Центральным положением инноваций в законодательстве о пенсионном обеспечении граждан РФ является подъем пенсионного возраста: для женщин – 60 лет; для мужчин – 65 лет. Вместе с тем увеличение возрастных границ будет осуществляться несколькими этапами – с применением адаптивного периода, который подойдет к концу в 2028 году. В результате данных решений в казне ПФ будет сосредоточена сумма, которой в достаточной степени хватит для выплаты соответствующих пособий. Авторы нового закона полагают, что к 2028 году усредненная пенсия в Российской Федерации составит 20 тыс. рублей. Иные не очень популярные пункты пенсионной реформы будут компенсированы льготами. Например, с 1 июля 2019 года пенсия по старости определена на 6 месяцев раньше, чем предложенный законом период. На данную пенсию имеют право гражданки 1964-1965 г.р. и граждане, которые родились в период с 1959-1960 года.
Отличительной спецификой пенсионной реформы являются [1]:
- ежегодное индексирование пенсий на 1% – выше официальной ставки инфляции (5,5-6,6%);
- в процессе переходного периода функционируют те же условия для выхода на заслуженный отдых, что действовали и ранее – минимальный 10-летний трудовой стаж и присвоенные 16,2 балла;
- жители сельской местности, которые проживают или работают в деревне 30 лет, вправе получить надбавку к пенсионным выплатам в размере 25%;
- при выходе на досрочную пенсию по выслуге лет государственным служащим будет продлен срок службы (с 15 до 20 лет), а выплаты ежегодно будут индексироваться на 3%;
- люди предпенсионного возраста (женщины 1963 и мужчины 1959 г.р. и старше) вправе рассчитывать на дополнительные льготы, например на освобождение от земельного налога и владение имуществом, скидки на оплату услуг ЖКХ, бесплатный проезд и медицинские препараты;
- планируется повысить установленную выплату, право на которую имеют только пенсионеры, которые не работают, достигшие старости, жители сельской местности или Севера, и те, на содержании которых пребывают иждивенцы.
Негативными моментами пенсионной реформы являются:
- увеличение числа граждан, которые не смогут выйти на пенсию из-за смерти;
- прочие расходы со стороны государства на переобучение;
- снижение реально располагаемых доходов граждан, (уровень бедности предпенсионеров будет на 3,5-4,2% выше, чем до реформы);
- падение спроса из-за уменьшения потребления.
Нововведениями Пенсионной реформы 2019 являются [1]:
- Оформить пособие можно раньше назначенного срока многодетным матерям.
- Нахождение женщины в декрете учитывается для определения страхового стажа.
- Учитель может пойти на пенсию по выслуге, имея стаж в 25 лет.
- Стаж для получения пенсионных выплат силовым структурам будет продлен.
- Женщины и мужчины, достигшие 55 и 60 лет соответственно, могут подать заявку о назначении пенсии на 2 года ранее намеченного срока в случае высокого трудового стажа.
- Произошло индексирование 1 пенсионного бала. В 2019 году - 87,24 рубля.
- Издан Указ о защите россиян предпенсионного возраста от необоснованного увольнения. В ТК РФ появилась статья о штрафных санкциях за дискриминацию по возрасту (ст. 144).
На сегодняшний день эффект от преобразований для российского бюджета уже есть. По подсчетам специалистов Национального Рейтингового Агентства (НРА), в 2019 году российский бюджет сэкономил на выплатах 21,5 млрд. рублей. К концу 2020 года он достиг уже 48 млрд. рублей. При этом расчеты производились, исходя из средней величины пенсии – 15,5 тыс. рублей и периода средневзвешенной выплаты - 3,5 месяца [2].
По итогам первых 9 месяцев 2019 года по данным Счетной палаты, численность пенсионеров по старости уменьшилась на 401,3 тыс. человек [3]. С 1 января 2019 года страховые пенсии неработающим пенсионерам проиндексировали на 7,05% – в среднем на 1 тыс. рублей. Работающим пенсионерам с 1 августа пенсии увеличили на 185 рублей.
Однако, проблемой остается не индексация пенсии по инфляции или чуть выше, а проблема в снижении соотношения пенсий и зарплат [4]. Средняя номинальная зарплата в стране в 2019 году выросла на 7,5% до 47,468 тыс. рублей. Без повышения пенсионного возраста соотношение средней пенсии по старости к средней зарплате снизилось бы с 33,5% в 2018 году до 29% в 2030 и до 23-24% к 2050 году.
При этом ускоренный рост пенсий потребует не только всей «экономии» от повышения – около 2 трлн. рублей за весь период, но и увеличения бюджетных трансфертов: около 500-600 млрд. рублей за 5 лет [5]. Кроме того, около 80-100 млрд. рублей уйдет на реализацию мер по смягчению последствий повышения пенсионного возраста (программы переобучения граждан предпенсионного возраста, повышение пособий по безработице).
Таким образом, хотя Пенсионная реформа 2019 совершенно не пользуется популярностью у одной части населения – для другой части населения она все же имеет свои плюсы. Но, у многих работающих соотечественников остается вопрос: «доживут ли они до получения пособия?». Очевидно одно – будет трудно, ведь уровень бедности людей предпенсионного возраста существенно повысится.