Творчество Анны Петровны Буниной малоизвестно и практически не изучено. В настоящий момент ей посвящена статья в Биографическом словаре [4], издан сборник её стихотворений «Неопытная муза» [2], который открывается двумя работами современных литературоведов: статьёй Марии Нестеренко «Уроки «Неопытной музы» [3] я и статьёй Максима Амелина, написанной в соавторстве с Марией Нестеренко, «Девица Анна Бунина. Хроника жизни и творчества» [1].
Вопрос об уходе поэтессы в забвение до конца не раскрыт в этих статьях. Так сказать, неясна причина случившегося. Либо это страшная болезнь, которая настигла Анну Петровну в самом расцвете сил. Именно ей посвящены стихотворения: «Майская прогулка болящей» (1811) и «Глас горести» (1801). В них поэтесса изображает боль, как «змия», сосущего кровь. Также в этих произведениях автор говорит на интимную тему – вероисповедание. Здесь она пишет о своей богооставленности и о небрежном даровании жизни. Либо это насмешки литературного кружка «Арзамас», члены которого называли поэтессу «литературным покойником» и «справляли панихиду в её честь». Так 25 ноября 1813 года выступил С.С. Уваров на очередном заседании, где прочитал «похвальное слово Бедной певице» (Арзамас: I, 307).
Но несмотря на эти жизненные препятствия, Анна Петровна оставила после себя большой след в русской литературе: не только лирику, в частности, сборник стихотворений «Неопытная муза», но и различные переводы и теории стихотворства.
В произведениях поэтессы среди огромного количества образов чаще всего появляется образ смерти. Но он не повторяется, а каждый раз под её пером вырисовывается заново. Смерть примеряет множество масок, причём самых разных: от тонического чудовища до правительницы ада.
А что такое смерть для человека на самом деле? Ответов может быть достаточно много, стоит только задуматься над тленностью этого мира. Смерть – это понятие временное и растяжимое. О ней нельзя говорить с какой-то определённой точки зрения, иначе теряется её суть.
Побороть смерть человек не в силах. Это гораздо сильнее его. Ведь он в сравнении с ней маленький и беззащитный. Выше его множество субстанций, не поддающихся разуму. А их воплощения, которые представлены в книгах или на картинах, – не что иное как плоды фантазии их создателей.
Познакомившись ближе с понятием «смерть», давайте обратимся к бунинскому пониманию, которое находится в самой глубине её произведений.
В стихотворении «Песнь смерти», написанном в 1807 году, появляются чёткие черты лица и описание персоны, возможности которой беспредельны.
Поэтесса неспроста выбирает именно такой взгляд на уход человека из жизни. Она пытается донести до читателя, что смерть не всегда есть зло: в определённых ситуациях она является спасителем, врачом и даже защитником.
Как пишет автор: «сон мёртвых крепкий», и это действительно так. Смерть дарует земному человеку покой от страданий, войн, ударов мечей и даже напастей скудности и бедности.
К тому же среди возможностей Смерти поэтесса говорит об исцелении от «неизлечимых язв». Здесь она «преображается» в лекаря и проявляет заботу о человеке с тяжёлым заболеванием, она облегчает ему существование, забирая его душу в своё царство.
Следующей способностью этой особы автор считает хладнокровие. Она помогает человеку забыть о боли, которую ему причинила любовь. Очищая его жилы от «яда злых» и коварных чувств, гасит «пламень, жгущий кровь».
И в самом конце Певица отмечает силу скипетра Смерти. С ним не справится ни одно поколение, законы его преодолеть невозможно. Этот жезл позволяет превратиться в любое существо. Именно поэтому в произведениях Буниной мы можем часто встретить не одну маску, имеющуюся у смерти.
В басне «Смерть и ея придворные», написанной в 1809 году, поэтесса раскрывает сильную духом правительницу ада: царица предстаёт как властная, непокорная женщина. В её облике различимы лишь синие губы и пустые глазницы. О ней ничего больше не сказано, но сколько эмоций появляется при прочтении. Мы ощущаем её присутствие во всех деталях.
В первую очередь обращает на себя внимание указ, изданный Смертью. Это своего рода манифест на розыск наперсника, который бы не только выделялся среди всех своими делами, подвигами, но и способностью «рукою … наполнять гробницы».
После оглашения указа множество «сволочей» прибежало к ногам правительницы. Они извивались, пытались прислуживать – все безрезультатно. Ответ её величества сразил всех наповал. На первый взгляд, она выбрала непримечательного кандидата, но сколько могущества над смертными она получила рядом с ним. Имя его ужасающе, но оно прекрасно подошло ей. Царице ада не приходится больше воздерживаться от празднеств и пиров: она стала вершителем судеб рядом со своим новым наперсником – Невоздержанием.
Маску утончённой натуры Смерти Анна Петровна показывает нам в стихотворении «С приморского брега», написанном в 1806 году. С первой строфы поэтесса изображает райское местечко, в котором лирическая героиня пыталась найти покой. Она искала его везде и всюду: и в «зареве алом» заката, и в «розовом пламени камина», и в морских глубинах, и в «гласе арфы златой». Но достичь умиротворения ей не давала болезнь. Она рассекала ей душу и боронила тело ужасной болью, высушивала кровь, заполняла вены смертельным ядом.
После крика души в последней строфе Бунина пишет о том, что настолько устала от свирепой болезни. Просит на коленях у моря, арфы и пламени сопровождать её до царства смерти.
Смерть примеряет маску и светлых существ. Анна Бунина называла их «ангелочками». Одно из них появляется в коротком четверостишии под названием «Ангел смерти», написанном в 1806 году. Несмотря на крохотные размеры, это создание обладало определенным могуществом: владело скипетром из мака, которое направляло на больного, тем самым помогало страдающему человеку обрести покой.
Часто Смерть появляется перед человеком на короткий срок лишь для того, чтобы забрать жизнь и унести в своё царство. Для этого нужен всего какой-то миг. Но и для такого короткого времени нужна соответствующая маска.
Именно в один миг преобразилась Смерть в произведении «Философия бабочки», написанном в 1806 году. Оно больше похоже на басню, в которой приведены размышления разных существ о смерти.
По сюжету прекрасный хоровод бабочек в один летний день попадает в комнату, уставленную огромным количеством разных вещей.
Среди всех этих замечательных предметов быта летуньи заметили свечи. Для них всегда было лишь одно светило, до которого долететь им невозможно, а в той комнате оно находилось настолько близко, что и «ленивой долетит». И вот одна за другой они ринулись к этому свету, и всего за один миг погибли в огне.
Осталось только две: одна пыталась восхвалить свои возможности, совсем не оценивая действительности; другая – отговорить подругу от глупого поступка. Но не послушалась, и в тот же миг нашла, подобно многим, «в огне свою могилу».
Анализируя данные образы и меняющиеся маски на лице смерти, стоит отметить исключительный поэтический талант Анны Петровны Буниной. Благодаря ему, она оставила значительный след в искусстве. О ней слагались стихи и песни многими поэтами и композиторами. Но в последнее время, к сожалению, мы забыли не только о личности первой женщины – поэта, но и в том числе о замечательных её открытиях в области философской лирики, которую, в определённом смысле, унаследовали такие известные поэты, как В. Кюхельбекер, К. Батюшков, М. Лермонтов и Ф. Тютчев.