На протяжении веков семья и государство понятия взаимосвязанные. Любое сильное государство заинтересованно в укреплении института семейных взаимоотношений, роста благосостояния каждой отдельной семьи и как следствие увеличения рождаемости. Необходимо проведение комплекса мероприятий по оздоровлению образа жизни, укреплению здоровья населения, усилению роли семьи в воспитании подрастающего поколения, пропаганды традиционных семейных ценностей, взаимоотношений между мужчиной и женщиной, особенно когда в некоторых странах например в Швеции с 1 мая 2009 года разрешены однополые браки и усыновление данными лицами детей, замене понятий «отец и мать» на «родитель 1 и родитель 2» во Франции, что само по себе приводит к утрачиванию ценности брака и семейных отношений в их традиционной форме.
Семью в современном мире следует рассматривать как основу общества и принимать все меры к недопущению смещения приоритетов особенно молодых людей к достижению только материальных ценностей и положения в обществе, а именно жить только для себя, не задумываясь о продолжении рода.
От приоритетов государственной семейной политики, в том числе связанной с поддержкой и укреплением ценностей семейной жизни, созданием условий осуществления семьей ее функций, в значительной степени зависит обеспечение демографического роста, что является одной из основных задач Российской Федерации указанных в послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию.
К одному из способов достижения поставленных перед государством целей в укреплении семейных ценностей, выполнения семьей своих функций и обеспечения прав членов семьи можно отнести проектный подход.
С нашей точки зрения проектный подход в решении проблем семей будет способствовать повышению эффективности проводимой работы специалистом по социальной работе, в том числе при осуществлении консультирования.
По нашему мнению консультирование – это краткосрочная деятельность специалиста по социальной работе направленная на выявление сущности проблемы получателя социальных услуг, а так же оказания помощи в принятии решения и выбор различных методов работы. Одним их методов работы является применение проектного подхода.
Проектный подход формируется на теории ряда наук, таких как менеджмент, маркетинг, психология и др. Понятие проектного подхода строится на основании определения проекта. Рассмотрим несколько определений проекта разных исследователей.
По мнению В.М. Сафронова проект – «уникальная совокупность взаимосвязанных работ, обладающих следующими отличительными чертами: ограниченность времени; четкие цели, которые должны быть достигнуты с одновременным выполнением ряда технических, экономических и других требований; внутренние и внешние взаимосвязи операций, задач, ресурсов; определенная степень уникальности целей проекта и условий его осуществления; неизбежность различных конфликтов» [7, с.126-127].
С позиций учебной дисциплины «управление проектами» проект – это система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению [1, с.86].
По мнению Л.Я. Кудринской социальный проект – «это выражение конечных результатов социальной деятельности, изображенное при помощи коммуникатов (знаковых сообщений)» [5, с. 35].
Т.П. Дьячек, Д.Н. Кирш считают, что социальный проект - это целевая авторская конструкция позитивного социального нововведения при ограниченности ресурсов его осуществления [2, с.87].
В.А. Луков определяет, что социальный проект – «это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, (которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению)» [6, с. 6].
Рассмотрев определения понятия проекта с нашей точки зрения проект – это нововведение, у которого раннее не было аналогов, помогающее решить определенные поставленные цели и задачи при помощи определенного набора инструментов.
Наличие различных точек зрения на понятие проекта связано с широким спектром сфер, в которых используется проектный подход. Схожей чертой для всех определений проекта является набор возможностей, ресурсов, инструментов и ограничений, с помощью которых можно преобразовать в лучшую сторону различные учреждения, объекты, людей и отношения.
По мнению Г.А. Компанейцева каждый проект состоит из процессов. Первый тип процессов связан с продуктом проекта, включает в себя жизненные циклы, а процессы второго типа, в свою очередь ориентированы на организацию работ [4].
Управление проектами рассматривается с точки зрения разных подходов. О. Дойникова рассматривает управление проектами как комплекс мер, заключающих в себе планирование, мотивацию и контроль, направленных на достижение поставленных результатов. Н.Ю. Тюмбинская придерживается подхода, что управление проектами – это искусство руководства и координации человеческих, нематериальных и материальных ресурсов на всех жизненных фазах проекта за счет использования новых методов управления для достижения намеченных результатов [4].
Сущность управления проектами выражается реализацией проекта с максимально возможной эффективностью при ограничениях по времени, финансовым и материальным ресурсам, а также качеству конечных результатов проекта [8].
Из приведенных определений можно сделать вывод о том, что управление проектами всегда направлено на достижение конкретных целей и задач, с помощью определенного специалистом инструментария, определенных мер, мероприятий.
Социальные службы могут использовать проектный подход для управления как один из способов достижения поставленных задач. Но для этого необходимо понимать, что включает в себя понятие проектного подхода.
Т.Н. Жукова определяет проектный подход как подход к управлению, предполагающий образование проектов как способ решения наиболее значимых для предприятия задач. С точки зрения А.В. Анцеева проектный подход – это систематическое определение и менеджмент проектов, применяемых предприятием и взаимодействие этих проектов. Э.В. Строилова понимает проектный подход как методологию деятельности, в основе которого лежит создание или преобразование объекта, обладающего новыми, уникальными свойствами [4].
Используя проектный подход в работе с семьями «группы риска» специалисты должны следовать раду принципов: сбалансированности, оптимальности, комплексности, межфункциональности, перспективности.
Важно отметить что применение проектного подхода в социальном консультировании семей «группы риска» поможет специалистам по социальной работе привести их задумки и планы в определенную систему в виде проектов и программ, в которых четко можно прописать цели, задачи, учесть риски, выявить ожидаемые и конечные результаты и в итоге проанализировать эффективность проводимой работы.
Таким образом, проектный подход в организации социального консультирования семей «группы риска» помогает проявит специалисту по социальной работе творческий подход. Проект с семьями «группы риска» осуществляется на определенных этапах, каждый их которых имеет определенные особенности. К таким особенностям можно отнести изучение проблем семей «группы риска», формулировка актуальной социальной проблемы, определение целей и задач проекта, составление плана мероприятий и их реализация, оценка и контроль выполнения намеченных целей и задач, анализ и подведение итогов по проекту для семей «группы риска». Использование проектного подхода в социальной работе с семьями «группы риска», на наш взгляд, позволит повысить правовую грамотность родителей и детей, при помощи консультирования. Также в зависимости от целевой установки семей «группы риска» специалист по социальной работе может предложить им проектное консультирование. Оно включает поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация – программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист по социальной работе.