научный журнал «Актуальные исследования» #1 (28), январь '21

Правовые проблемы противодействия бесконтактному сбыту наркотиков в интернет-пространстве

В статье рассматриваются проблемные вопросы оперативно-розыскного противодействия бесконтактному сбыту наркотических средств, психотропных веществ, с использованием электронных платёжных систем и устройств. В научной статье проведен анализ современного состояния наркоситуации в России, а также намечены перспективы совершенствования механизма противодействия распространению наркотических средств посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Аннотация статьи
раскрытие преступлений
электронные платёжные системы
информационно-телекоммуникационные технологии
наркотики
бесконтактный сбыт
преступность
эффективность
Ключевые слова

Проблема наркобизнеса и наркомании официально признана ООН одной из наиболее важных глобальных угроз современности наряду с терроризмом. В этом качестве для нее характерны: все расширяющиеся масштабы и география употребления наркотиков в мире; сращивание общеуголовной и наркопреступности с организованной преступностью, гигантские прибыли и коррумпированность властей, служащие основой для отмывания наркодолларов; тесная взаимосвязь злоупотреблений наркотиками с эпидемиями ВИЧ, СПИДа, гепатита, туберкулеза, венерических и других инфекционных смертельно опасных заболеваний.

Наряду с тенденцией к увеличению потребления наркотиков в мире происходит переструктуризация каналов их производства, доставки и сбыта, важнейшей особенностью которой стало то, что сегодня в мире не осталось государств, которые так или иначе не сталкивались бы с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией. Наблюдается все более масштабное использование новых территорий государств для транзита наркотиков.

По оценкам МВД России, число наркоманов в нашем государстве колеблется в пределах 2,5 млн. человек. Ежегодный оборот наркорынка нашей страны составляет 8-10 млрд. долл., через государственную границу в год проходят наркотики на сумму около 300 млрд. долл., примерно 200 тыс. человек «обслуживают» наркосеть. Российского государства [5].

Причиной, косвенно способствующей незаконному распространению наркотиков и наркомании в настоящее время, является бурное развитие российского сегмента всемирной коммуникационной сети Интернет, которая применительно к затронутой проблеме обнаруживает свои отрицательные стороны.

Наркобизнес – одна из самых опасных преступных видов деятельности, заключающая в себе сбыт, хранение, перевозку наркотических средств. Преступные группировки используют наркотические средства для получения денег. В Российском наркобизнесе наиболее часто сбываются «тяжелые» наркотики, такие как героин, анаша, марихуана, экстази [4].

Образуют наркобизнес наркоканалы, которые являются путями передвижения наркотиков. В них, участники наркомафии, имеют общее для них всех стремление к добыванию преступных средств, а также к власти [3].

Желание иметь огромные деньги и уничтожить российскую молодежь, будущее российской нации, помогают наладить не только сбыт запрещенного товара, но и производство новых веществ с внедрением наукоемких технологий. Это позволяет наркобизнесу идти в ногу со временем, осваивая и внедряя новые технологии, проводя эксперименты.

Практика противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в последние годы показывает, что все чаще преступления в этой сфере совершаются при помощи сети Интернет. Преступники стремятся к максимальному обезличиванию, широко используют различные анонимайзеры, подмены IP и физических адресов компьютеров и устройств; способы заказа как бесконтактные, так и сбыта наркотиков. Не теряет актуальности снижение доступности сайтов, торговых площадок, агрегаторов для сбыта наркотиков [6].

Так, интернет-магазины по продаже наркотиков имеют настолько простой и понятный интерфейс, что любой сможет разобраться и сделать свой заказ. При чем попадают туда в основном, из-за любопытства в том числе и подростки, набрав замысловатые буквы в поисковой строке Яндекса, которые они видят прямо на улице.

Интернет-магазины наркотиков имеют свой прайс-лист с ценниками, систему отзывов, даже акции, к примеру: «Купи два пакетика по цене одного». Заманить новых потребителей они могут первой бесплатной дозой, прекрасно понимая, что она не будет последней. Работают такие магазины на анонимных серверах. После оформления заказа платежи принимаются через электронный кошелёк или другой простой формой оплаты. После оплаты товара покупатель на телефон получает sms с координатами закладки, где можно забрать товар.

Для установки закладок наркоторговцы используют услуги «кладменов» или закладчиков. Это самое низшее, не считая потребителей, звено наркобизнеса. В такую сеть вовлекаются часто несовершеннолетние, которых манит желание заработать «легкие» деньги, часто не осознавая преступности своих действий.

Работа закладчика самая незащищенная из всей цепочки наркобизнеса. Работая «на земле», велика вероятность попасться в поле зрения полиции, а соскочить с такой работы практически невозможно. Ведь обладая паспортными данными «кладмена», его действиями легко управлять, а также сдать «неугодного работника» в руки полицейским.

Кроме того, можно попасть в «долговую яму» из-за пронырливых «чаек». «Чайки» – это безденежные наркоманы, ворующие закладки, выслеживая закладчика. Получают закладчики от 100 до 500 рублей за закладку, а потом это трансформируется в приговоре в наказание от 4 до 8 лет лишения свободы.

При таком распределении ролей в наркобизнесе люди из одной цепочки, могут вовсе не знать друг друга, никогда не встречаться лично со своим «начальством». Один формирует заказы через интернет, другой - фасует товар, третий-разносит их по адресам, выполняя роль закладчика. А организатор производит оптовые закупки товара и распределяет партии фасовщикам.

Выявить организаторов весьма проблематично. Большие деньги они тратят для обеспечения своей безопасности, покупая «левые» IP-адреса и мобильные номера. Полученный доход проходит через несколько платежных систем и «электронных кошельков». Правоохранительным органам определить последовательность таких операций достаточно трудно, одним из эффективных средств выявления все-таки остается оперативно-розыскная деятельность. Мы полагаем, что можно высказать предложение о наделении субъектов ОРД правом создания интернет-сайтов (форумов) для выявления и установления лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков.

Путем использования терминологии «клады» наркотические средства маркируются как нечто ценное, не всем доступное. Определенная часть целевой аудитории наркоторговцев (личностно-незрелые, лица с конформной, неустойчивой акцентуацией характера, внушаемые лица и др.) вовлекается в распространение этих идей, идентифицируется, как им представляется, с этими «удачливыми» наркопотребителями, что снижает порог страха перед последствиями незаконного потребления наркотиков и повышает вероятность использования указанных сайтов [7].

Несмотря на усилия правоохранительных органов, прокуратуры, Роскомнадзора по выявлению и прекращению их деятельности, сайты продолжают функционировать, меняя домены, названия, адреса регистрации.

Анализируя их содержание, оформление, способы связи со сбытчиками, можно отметить, что, как правило, они обладают структурой, обеспечивающей максимальное удобство пользователя (или «юзабилити») – от 3 до 11 видов наркотических средств, сопровождаемых изображением; декларируют анонимность приобретения, использование легких для пользователя способов связи, доступность наркотических средств и отсутствие риска «подъема закладов». Внимание пользователя на указанных сайтах привлекается за счет использования картинок эротического или иного содержания, оформление в ярких цветах (красный, оранжевый) или, наоборот, при помощи использования черного фона с концентрацией непосредственно на предлагаемых видах наркотических средств. Для сохранения правдоподобности «обратной связи» сайты допускают среди отзывов и негативные, например, о том, как пользователь не сразу нашел «заклад», но связался с оператором и добился успеха.

Адвокаты, занимающиеся защитой обвиняемых по наркопреступлениям, отмечают ряд сложностей для привлечения к ответственности их подзащитных, действующих через интернет. Первая проблема – анонимность. После задержания лица, имеющего при себе наркотики, его первым делом допрашивают. Если задержанный получил наркотики через закладку, то максимум, что он может сообщить оперативникам, – это название площадки и магазина. Выносится постановление о выделении дела в отношении неустановленного лица, и следователь получает очередной «глухарь».

Сегодня оперативные методы не позволяют выявить конкретных лиц, сбывающих вещества через интернет. Стандартная тактика правоохранительных органов не работает, поскольку оперативники привыкли работать с людьми, когда цепочка раскручивается с помощью информаторов и свидетелей, которые знают друг друга лично. А впоследствии сотрудничают с правоохранителями, чтобы улучшить свое положение и добиться смягчения приговора. При продаже наркотиков с помощью «закладок» такая система дает сбой.

Вторая проблема – вопросы квалификации и установление вины. Хранение, приобретение и перевозка – это подавляющее большинство приговоров для наркоторговцев. Когда производится задержание реальных «дилеров», без проведения «проверочной закупки», доказать умысел на сбыт весьма затруднительно, а при торговле наркотиков с помощью закладок, то проводить закупку не имеет смысла, поскольку в лучшем случае задержат только «кладмена».

С учетом презумпции невиновности все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, поэтому «дилеры» уходят от уголовной ответственности.

«Проверочная закупка» – самое важное доказательство сбыта. Сотрудники правоохранительных органов часто провоцируют обычных потребителей на сбыт. Лица, имеющие судимость по данной статье, под давлением оперативников просят кого-либо приобрести для них по закладке, забрать и передать дозу. После передачи «добровольца» задерживают и предъявляют обвинение по сбыту, хотя реальные дилеры в сети Интернет при этом остаются безнаказанными [2].

Сейчас большинство дел, которые доходят до суда, это дела обычных потребителей наркотиков. Реальных «дилеров» задерживают крайне редко и в основном это происходит разово, а не при плановой длительной разработке.

Министерство внутренних дел России опубликовало проект новой антинаркотической стратегии, рассчитанной до 2030 года.[8] Проект стратегии разработан в связи с тем, что предыдущая завершает действие в 2020 году. В новом документе дано определение государственной антинаркотической политики и ее генеральной цели, а также представлен перечень направлений для ее достижения.

Кроме того, в проекте анализируется текущее состояние ситуации в данной области в России. Отмечается, что правоохранительные органы за последние 10 лет выявили более 2 млн преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, более 72% из которых относятся к тяжким и особо тяжким. Объем изъятых из оборота запрещенных веществ превысил 400 тонн.

13 февраля 2020 года появилась информация о создании во всех территориальных органах МВД России подразделений по борьбе с распространением наркотиков в интернете. В декабре 2019 года был разработан законопроект, который предусматривает до двух лет лишения свободы за пропаганду наркотиков в сети Интернет и культивирование наркосодержащих растений. По нашему мнению, это позволит несколько приостановить рост наркопреступлений.

Самой главной проблемой остается проблема квалификации и разграничения уголовной ответственности по статье 228 УК РФ. Так как, неправильная квалификация ломает жизни и судьбы молодых людей. В наркобизнесе под удар попадают в первую очередь рядовые потребители или «кладмены». Ошибочная квалификация и назначение срока этим лицам порождает рецидивную преступность среди наркоторговцев, наркопроизводителей и т.д. Задержанный «кладмен» с 50 г вещества или героином будет отбывать срок на протяжении 15 лет. Закладчик будет отбывать наказание, а распространитель продолжит свой бизнес и наймет нового работника.

Таким образом, чтобы не увеличивалась рецидивная преступность в данной сфере, необходимо правильно квалифицировать деяния по статье 228 УК РФ [1], с учетом роли, мотивов и цели содеянного. То, что преступление, совершается лицом под психологической вербовкой в Интернете, обещаниями «легких» денег и прочими уловками организаторов наркобизнеса, необходимо учитывать при вынесении наказания этим лицам и более эффективно выявлять организаторов наркобизнеса для вынесения им справедливого и строгого наказания, вплоть до пожизненного лишения свободы.

В этой связи, мы считаем, что необходимо законодательное закрепление возможности установления контроля за информацией, передаваемой при помощи интернет-мессенджеров, а также внести изменения в ч.7 ст. 185 УПК РФ о том, что в случаях, не терпящих отлагательства, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (в частности электронные сообщение) могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 165 УПК РФ.

Текст статьи
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10108000.
  2. Безрядин В. И., Роганов С. А. Криминалистические аспекты понятия «наркобизнес» // Ленинградский юридический журнал, 2012 https://cyberleninka.ru/(дата обращения 30.12.2020)
  3. Кравченко А.Н. Уголовно-правовые проблемы борьбы с наркобизнесом. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Краснодар, 1999. 31с.
  4. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2019 года: https://мвд.рф/reports/item/16239015 (дата обращения 30.12.2020)
  5. Наркобизнес в России: http://narcot.com/index.php/narco/timnarco/61-narcobiznesruss (дата обращения 30.12.2020)
  6. Суходолов, А. П., Бычкова А. М. Борьба с незаконным оборотом наркотиков: экономические, криминологические и правовые аспекты // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2016. Т. 10, № 2. C. 211–223.
  7. Характерные особенности преступного наркобизнеса: https://isfic.info/krime1/krims96.htm (дата обращения 30.12.2020)
  8. Проект новой антинаркотической стратегии: https://regulation.gov.ru/ (дата обращения 30.12.2020)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 ноября по 03 декабря
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 декабря
Загрузка в eLibrary
07 декабря
Рассылка печатных экземпляров
15 декабря