Обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, включая защиту их традиционного образа жизни, является одним из основных принципов государственной национальной политики Российской Федерации [4]. В свою очередь, одной из ключевых составляющих такого образа жизни является традиционное природопользование, и в частности, добыча водных биологических ресурсов.
Таким образом, вопросы законности использования водных биологических ресурсов коренными малочисленными народами являются весьма актуальными и требуют особого контроля (надзора). Эффективность последнего может быть обеспечена, в том числе, деятельностью органов прокуратуры, и во многом зависит от качественности организации и проведения проверки.
Согласно традиционному научному подходу под методикой прокурорской проверки понимается комплекс научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективным организации, подготовке, производству действий, направленных на выявление нарушений, а также оценке полученных результатов и выбору адекватных мер прокурорского реагирования [7].
В существующих методических рекомендациях по организации и проведению проверки исполнения законов в указанной сфере не уделяется должного внимания вопросам правомерности участия представителей коренных малочисленных народов в добыче водных биологических ресурсов, в связи с чем не могут быть решены в полном объеме проблемы эффективного выявления правонарушений и использования соответствующих средств реагирования. Сказанное подтверждает актуальность избранной темы.
В контексте данной статьи обратим внимание на особенности прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства.
Прежде всего отметим, что рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (традиционное рыболовство) осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон). Согласно статье 25 Закона к субъектам осуществления традиционного рыболовства относятся коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общины [1].
Исходя из легального определения можно выделить 4 критерия принадлежности народов к категории «коренных малочисленных»:
- Проживание на территориях традиционного расселения своих предков;
- Сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла;
- Количественный критерий – насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек;
- Осознание себя как самостоятельного этнического общества [2].
В подзаконных актах рассматриваемое понятие определяется также как «народы, исторически проживающие в Российской Федерации, внесшие свой вклад в становление российской государственности» [3].
Одним из основных принципов законодательства о рыболовстве является учет интересов коренных малочисленных народов, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биологическим ресурсам для обеспечения собственной жизнедеятельности [5, с. 153]. Отметим, что порядок осуществления традиционного рыболовства устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Исходя из предписаний вышеуказанного законодательства, можно выделить следующие аспекты, на законность которых необходимо обращать внимание прокурору при проведении соответствующих проверок:
– предоставление водных биологических ресурсов в пользование именно в целях обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, акцентируя внимание на наличие у субъекта соответствующего статуса.
Отметим, что единый документ, удостоверяющий принадлежность лица к рассматриваемой категории, на данный момент отсутствует, что порождает проблему подтверждения представителями коренных малочисленных народов своего особого статуса для возможности получения предусмотренных законодательством преференций [6, с. 191].
– утверждение общих допустимых уловов применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов;
– заключение договоров на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловых участках для осуществления рыболовства.
В завершении отметим, что для обеспечения принятия законного и обоснованного решения по результатам прокурорской проверки за исполнением законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства, прокурорам необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг изменений законодательства и правоприменительной практики, обобщать практику проведения аналогичных проверок с целью формулирования общих подходов, позволяющих актуализировать и совершенствовать разработанные на современном этапе методические рекомендации.