Главная
АИ #1 (28)
Статьи журнала АИ #1 (28)
С какой целью интеллигенция Узбекистана репрессировалось в эпоху сталинизма?

С какой целью интеллигенция Узбекистана репрессировалось в эпоху сталинизма?

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

Сталин
репрессия
интеллигенция
культ личности
политические цели
нация
научные умы
развитие науки

Аннотация статьи

В ниже следующей статье приводится некоторые предвидения и факты по отношению к представителям узбекской интеллигенции в период правления Сталина. А также идет рассуждение о целях проводимых репрессий и об их последствиях.

Текст статьи

Ужесточение законов о труде, принудительное прикрепление рабочих к производству, а сельского населения к колхозам, привлечение к уголовной ответственности за опоздания на работу и другие меры, которые привели к тяжелым последствиям, были продуктами тоталитарной системы.

В формировании в стране административно-бюрократической системы, тоталитарного правления большую роль сыграл И.В. Джугашвили (Сталин). Он пришел к власти в 1922 году, когда его избрали первым секретарем Центрального Комитета руководящей партии. А в конце 20-х годов его уже считали вождем пролетариата, “отцом народов”. Сталин очень ловко отстранил сильных людей, которые могли с ним соперничать. С теми, кто был в оппозиции к нему, очень жестоко расправлялся, объявлял, что они против идей Ленина, против социализма, что они вредители, “враги народа”.

Период 20-30 годов прошел под строгим контролем Центра. Даже небольшое отступление от указаний партии считалось контрреволюционной деятельностью. Лжеидея Сталина о том, что "при социализме усиливается классовая борьба”, положила начало репрессивной политике по всей стране. Придуманное ЦК ВКП/б/ “правая опасность в партии” стала началом массовых арестов “троцкистов”.

IV съезд (1929 г.) компартии Узбекистана завел механизм репрессий под маской борьбы против групповщины в партийных организациях. Первыми попали под репрессии те руководители и представители творческой интеллигенции, которые стремились на местах возродить национальную культуру, улучшить условия жизни населения. Таким образом, были обвинены в национализме видные партийные и государственные деятели республики Т. Рыскулов, А. Рахимбаев, Н. Туракулов, И. Хидиралиев, К. Атабаев, С. Хужанов и другие. Тем людям, которые стремились внедрять альтернативные пути социально-экономического развития, не давали спокойно жить и работать. Их обвиняли в оппортунизме, отходе от идей “мирового коммунизма”, “троцкизме” и в других грехах. Дела, которые потом получили название “инагамовщина”, “касымовщина”, “группа 18”, были сфабрикованы таким образом.

В конце 1929 года были арестованы члены организации “Миллий истиклол” под руководством Мунаввар Кари Абдурашидханова. Из 85 арестованных были расстреляны 15 человек, остальные были отправлены в исправительно-трудовые лагеря. Видные общественные деятели Маннон Абдуллаев (Рамз), Носир Саидов, Махмуд Ходиев (Боту), Хосил Василов и Собир Кодиров были приговорены к смерти, потом этот приговор заменили длительным тюремным заключением.

В конце 20-х годов в Узбекистане, как и в других республиках, был поддержан путь ликвидации частного капитала, нэпманов и помещичьих хозяйств в краткие сроки. Нэпманы и помещики все были объявлены самыми опасными врагами социалистического строительства.

В 1930 году была проведена чистка в аппарате Государственного Банка и была арестована группа руководящих кадров. Было сфабриковано дело “касымовщина”, связанное с делом бывшего председателя Верховного суда Республики. Все судебные дела были направлены на уничтожение крупных политических деятелей. Во всем этом большую роль сыграло стремление к неограниченной власти и попытки решения хозяйственных проблем административным путем руководства страны во главе со Сталиным.

Начиная с февраля 1930 года, в Узбекистане началась компания ликвидации кулацких хозяйств. Как и в других республиках, она проводилась с грубыми нарушениями законов и прав человека. Только в Мирзачульском районе (Ташкентский округ) 75 хозяйств были ликвидированы как кулацкие хозяйства. Во многих районах были ликвидированы не только кулацкие хозяйства, но и хозяйства со средним достатком и бедняцкие хозяйства. Таким образом, только в 1930 году в Узбекистане были ликвидированы 2648 кулацкие и байских хозяйств. Число ликвидированных хозяйств в 1930-1933 годах достигло 5,5 тысяч, многие "кулаки" были насильно переселены в районы бывшего Союза, в основном на Украину и в Сибирь.

Новый этап репрессий в бывшем Союзе и его начало связаны с XVII съездом ВКП/б/ (1934 г) и рассмотренными на нем организационными вопросами. В конце съезда были проведены выборы секретарей ЦК партии. Из числа кандидатов самое большое число голосов набрал С.М. Киров.

Через некоторое время после XVII съезда партии С.М. Киров был убит. Это событие дало толчок началу репрессий широкого масштаба в партии и по всей стране. Называлась она борьбой против врагов Кирова, но на самом деле было сведение счетов с теми, кто не очень верил Сталину и отдал больше голосов Кирову.

Из числа 1 956 делегатов XVII съезда партии были репрессированы 1 108 делегатов. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК партии были репрессированы 98 человек, или 70 процентов.

Сталин, делая выводы, стал убирать сильных, активных руководителей партии. Волна репрессий достигла своего апогея в 1937-1938 годах. Были сфабрикованы обвинения на таких партийных и государственных руководителей, как: Зиновьев, Бухарин, Рыков, Пятаков, Томский и другие. По всей стране искали “зиновьевцев”, “каменевцев”, “бухаринцев” и других. Тысячи людей с такими “ярлыками” или казнены, или были отправлены в лагеря. В Узбекистане волна репрессий началась с арестов крупных и известных деятелей партийного и государственного аппарата. Органы политического управления (ОГПУ) сфабриковали обвинения против Ф. Ходжаева, А. Икрамова, Д. Манжары, С. Сегизбаева, А. Каримова и др. под общим названием “диверсия” против советов. Они были лидерами республики, которые могли защитить ее интересы, интересы населения, трудящихся. Они понимали опасность культа личности, гегемонии партии. Но и они, имея на местах большую власть, не смогли остановить усиления репрессий и в итоге сами стали их жертвами.

В Узбекистане были организованы широкомасштабная агентурная слежка и массовые аресты. В августе-сентябре месяце несколько тысяч человек попали во внутренние тюрьмы республиканского Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД). Среди них были секретари ЦК Узкомпартии С.Болтабоев, И. Худайкулов, А. Цехер, начальники отделов ЦК М. Шермухамедов, М. Усмонов, К. Берегин, секретари Уз ЛКСМ (ЦК Уз ЛКСМ) И. Ортиков, Т. Рыскулов, Ф. Тарасов, наркомы республики; А.Исламов, М. Турсунходжаев, секретари обкомов партии Д. Ризаев, К. Болтаев, Н. Исроилов, Ю. Ирисметов и др. К весне 1938 года более 60 процентов секретарей районных, городских и областных партийных комитетов, а во второй половине этого года еще 114 секретарей того же уровня были репрессированы.

В 1934-1938 годах по всему Узбекистану были репрессированы более 40 тысяч человек. Из них 730 человек были расстреляны как “враги народа”.

Все категории населения Узбекистана попали под волну арестов. В годы так называемого “социалистического строительства” под пресс репрессий попал почти весь цвет узбекской интеллигенции. Против них устраивали заговоры, на них клеветали, против них лжесвидетельствовали (надо отметить, что в репрессиях большую роль играл предательство, стремление занять место другого, месть, с помощью доносов некоторых представителей нашего народа.). Среди репрессированных были такие великие представители узбекского народа, как А. Кодирий, А. Фитрат, А. Чулпон, К Алиев, Ш. Сулаймон, У. Носир, О.Хошим, М. Суфизода, А. Екубов, Миен Бузрук Солихов и другие.

Таким образом, формировался и усиливался тоталитарный режим, порядок, который устанавливался с помощью массового террора и репрессий, который силой устранял инакомыслие и инициативность, жестоко попирал человечность и демократию. Отрицательно сказались политика тоталитаризма, культ личности и сталинские репрессий в просветительской сфере. В 30-е годы многие честные учителя были репрессированы как “враги народа”. Их семьи, как и другие семьи врагов народа, увольнялись со своих рабочих мест, исключались из партийных и комсомольских организаций, выселялись из своих мест проживания.

В те годы принимались такие законы, по которым можно было применять высшую меру наказания с 12 лет. Детей нередко расстреливали вместе со старшими. Катастрофически уменьшалось число педагогических кадров. Руководители системы просвещения, ученые-педагоги арестовывались и уничтожались как “враги народа”.

Тоталитарный режим сталинизма не только уничтожил независимость и суверенитет Узбекистана, но и растоптал гражданские права, вековые национальные ценности, обычаи, традиции, вероисповедание. С установлением тоталитарного режима стали преследоваться религиозные деятели, верующие, установился порядок под девизом, что “в при социализме нет места религии”. Основная часть религиозных деятелей была отправлены в лагеря, мечети закрывались, многие из них были превращены в склады и конюшни. Многим творившимся в то время делам можно только удивляться. Если во время обыска в каком-то доме или учреждении находили книгу, написанную на арабской графике, владельцу этой книги угрожала очень большая опасность. Например; жительницу села Беговул Гурланского района Хорезмской области 80- летнюю Бибигуль Исмоилову обвинили в чтении религиозной литературы и арестовали, она умерла, не выдержав тяжелые тюремные условия. Как выясняется, она, когда к ней пришли с обыском, читала книгу “Ахлокул - мухсинин” (“Хорошие манеры”). В то время такие абсурдные наказания можно было встретить нередко, и люди стали опасаться не только читать, но и хранить у себя книги, написанные на арабской графике.

Такими методами в Узбекистане был установлен тоталитарный режим, во время которого, несмотря на все усилия большевиков и их приспешников сохранилось много честных, верных своей идеям людей, благодаря которым сохранилось много народных ценностей и достояний узбекской республики.

Список литературы

  1. Власть и интеллигенция. Сб. ст. Вып. 1,2. / Отв. ред. Ю.С. Новопашин. РАН. Ин-т слявянов и балканистики. – М.: ИСБ, 1992. – Вып.1. – 218 с. Вып. 2 – 198 с.
  2. Воздвиженский В. Позиция. "Новый мир" шестидесятых годов // В мире книг. – 1988. – №3.
  3. Волков B.C. К научной концепции истории советской интеллигенции // В поисках исторической истины. Сб. ст. / Сост. Л.С. Красовская. – Л.: Лениздат, 1990. – 199 с.
  4. Вопросы теории и истории культурно-просветительной работы: Межвуз. сб. науч. статей / Отв. ред. Н.Н. Рощупкина / Москов. гос. ин-т к-ры. -М.: Изд-во МГИК, 1977. – 42 с.
  5. Гефтер М. От анти-Сталина к не-Сталину: непройденный путь // Гефтер М. Из тех и этих лет. Сб. Фонд им. Н.И. Бухарина - М.: Прогресс, 1991.
  6. Гетегежев В.А. Грани новой жизни. Социально-эстетические закономерности художественной культуры. – Нальчик: Эльбрус, 1983. – 223 с.

Поделиться

2869

Сайидова М. Г. С какой целью интеллигенция Узбекистана репрессировалось в эпоху сталинизма? // Актуальные исследования. 2021. №1 (28). С. 59-62. URL: https://apni.ru/article/1724-s-kakoj-tselyu-intelligentsiya-uzbekistana

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря