Главная
АИ #2 (2)
Статьи журнала АИ #2 (2)
К вопросу о методике проведения прокурорской проверки исполнения законодательств...

К вопросу о методике проведения прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства

Автор(-ы):

Воронина Наталия Александровна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

традиционное рыболовство
коренные малочисленные народы
прокурорская проверка
методика проведения прокурорской проверки

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности методики проведения прокурорской проверки за исполнением законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства. Проанализировано понятие «коренные малочисленные народы», а также проблемы причисления соответствующих лиц к указанной категории. Автором сделан вывод о необходимости осуществления мониторинга изменений законодательства и правоприменительной практики с целью актуализации и совершенствования существующих методических рекомендаций.

Текст статьи

Обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, включая защиту их традиционного образа жизни, является одним из основных принципов государственной национальной политики Российской Федерации [4]. В свою очередь, одной из ключевых составляющих такого образа жизни является традиционное природопользование, и в частности, добыча водных биологических ресурсов.

Таким образом, вопросы законности использования водных биологических ресурсов коренными малочисленными народами являются весьма актуальными и требуют особого контроля (надзора). Эффективность последнего может быть обеспечена, в том числе, деятельностью органов прокуратуры, и во многом зависит от качественности организации и проведения проверки.

Согласно традиционному научному подходу под методикой прокурорской проверки понимается комплекс научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективным организации, подготовке, производству действий, направленных на выявление нарушений, а также оценке полученных результатов и выбору адекватных мер прокурорского реагирования [7].

В существующих методических рекомендациях по организации и проведению проверки исполнения законов в указанной сфере не уделяется должного внимания вопросам правомерности участия представителей коренных малочисленных народов в добыче водных биологических ресурсов, в связи с чем не могут быть решены в полном объеме проблемы эффективного выявления правонарушений и использования соответствующих средств реагирования. Сказанное подтверждает актуальность избранной темы.

В контексте данной статьи обратим внимание на особенности прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства.

Прежде всего отметим, что рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (традиционное рыболовство) осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон). Согласно статье 25 Закона к субъектам осуществления традиционного рыболовства относятся коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общины [1].

Исходя из легального определения можно выделить 4 критерия принадлежности народов к категории «коренных малочисленных»:

  1. Проживание на территориях традиционного расселения своих предков;
  2. Сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла;
  3. Количественный критерий – насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек;
  4. Осознание себя как самостоятельного этнического общества [2].

В подзаконных актах рассматриваемое понятие определяется также как «народы, исторически проживающие в Российской Федерации, внесшие свой вклад в становление российской государственности» [3].

Одним из основных принципов законодательства о рыболовстве является учет интересов коренных малочисленных народов, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биологическим ресурсам для обеспечения собственной жизнедеятельности [5, с. 153]. Отметим, что порядок осуществления традиционного рыболовства устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Исходя из предписаний вышеуказанного законодательства, можно выделить следующие аспекты, на законность которых необходимо обращать внимание прокурору при проведении соответствующих проверок:

– предоставление водных биологических ресурсов в пользование именно в целях обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, акцентируя внимание на наличие у субъекта соответствующего статуса.

Отметим, что единый документ, удостоверяющий принадлежность лица к рассматриваемой категории, на данный момент отсутствует, что порождает проблему подтверждения представителями коренных малочисленных народов своего особого статуса для возможности получения предусмотренных законодательством преференций [6, с. 191].

– утверждение общих допустимых уловов применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов;

– заключение договоров на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловых участках для осуществления рыболовства.

В завершении отметим, что для обеспечения принятия законного и обоснованного решения по результатам прокурорской проверки за исполнением законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства, прокурорам необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг изменений законодательства и правоприменительной практики, обобщать практику проведения аналогичных проверок с целью формулирования общих подходов, позволяющих актуализировать и совершенствовать разработанные на современном этапе методические рекомендации.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
  2. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»
  3. Приказ Министерства региона развития РФ от 14.10.2013 г. № 444 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждениях и действиях, направленных на ликвидацию их последствий».
  4. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 (ред. от 06.12.2018) // СЗ РФ. –2012. №52. – С. 7477.
  5. Захарова Т.А. Правовое регулирование традиционного рыболовства коренных народов в Канаде и Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование)/ Т.А. Захарова// Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. –2018. – № 3.– С. 152-156.
  6. Тураев В.А. Традиционное рыболовство как конфликт интересов аборигенных сообществ, бизнеса и власти // Россия и АТР. 2017. С. 177-193.
  7. Методика и тактика проведения прокурорской проверки: учебное пособие / под ред. О.Н. Коршуновой. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014.

Поделиться

1721

Воронина Н. А. К вопросу о методике проведения прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства // Актуальные исследования. 2019. №2 (2). С. 26-28. URL: https://apni.ru/article/171-k-voprosu-o-metodike-provedeniya-prokurorskoj

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня