К вопросу о методике проведения прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства
научный журнал «Актуальные исследования» #2 (2), декабрь '19

К вопросу о методике проведения прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства

В статье рассмотрены особенности методики проведения прокурорской проверки за исполнением законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства. Проанализировано понятие «коренные малочисленные народы», а также проблемы причисления соответствующих лиц к указанной категории. Автором сделан вывод о необходимости осуществления мониторинга изменений законодательства и правоприменительной практики с целью актуализации и совершенствования существующих методических рекомендаций.

Аннотация статьи
традиционное рыболовство
коренные малочисленные народы
прокурорская проверка
методика проведения прокурорской проверки
Ключевые слова

Обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, включая защиту их традиционного образа жизни, является одним из основных принципов государственной национальной политики Российской Федерации [4]. В свою очередь, одной из ключевых составляющих такого образа жизни является традиционное природопользование, и в частности, добыча водных биологических ресурсов.

Таким образом, вопросы законности использования водных биологических ресурсов коренными малочисленными народами являются весьма актуальными и требуют особого контроля (надзора). Эффективность последнего может быть обеспечена, в том числе, деятельностью органов прокуратуры, и во многом зависит от качественности организации и проведения проверки.

Согласно традиционному научному подходу под методикой прокурорской проверки понимается комплекс научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективным организации, подготовке, производству действий, направленных на выявление нарушений, а также оценке полученных результатов и выбору адекватных мер прокурорского реагирования [7].

В существующих методических рекомендациях по организации и проведению проверки исполнения законов в указанной сфере не уделяется должного внимания вопросам правомерности участия представителей коренных малочисленных народов в добыче водных биологических ресурсов, в связи с чем не могут быть решены в полном объеме проблемы эффективного выявления правонарушений и использования соответствующих средств реагирования. Сказанное подтверждает актуальность избранной темы.

В контексте данной статьи обратим внимание на особенности прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства.

Прежде всего отметим, что рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (традиционное рыболовство) осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон). Согласно статье 25 Закона к субъектам осуществления традиционного рыболовства относятся коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общины [1].

Исходя из легального определения можно выделить 4 критерия принадлежности народов к категории «коренных малочисленных»:

  1. Проживание на территориях традиционного расселения своих предков;
  2. Сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла;
  3. Количественный критерий – насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек;
  4. Осознание себя как самостоятельного этнического общества [2].

В подзаконных актах рассматриваемое понятие определяется также как «народы, исторически проживающие в Российской Федерации, внесшие свой вклад в становление российской государственности» [3].

Одним из основных принципов законодательства о рыболовстве является учет интересов коренных малочисленных народов, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биологическим ресурсам для обеспечения собственной жизнедеятельности [5, с. 153]. Отметим, что порядок осуществления традиционного рыболовства устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Исходя из предписаний вышеуказанного законодательства, можно выделить следующие аспекты, на законность которых необходимо обращать внимание прокурору при проведении соответствующих проверок:

– предоставление водных биологических ресурсов в пользование именно в целях обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, акцентируя внимание на наличие у субъекта соответствующего статуса.

Отметим, что единый документ, удостоверяющий принадлежность лица к рассматриваемой категории, на данный момент отсутствует, что порождает проблему подтверждения представителями коренных малочисленных народов своего особого статуса для возможности получения предусмотренных законодательством преференций [6, с. 191].

– утверждение общих допустимых уловов применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов;

– заключение договоров на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловых участках для осуществления рыболовства.

В завершении отметим, что для обеспечения принятия законного и обоснованного решения по результатам прокурорской проверки за исполнением законодательства в сфере осуществления традиционного рыболовства, прокурорам необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг изменений законодательства и правоприменительной практики, обобщать практику проведения аналогичных проверок с целью формулирования общих подходов, позволяющих актуализировать и совершенствовать разработанные на современном этапе методические рекомендации.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
  2. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»
  3. Приказ Министерства региона развития РФ от 14.10.2013 г. № 444 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждениях и действиях, направленных на ликвидацию их последствий».
  4. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 (ред. от 06.12.2018) // СЗ РФ. –2012. №52. – С. 7477.
  5. Захарова Т.А. Правовое регулирование традиционного рыболовства коренных народов в Канаде и Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование)/ Т.А. Захарова// Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. –2018. – № 3.– С. 152-156.
  6. Тураев В.А. Традиционное рыболовство как конфликт интересов аборигенных сообществ, бизнеса и власти // Россия и АТР. 2017. С. 177-193.
  7. Методика и тактика проведения прокурорской проверки: учебное пособие / под ред. О.Н. Коршуновой. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря