Культура чтения, бесспорно, является одной из фундаментальных достижений человечества в целом. К 21 веку мы пришли к «вершине» электрической эпохи, который привел человечество к научно-техническому прогрессу, появляются новые формы получения и распространения информации. Таким образом, происходит популяризация новейших средств коммуникации, Технические новинки воздействуют на устоявшиеся способы деятельности.
Меняется мировосприятие людей. Выросло уже целое поколение, воспитанное не в атмосфере книжности, а в окружении мультимедиа» [1, с. 164]. Читательская грамотность и читательская культура во все времена высоко ценились мировым сообществом.
В развитых странах грамотность именно «читающая личность» во все времена считалась неизменной ценностью.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы состоит в том, что читающее общество является неоспоримым условием общества демократического. Учеными доказано, что чтение развивает память, улучшает мозговую активность, снижает уровень стресса в организме.
Практическая направленность данного исследования: возможность использования материала во время педагогических советов, при работе преподавателей в школах и иных учебных заведениях и подготовке студентами рефератов и докладов.
В Финляндии, например, решением проблемы чтения занимается Министерство культуры и правительства. Проводится активная пропаганда чтения. Была предложена политика решения данной проблемы, учитывающая каждую ступень создания книги. Принятые меры привели к отличным результатам. Были выделены средства для постройки новых библиотек, улучшилось библиотечное обслуживание населения. Жители, не имеющие возможности посещать библиотеки, получили доступ к чтению [2, с.5].
В Германии для приобщения к чтению используют новые мультимедийные средства, был создан проект Antolin (проект поддерживается издательством Antolin). Целью проекта является создание детского книжного портала, ориентированного на интерактивное содействие чтению. Суть проекта в том, чтобы младшее поколение имело возможность самим выбрать нужные произведения, затем следуют вопросы по системе Antolin по конкретному произведению. Данный метод развивает критическое мышление и сознательное чтение. Ребенок учится глубже понимать произведение. С помощью Antolin учителя могут проследить путь развития своих учеников и таким образом создать базу для целенаправленной поддержки чтения на уроке [2, с.5].
Во Франции борются с данной проблемой по-другому. На улицах стало популярным чтение вслух. Волонтеры передвигаются по улицам и для желающих читают различные произведения. В медицинских учреждениях появились полки с детскими книгами, чтобы ожидание лечения или приема перед кабинетом врача проходило с пользой. В общественных местах есть специальные стенды с изображением отрывков классических произведений литературы.
В Англии работа над популяризацией чтения происходит на ином уровне. К учебным заведениям прикрепляются современные писатели и продолжают свою работу над созданием произведений, при этом активно они активно сотрудничают с учащимися. Таким образом, получается творческий тандем «ученик-писатель». Целью работы не ставили поиск талантливых детей, главная задача состояла в том, чтобы приобщить учащихся к чтению и к литературному творчеству. Жанры произведений были различные – как небольшие по объему стихотворные произведения, так и масштабные работы, созданные коллективом учеников.
В целях повышения образовательного уровня в школах и иных учебных заведениях государства многих стран выделяют огромные суммы на развитие библиотек. Министерство образования следит за тем, чтобы доступ к информационным ресурсам был равен для всех, в том числе и для преступников, больных и т.п.
Активно проводятся акции, во время которых дети бесплатно получают книги. Также продолжается автоматизация библиотек с целью их будущего развития. Существует программа «Уверенный старт», которая направлена на улучшение здоровья нации и роста ее образовательного потенциала. В школах есть программа «Летнее чтение», в которой дети получают задания на лето, учащиеся, получившие наибольшие баллы, получают призы.
Читательская культура достигает более высокого уровня при введении в школах «Читательских часов», во время которых учащиеся вместе с педагогом не только знакомятся с произведениями классиков русской и зарубежной литературы, но и анализируют их, занимаются поиском лексических значений непонятных слов, составляют синквейны, разгадывают кроссворды и т.п. Учащиеся старших классов могут подготовить доклады по прочитанным произведениям или написать сочинения.
В различных центрах детского творчества, домах культуры следует активно организовывать кружки с читательским уклоном. В подобных кружках младшее поколение сможет изучать особенности жанров литературы, появится возможность изучить детям составление проектов, программ. Подобные занятия будут полезны как во время обучения в школе, так и высших и средних учебных заведениях. Эффективность вышеназванных мероприятий может быть высокой только в случае, когда семья, школа и библиотека работают сообща.
Общие усилия могут способствовать повышению статуса предмета литературы в школе и в вузе. В ходе исследований была доказана эффективность влияния чтения на человека. Школьник, читающий дополнительную литературу, владеет культурой чтения, имеет аналитическое мышление, умеет находить пути решения различных проблем, гармонично развивается.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что проблема культуры чтения занимает важное место не только в нашей стране, но и в других, более развитых и развивающихся. Государства разрабатывают программы, позволяющие повышать уровень читательской культуры населения. Для их успешной реализации важно сотрудничество школы с семьей и библиотеками. Только общими усилиями можно достичь великих целей.