов ОЭЗ, объединенных в кластер)

30%

Пенсионный фонд РФ

22%, 20%, 8% в 2020г.;

6% с 2021 гг.

22%, 20%, 8% в 2020г.;

6% с 2021 гг.

22%

22%, 20% (для резидентов ОЭЗ, объединенных в кластер)

22%

Фонд социального страхования РФ

2,9%, 2% в 2020 г. 1,5% с 2021 г

2,9%, 2% в 2020 г.

1,5% с 2021 г

2,9%

2,9%

2,9%

Федеральный фонд обязательного медицинского образования

5,1%; 4% в 2020 г. 0,1% с 2021 г

5,1%; 4% в 2020 г.

0,1% с 2021 г.

5,1%

5,1%

5,1%

Составлено на основе официального сайта ОЭЗ. Режим доступа: http://www.russez.ru/

Общий объем уплаченных страховых взносов резидентами и управляющей компанией ОЭЗ, составил 8 236,88 млн. рублей за 2019г., а если рассчитать с начала функционирования ОЭЗ, то эта сумма составит 26 353,41 млн. рублей

Общий объем льгот по уплате страховых взносов, используемых резидентами ОЭЗ с начала функционирования ОЭЗ составляет 6 538,59 млн. рублей, а за 2019 г. 968,81 млн. рублей. За 2019 год объем израсходованных резидентами налоговых льгот, зачисляемых в бюджет, составил 5 583,88 млн. рублей, а с начала функционирования ОЭЗ 21 491 млн. рублей. Остаток неизрасходованных денежных средств, выделенных из бюджета, составил 8 080,89 млн. рублей.

Понижение тарифов страховых взносов в совокупности с другими преференциями работает на развитие новых производств и обеспечение эффективного использования земли и имущества, а также привлечение новых инвестиций и следовательно улучшение инвестиционной среды в соответствующей зоне и регионе.

Но есть и обратная сторона, использование льгот обязывает вкладывать сэкономленные средства в развитие предприятия, чтобы было сохранение занятости и роста рабочих мест и не дает право использовать прибыль от льготного налогообложение, к примеру на дивиденды.

Кроме этого, резиденты ОЭЗ получают конкурентное преимущество, что нарушает принцип налоговой нейтральности. На территории ОЭЗ не производят уникальный товар, аналогичный товар может быть произведен вне ОЭЗ, а это значит, что резидент с помощью налоговых льгот получает преимущество. Таким образом, большинство резидентов в ОЭЗ находят для себя лишь налоговый оазис, а не площадку для развития нового механизма.

Для предприятий, располагающих на территории ОЭЗ, необходимо создать благоприятный инвестиционный климат для выгоды по условиям вложения капитала, а также условия должны быть более привлекательными, чем на территории других стран или зон, составляющих конкуренцию.

На данном этапе можно следить как наше правительство пытается улучшать инвестиционный климат и совершенствует законодательную базу, в следствие этого, уклоняться от уплаты налогов и утаивание прибыли становиться более трудно.

Таким образом, резиденты особых экономических зон имеют право использовать нормы, указанные в статьях 149,251 и 346.16 НК РФ. Также хочется отметить, что Правительству РФ для стимулирования инновационной деятельности на территории ОЭЗ необходимо вводить дополнительные льготы и увеличить срок действия уже имеющих, также внести усовершенствования в некоторые главы НК РФ (21 – налог на добавленную стоимость, 25 – налог на прибыль, 26.2 – упрощенная система налогообложения).

Предлагаемые условия для резидентов ОЭЗ весьма привлекательны, но несмотря на это ОЭЗ недостаточно конкурентноспособные и требуют совершенствования, налоговые льготы конечно привлекают инвесторов, но носят всего лишь временный характер, когда в аналогичных зонах предоставляют более постоянные и выгодные условия.

Текст статьи
  1. Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации : Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 03.07.2019)
  3. Митюрникова Л.А. Налогообложение -один из важнейших факторов развития рыночной экономики и малого предпринимательства в сфере сервиса // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 160.
  4. Егорова Е.Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России // Сервис в России и за рубежом. 2018. № 7 (34). С. 123.
  5. Кропова А.А. Эволюция особых экономических зон в России // Молодой ученый. 2017. № 4. С. 429.
  6. Передкова И.В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона // Социально-экономические явления и процессы. 2018. № 11. С. 92.
  7. Официальный сайт Минэкономразвития России. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/
  8. Официальный сайт ОЭЗ. Режим доступа: http://www.russez.ru/
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 08 мая по 14 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
18 мая
Загрузка в eLibrary
18 мая
Рассылка печатных экземпляров
26 мая