Авторы:
Воронина Наталия Александровна
Рубрика
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, включая защиту их традиционного образа жизни, является одним из основных принципов государственной национальной политики Российской Федерации [4]. В свою очередь, одной из ключевых составляющих такого образа жизни является традиционное природопользование, и в частности, добыча водных биологических ресурсов.
Таким образом, вопросы законности использования водных биологических ресурсов коренными малочисленными народами являются весьма актуальными и требуют особого контроля (надзора). Эффективность последнего может быть обеспечена, в том числе, деятельностью органов прокуратуры, и во многом зависит от качественности организации и проведения проверки.
Согласно традиционному научному подходу под методикой прокурорской проверки понимается комплекс научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективным организации, подготовке, производству действий, направленных на выявление нарушений, а также оценке полученных результатов и выбору адекватных мер прокурорского реагирования [7].
В существующих методических рекомендациях по организации и проведению проверки исполнения законов в указанной сфере не уделяется должного внимания вопросам правомерности участия представителей коренных малочисленных народов в добыче водных биологических ресурсов, в связи с чем не могут быть решены в полном объеме проблемы эффективного выявления правонарушений и использования соответствующих средств реагирования. Сказанное подтверждает актуальность избранной темы.
В контексте данной статьи обратим внимание на особенности прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства.
Прежде всего отметим, что рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (традиционное рыболовство) осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон). Согласно статье 25 Закона к субъектам осуществления традиционного рыболовства относятся коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общины [1].
Исходя из легального определения можно выделить 4 критерия принадлежности народов к категории «коренных малочисленных»:
В подзаконных актах рассматриваемое понятие определяется также как «народы, исторически проживающие в Российской Федерации, внесшие свой вклад в становление российской государственности» [3].
Одним из основных принципов законодательства о рыболовстве является учет интересов коренных малочисленных народов, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биологическим ресурсам для обеспечения собственной жизнедеятельности [5, с. 153]. Отметим, что порядок осуществления традиционного рыболовства устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Исходя из предписаний вышеуказанного законодательства, можно выделить следующие аспекты, на законность которых необходимо обращать внимание прокурору при проведении соответствующих проверок:
– предоставление водных биологических ресурсов в пользование именно в целях обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, акцентируя внимание на наличие у субъекта соответствующего статуса.
Отметим, что единый документ, удостоверяющий принадлежность лица к рассматриваемой категории, на данный момент отсутствует, что порождает проблему подтверждения представителями коренных малочисленных народов своего особого статуса для возможности получения предусмотренных законодательством преференций [6, с. 191].
– утверждение общих допустимых уловов применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов;
– заключение договоров на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловых участках для осуществления рыболовства.
В завершении отметим, что для обеспечения принятия законного и обоснованного решения по результатам прокурорской проверки за исполнением законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства, прокурорам необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг изменений законодательства и правоприменительной практики, обобщать практику проведения аналогичных проверок с целью формулирования общих подходов, позволяющих актуализировать и совершенствовать разработанные на современном этапе методические рекомендации.
Список литературы
Поделиться
Воронина Н. А. К вопросу о методике проведения прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства // Актуальные исследования. 2019. №2 (2). С. 26-28. URL: https://apni.ru/article/171-k-voprosu-o-metodike-provedeniya-prokurorskoj
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru