Главная
Конференции
Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии
Применение форм социально-культурной деятельности в формировании корпоративной к...

Применение форм социально-культурной деятельности в формировании корпоративной культуры организации

Секция

Искусствоведение и культурология

Ключевые слова

корпоративная культура
форма социально-культурной деятельности
классификация
информационно-просветительные формы социально-культурной деятельности
социально значимые формы социально-культурной деятельности
спортивно-оздоровительные формы социально-культурной деятельности
развлекательно-игровые формы социально-культурной деятельности

Аннотация статьи

В статье рассмотрено понятие, цели и задачи корпоративной культуры организации; дано обоснование применения форм социально-культурной деятельности в формировании корпоративной культуры; предложена классификация форм социально-культурной деятельности для развития корпоративной культуры Комплексно-ресторанного Центра «Горняк» г. Рудный Республики Казахстан; выделены блоки информационно-просветительных, социально значимых, спортивно-оздоровительных, развлекательно-игровых форм социально-культурной деятельности; дана характеристика каждого из предложенных блоков; подтверждена значимость указанных форм в развитии корпоративной культуры организации.

Текст статьи

Современный мир характеризуется динамичным развитием и активными интегративными изменениями. В таких условиях происходит всестороннее формирование культурной политики не только государств и отдельных территорий, но и различных организаций, необходимым условием успешного развития которых является наличие качественно разработанной и осуществляемой корпоративной культуры. Исследование этого феномена в последние годы происходит на новом, более высоком теоретическом и практическом уровнях, разрабатываются методы и способы ее влияния на формирование благоприятной и творческой атмосфере в коллективе, при которой сотрудники самостоятельно участвуют в выработке решений и в дальнейшем максимально качественно их реализуют.

Развитие корпоративной культуры является процессом, требующим рассмотрения и применения различных подходов, форм, методов и средств социально-культурной деятельности (СКД), направленных не только на индивидуальное развитие личности, ее социально-культурную активность в условиях организации, но и на решение таких задач, как:

  • преодоление и решение скрытых конфликтов среди различных иерархических, профессиональных и социальных групп в организации;
  • определение роли и участия каждого сотрудника организации в ее внешних и внутренних процессах;
  • согласование представления каждого члена управленческой команды о организации и происходящих изменениях и тренинг личной эффективности.

Формы социально-культурной деятельности, являясь конкретными типовыми акциями, рассчитанными на массовую или дифференцированную аудиторию, выступают в качестве элементов единого культурно-досугового процесса организации, реализуемых с целью выполнения текущих и перспективных задач.

Применение различных форм социально-культурной деятельности способствует развитию изобретательности, творческого и интеллектуального потенциала сотрудников организации, их эмоционального восприятия.

Исследование данного вопроса позволило нам реализовать попытку классификации тех форм социально-культурной деятельности, которые были применены для развития корпоративной культуры Комплексно-ресторанного Центра «Горняк» г. Рудный Республики Казахстан. Для достижения поставленных целей и задач Центр должен функционировать как единый слаженный механизм, где каждый элемент понимает и принимает общую цель и всестороннее способствует ее достижению. Именно поэтому нами разработана программа эффективного развития корпоративной культуры Центра продолжительностью в один год, все мероприятия которой мы условно разделили на четыре блока – в зависимости от тех задач, которых преследуют то или иное мероприятие: информационно-просветительные, социально значимые, спортивно-оздоровительные, развлекательно-игровые. Рассмотрим данные блоки подробнее.

1. Информационно-просветительные формы СКД. Данный блок форм характеризуется широким использованием информационных технологий и предполагает деловой формат проведения. Основной задачей блока является обучение сотрудников, мероприятия проводятся для повышения их компетентности и квалификации.

  • К массовым формам мы относим участие в межрегиональном форуме, проведение ежегодной конференции по развитию Центра с участием его партнеров, skype-конференции с коллегами из других городов и стран. Особенностью использования массовых форм является участие в них не только администрации Центра, но и начальников подразделений, отделов и их ведущих специалистов.
  • Групповыми формами выступает проведение экскурсий, совещаний, корпоративных семинаров, презентаций, встреч за круглым столом, брифингов, ролевых и деловых игр, тренингов, мастер-классов, кейс-стади, интеллектуальных игр, лекций, диспутов. При проведении таких форм происходит взаимодействие сотрудников внутри подразделений, если это форма реализуется в рамках одного отдела, или же, когда форма реализуется, например, среди руководителей подразделений, появляется возможность их деловой коммуникации и развития креативности и дружественного отношения.
  • К индивидуальным формам относятся: коучинги, беседы, онлайн курсы повышения квалификации по психологии, менеджменту, маркетингу, PR и рекламе. Данные формы направлены на обучение конкретных специалистов, принимающих участие в разработке стратегически важных для Центра направлений деятельности.

2. Социально значимые формы СКД. Подобные формы проводятся для решения следующих задач: развитие корпоративной культуры организации, решение социально значимых проблем и формирование положительного имиджа Центра. На протяжении многих лет Центр выступает социальным партнером различных акций, фестивалей детского творчества и т.д. К основным формам данного блока мы относим:

  • разработку и реализацию социально-культурных и благотворительных акций, социальных проектов. Ежегодно сотрудниками Центра осуществляются проекты в поддержку малообеспеченных групп населения, людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, людей с ограниченными возможностями здоровья, детей.
  • церемонии награждения. Данная форма подразумевает ежемесячный и ежегодный выбор победителей в различных номинациях среди сотрудников Центра, например «Лучший администратор», «Лучший официант», «Самый эффективный менеджер» и т.д.
  • съемка фильма об организации. Создание короткометражных роликов и полноформатного видеофильма о Центре является не только способом привлечения населения в Центр, но и позволяет сконцентрировать внимание персонала на создании трепетного отношения к месту работу, уважения его истории и деятельности.

3. Спортивно-оздоровительные формы СКД. Данное направление развития корпоративной культуры Центра способствует формированию здорового образа жизни, любви к физической культуре и спорту, повышению психологической устойчивости и функциональных возможностей всего организма, воспитанию трепетного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.

Особенностями реализации спортивно-оздоровительных форм в организации являются:

  • участие в них не только сотрудников Центра, но и их семей, детей, родителей и т.д.;
  • участие не только во внутренних мероприятиях Центра, но и в городских спортивных событиях с обязательной группой поддержки, сформированной из сотрудников Центра.

4. Развлекательно-игровые формы СКД. Данные формы способствуют созданию условий для неформального общения, отдыха и культурного времяпрепровождения. В этом блоке мы также выделяем массовые, групповые и индивидуальные формы СКД:

  • массовыми формами являются День рождения Центра, конкурсно-игровые программы, праздники, концерты, вечера встреч, творческие встречи с известными людьми города и Республики Казахстан, культурно-массовые мероприятия, флешмобы, перфомансы, заочные викторины, фото- и видеоохоты.
  • групповые формы – это квесты, выставки творчества, творческие мастерские, коллективно-творческие дела, танцевально-развлекательные программы, утренники для детей сотрудников, Дни именинника.
  • среди индивидуальных форм – кулинарные поединки.

Представленный перечень форм социально-культурной деятельности выступает как эффективная система развития и обучения коллектива, способствующая созданию всесторонних условий для формирования корпоративной культуры. Гармоничное соединение информационно-просветительных, социально значимых, спортивно-оздоровительных и развлекательно-игровых событий позволяет удерживать баланс между формальным и неформальным общением, создает обширное поле для развития креативности, взаимоуважения, мотивации сотрудников, что, в свою очередь, эффективно влияет на достижение главных целей деятельности организации.

Список литературы

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. - 1996.
  2. Емельянов Е.Н., Поварницына Е.Е. Психология бизнеса. - М.: АРМАДА, 1998.
  3. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как Ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса. - М.: Альпина Паблишер, 2003.
  4. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. - М.: МГУК, 2004. - 136 с.
  5. Конев, В.А. Культура и Интернет / В.А.Конев // ART-менеджер - 2002. - №1. - С.12-14.
  6. Красильников, Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: учеб.пособие / Ю.Д.Красильников. - М., 1995. - 74 с.

Поделиться

2968

Пучкина А. М. Применение форм социально-культурной деятельности в формировании корпоративной культуры организации // Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 января 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 14-17. URL: https://apni.ru/article/1716-primenenie-form-sotsialno-kulturnoj-deyateln

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января