Современные реалии развития любого государства чрезвычайно ярко говорят о роли предпринимательства в достижении экономического роста и благосостояния общества. Предпринимательство как отдельный пласт экономики представляет сбой мощный инструмент прогресса, очень точно и чутко реагирующий на любые изменения внешних факторов будь то реальные доходы населения, научные открытия, колебания финансовых рынком, и даже успех внешнеэкономических отношений страны. Все возможные источники информации без устали говорят нам, что малый бизнес не заменим, его сегодняшний собственный успех определяет в некоторой доле завтрашнее благо государства; его значимость не оспорима и всеми признана.
Государство чрезвычайно серьезно воспринимает предпринимательство, выделяя его отдельным особым субъектом экономических отношений и возлагая на него значительную долю ответственности за развитие экономики. Сегодня именно малый бизнес обеспечивает более четверти рабочих мест страны, формирует одну четвертую внутреннего валового продукта, а в отдельных субъектах Российской Федерации создает более трети валового регионального продукта, обеспечивает весомую долю налоговых отчислений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны, способствует росту конкуренции, созданию инновационных технологий, наполнению потребительского рынка широким ассортиментом товаров, работ, услуг. Эти неоспоримо положительные тенденции ставят вопрос развития предпринимательства в разряд первоочередных государственных задач.
Однако, несмотря на столь значительное место в экономике, малый и средний бизнес в Российской Федерации, в силу его «молодости» и нестабильности экономических процессов, требует поддержки государства.
История становления в России современного малого и среднего предпринимательства очень непростая. Начиная со второй половины 80-х годов двадцатого века и по настоящее время, оно продолжает свое развитие. Пройдя сложные времена распада государства, галопирующей инфляции, давления организованной преступности на фоне неспособности государства защитить не только национальную экономику, но и население, крайней нестабильности законодательства, сегодня малый и средний бизнес состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности [5].
Рассматривая понятие «предпринимательство» с точки зрения российской действительности следует помнить об особенностях его становления. В Европе и Соединенных Штатах Америки, где традиционно наблюдается передовое развитие бизнеса, предпринимательство является результатом эволюции экономической инициативы широких слоев населения. И только со временем государство, осознав важность данного явления, стало искать пути его стимуляции и поддержки [3].
В России же в силу исторических особенностей развитие предпринимательства идет сверху вниз, когда государство после долгих лет жесткого подавления любых проявлений предпринимательских качеств у населения, дало свое разрешение на данный вид деятельности. И сегодня мы видим ситуацию, когда власть, осознавая неспособность экономики развиваться нужными темпами без участия МСП, активно призывает граждан к предпринимательству. Однако эти же граждане, по причине отсутствия должной нормативно-правовой базы, финансовой стабильности и поддержки, не торопятся пополнять ряды бизнесменов.
Зарождение и стихийное развитие российского предпринимательства началось в период с 1987 по 1991 годы. Именно в этот период были приняты первые ключевые для того времени законы: «О госпредприятии (объединении)», а также «Об индивидуальной трудовой деятельности», которые снимали запрет на частный бизнес и вводили некую организацию деятельности. На этом этапе происходило формирование законодательной базы, кредитно-финансовой системы, рост числа лиц, занимающихся индивидуальной деятельностью, расширение практики кооперации, накопление частного капитала, приватизация [1].
На этом этапе происходит развитие таких прогрессивных форм экономических отношений как аренда и кооперация, которые особенно широко стали применяться в сфере бытового обслуживания. Отрабатываемые в экономике принципы самоокупаемости, возвратности, нацеленности на результат дали начало развитию предпринимательских качеств у населения.
Категория «малое предприятие» в отечественной истории появилась лишь в 1990 году с принятием Закона СССР «О предприятиях в СССР». Кроме того, в 1991 году было принято постановление Правительства № 44Б «Критерии отнесения предприятий к малым». В этом документе были определены правила и принципы предпринимательской деятельности, а также установлен критерий отнесения к числу малых – среднее число ежегодно занятых на предприятии (не более 100 человек).
Важно понять, что именно на стартовом этапе сформировалась одна из основных черт отечественного частного бизнеса – началось бурное развитие предпринимательства в сфере торговли и услуг, в то время как государство ставило целью направить бизнес именно в сферу промышленности.
Причиной такого дисбаланса можно назвать абсолютное отсутствие, как со стороны государства, так и со стороны негосударственных и международных институтов, поддержки развития малого бизнеса и недоступность источников финансирования для последнего. В итоге уже со второго полугодия 1991 года темпы роста числа малых форм хозяйствования и новых «индивидуалистов» резко понизились, а в 1993 году приблизились к нулю.
Именно в это время государство начало осознавать свою экономическую заинтересованность в развитии бизнеса и предпринимает первые меры стимулирования и поддержки малого предпринимательства путем предоставления налоговых льгот.
Первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, а также рекомендации для разработки региональных программ были утверждены Правительством Российской Федерации в 1994 году. Ответственным за исполнение программы, государственную политику и поддержку в сфере малого бизнеса было определено Министерство экономики, которое уже в реформированном виде выполняет эти функции и по сей день.
Начиная с 1993 года, отмечается период быстрого роста числа предпринимательских организаций. Так к началу 1994 года количество субъектов СМП составляло порядка 900 тыс., а число занятых – 8500 тыс. человек [4]. Именно в это время проводится работа по четкой регламентации деятельности малых предприятий, по некоторым направлениям нормативно-правовая база корректировалась и совершенствовалась, а по некоторым создавалась впервые.
Период с 1994 по 1995 годы знаменуется фактическим созданием системы организаций и учреждений поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях власти.
Была сформирована единая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержке малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства. Осуществлялась финансовая поддержка малых предприятий за счет средств специализированных фондов. Вводились льготы по местным налогам, выделялись средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Были образованы и действовали агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство [2].
Однако уже 1996 году прирост форм малого бизнеса сократился и составлял в среднем 5,8% в год. Государство стало направлять все свое внимание на топливно-энергетический комплекс, экспорт сырья, т.е. отрасли экономики не типичные для предпринимательства.
Еще большим стопором развития отечественного бизнеса стал финансовый кризис августа 1998 года. Более половины предпринимателей прекратили свою деятельность. Однако кризис ударил не только по мелкому частному бизнесу, но и по крупным игрокам, что дало возможность первым войти на новые рынки и занять новые ниши.
В посткризисный период государство начинает воспринимать малое предпринимательство как гарант социальной стабильности в обществе в силу его малой зависимости от ситуаций на внутренних и мировых рынках. Именно в это время были приняты, бесспорно, прогрессивные для страны законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лизинге», «О лицензировании отдельных видов деятельности».
С 2002 по 2008 год в стране отмечался стабильный рост и развитие предпринимательства. Государство начинает осознавать необходимость перехода к партнерским взаимоотношениям между властью и предпринимательством и начинает активную работу по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, в том числе путем привлечения предпринимательства в формировании и реализации государственной политики.
Однако глобальный финансово-экономический кризис 2007-2008 годов, начавший свое шествие по мировым экономикам с кризиса в финансовом секторе США, повлиял и на кредитную систему РФ, что в свою очередь сделало заемные средства для отечественного бизнеса совершенно не доступными. Начавшийся к этому времени рост объемов производства и доходов малого и среднего предпринимательства резко сократился. Однако, учитывая накопленный правительством и бизнесом опыт, данный кризис уже не вызвал в России шока 1998 года. В течение более чем года кредитно-финансовая система компенсировала последствия всех негативных явлений и начала свое восстановление, государством был разработан и успешно реализован ряд антикризисных мер: снижение налогового бремени, меры налогово-бюджетного стимулирования, субсидирование процентных ставок по кредитам бизнеса, а также стимулирование лизинга.
На современном этапе развития предпринимательства следует отметить качественный рост бизнеса, он становится более ответственным – уходят в прошлое массовое присутствие в экономике фирм-«однодневок», созданных для прикрытия сомнительных финансовых операций, сокращается объем денежных средств, выводимых бизнесом в иностранные государства. Правительство также повышает качество всей политики в сфере малого и среднего предпринимательства: совершенствуется система финансовой поддержки, ее меры становятся более эффективными, сокращается дистанция между бизнесом и государством, усиливается инфраструктура поддержки, совершенствуется законодательство, упрощаются процедуры.