Автор(-ы):
Кожакова Алина Ивановна
Секция
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
В 2018 г. российское правительство инициировало масштабную пенсионную реформу, предполагающую постепенное повышение пенсионного возраста у мужчин и женщин до 65 и 60 лет соответственно. В статье рассмотрены особенности новой пенсионной реформы РФ. Также в статье раскрыты отрицательные стороны реформы и ее нововведения для граждан страны. Кроме того, в статье указана проблемная сторона проводимой реформы и вместе с тем обозначен эффект от преобразований пенсионной реформы для российского бюджета.
Текст статьи
Центральным положением инноваций в законодательстве о пенсионном обеспечении граждан РФ является подъем пенсионного возраста: для женщин – 60 лет; для мужчин – 65 лет. Вместе с тем увеличение возрастных границ будет осуществляться несколькими этапами – с применением адаптивного периода, который подойдет к концу в 2028 году. В результате данных решений в казне ПФ будет сосредоточена сумма, которой в достаточной степени хватит для выплаты соответствующих пособий. Авторы нового закона полагают, что к 2028 году усредненная пенсия в Российской Федерации составит 20 тыс. рублей. Иные не очень популярные пункты пенсионной реформы будут компенсированы льготами. Например, с 1 июля 2019 года пенсия по старости определена на 6 месяцев раньше, чем предложенный законом период. На данную пенсию имеют право гражданки 1964-1965 г.р. и граждане, которые родились в период с 1959-1960 года.
Отличительной спецификой пенсионной реформы являются [1]:
Негативными моментами пенсионной реформы являются:
Нововведениями Пенсионной реформы 2019 являются [1]:
На сегодняшний день эффект от преобразований для российского бюджета уже есть. По подсчетам специалистов Национального Рейтингового Агентства (НРА), в 2019 году российский бюджет сэкономил на выплатах 21,5 млрд. рублей. К концу 2020 года он достиг уже 48 млрд. рублей. При этом расчеты производились, исходя из средней величины пенсии – 15,5 тыс. рублей и периода средневзвешенной выплаты - 3,5 месяца [2].
По итогам первых 9 месяцев 2019 года по данным Счетной палаты, численность пенсионеров по старости уменьшилась на 401,3 тыс. человек [3]. С 1 января 2019 года страховые пенсии неработающим пенсионерам проиндексировали на 7,05% – в среднем на 1 тыс. рублей. Работающим пенсионерам с 1 августа пенсии увеличили на 185 рублей.
Однако, проблемой остается не индексация пенсии по инфляции или чуть выше, а проблема в снижении соотношения пенсий и зарплат [4]. Средняя номинальная зарплата в стране в 2019 году выросла на 7,5% до 47,468 тыс. рублей. Без повышения пенсионного возраста соотношение средней пенсии по старости к средней зарплате снизилось бы с 33,5% в 2018 году до 29% в 2030 и до 23-24% к 2050 году.
При этом ускоренный рост пенсий потребует не только всей «экономии» от повышения – около 2 трлн. рублей за весь период, но и увеличения бюджетных трансфертов: около 500-600 млрд. рублей за 5 лет [5]. Кроме того, около 80-100 млрд. рублей уйдет на реализацию мер по смягчению последствий повышения пенсионного возраста (программы переобучения граждан предпенсионного возраста, повышение пособий по безработице).
Таким образом, хотя Пенсионная реформа 2019 совершенно не пользуется популярностью у одной части населения – для другой части населения она все же имеет свои плюсы. Но, у многих работающих соотечественников остается вопрос: «доживут ли они до получения пособия?». Очевидно одно – будет трудно, ведь уровень бедности людей предпенсионного возраста существенно повысится.
Список литературы
Поделиться
Кожакова А. И. Пенсионная реформа Российской Федерации // Актуальные исследования. 2021. №1 (28). С. 77-78. URL: https://apni.ru/article/1719-pensionnaya-reforma-rossijskoj-federatsii