«Тяжело в учении – легко в походе»
А.В. Суворов
В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации идёт планомерное и последовательное модернизация, затрагивающая все области обеспечения безопасности государства. В связи с этим возрастает роль обучения и воспитания курсантов военных вузов, повышаются требования к их военно-профессиональной и боевой, физической и психологической подготовке, готовности к дальнейшей службе в воинских частях и подразделениях.
Воспитание в военно-учебном заведении – это процесс целеустремленного и организованного воздействия должностных лиц военного управления, профессорско-преподавательского состава на сознание и волю военнослужащих, а также формирование воинских коллективов на основе педагогического взаимодействия в целях совершенствования морально-волевых, психологических и профессиональных качеств курсантов, развития и укрепления их духовных и физических сил. Воспитание издавна относилось к разряду самых трудных и важных дел. Неслучайно со времен Петра I воспитанию уделялось огромное внимание в русской военной школе. Наиболее характерными чертами системы воспитания являлись опора на национальные традиции и обычаи, широкое использование воинских ритуалов; умелое сочетание воинского и религиозно-нравственного воспитания; бережное отношение к истории регулярной армии, пропаганда героического прошлого; использование лучших традиций русской армии.
А.В.Суворов писал: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием – и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!» [6, с. 320].
Таким образом, цель воспитания курсантов и слушателей состоит в формировании у них не только научного мировоззрения, но и готовности к освоению военной профессии, верности воинскому долгу и войсковому товариществу, дисциплинированности и на этой основе достижения высокого уровня морально-психологического состояния личного состава, сплоченности коллективов и способности подразделений успешно решать практические задачи учебно-воспитательного процесса. Стоит выделить несколько основных видов воспитания, которым необходимо уделять пристальное внимание при подготовке курсантов военных учебных заведений в частности:
- Гуманистическое – целью которого является гармоничное развитие личности курсанта и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического взаимодействия;
- Нравственное – основой которого являются этические требования современного общества и формирование у курсанта системы морально-нравственных ценностей;
- Интеллектуальное – направлено на развитие интеллектуальных способностей личности курсанта, интереса к познанию окружающего мира и себя, формирование культуры учебного труда;
- Физическое – направленное на физическое развитие человека, совершенствование его двигательных навыков, умений, повышение иммунитета и работоспособности человека, а также тренировку силы воли и характера;
- Трудовое – предполагает социально-трудовую адаптацию курсанта к жизни в обществе, развитие трудовых качеств личности курсанта: добросовестности, трудолюбия, ответственности, формирования положительного отношения к труду.
В контексте нынешних реалий, а также имеющихся методик воспитания личности курсантов следует отметить, что любое высшее военное учебное заведение – это своего рода классический университет – тип высшего учебного заведения, в котором образовательный процесс, пронизанный научным содержанием, ведется собранием лидеров, учёных-новаторов, которые «обрастают» учениками [5, с. 591]. При этом, несмотря на имеющуюся достаточно жесткую модель и алгоритм реализации воспитания курсантов военного вуза (на основе устава, несения караульной службы и пр.), многие исследователи сходятся в том, что все больше наблюдается рассогласованность четкой системы воспитания в военных вузах, что не позволяет реализовать в полном объеме имеющийся потенциал военного учебного заведения.
С целью попытки поиска ресурсов для воспитания курсантов предлагаем обратиться к трудам Алексея Алексеевича Кадочникова. Научно-исследовательская деятельность А.А. Кадочникова была высоко оценена не только Министерством обороны РФ, но и научным сообществом. По прикладным аспектам своих научных исследований в области рукопашного боя и специально-прикладных навыков А.А. Кадочников проводил семинары для высшего руководства Министерства безопасности РФ и различных силовых структур. Алексей Алексеевич внес большой вклад в разработку теории личной техники безопасности как военнослужащего, так и любого человека. С 1962 г. обучил и воспитал тысячи воинов-патриотов России [1, с. 237].
На базе Краснодарского военного высшего командно-инженерного училища ракетных войск (КВВКИУРВ) тренером-инструктором по армейскому рукопашному бою, офицером запаса А.А. Кадочниковым была проведена большая научно-практическая работа по восстановлению традиций отечественного рукопашного боя и внедрению новой методики в систему физической и общевоинской подготовки курсантов [2, с. 288].Работа опиралась на богатый отечественный опыт, математическое моделирование, знание законов механики, откуда использовались система рычагов, крутящие моменты, смещение масс и т.д.. Особый раздел, который мы не будем подробно освещать в нашей статье, касается возможностей человеческого мозга, его скрытых резервов, особенностей психологической подготовки курсантов. Исследования в этом направлении проводились А.А. Кадочниковым с группой соратников и его учеником А.Л. Лавровым совместно с Институтом мозга человека РАН под руководством доктора медицинских наук, профессором Н.П. Бехтеревой.
Алексей Алексеевич широко внедрял в процесс обучения и воспитания личности курсанта комплексные занятия, в том числе и по русскому рукопашному бою. Основывая свою педагогическую деятельность на законах классической механики, он неустанно выделял «триединство сил»: духовных, физических, интеллектуальных, подчеркивая в своей работе использование принципа целостности. Целостность, или, как писали в XIXв., «цельность», означает внутреннее единство объекта, его относительную автономность и независимость от окружающей среды. Данную характеристику следует воспринимать не в абсолютном, а в относительном смысле, поскольку сам объект имеет разнообразные связи со средой, развивается лишь в единстве с ней [3, с. 237].
Рис. 1. Структура методики рукопашного боя
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах, наиболее общих теоретических положениях, выражающих закономерности обучения. Наиболее общие, отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по воспитанию курсантов в системе Алексея Алексеевича Кадочникова, – это принципы всестороннего развития личности. Строить обучение необходимо так, чтобы каждое занятие давало обучаемым что-то новое и это новое вырабатывалось и совершенствовалось в условиях, связанных с проявлением риска на определённом эмоциональном фоне.
Принцип сознательности и активности. Качество и успех любого педагогического процесса зависят во многом от того, насколько сознательно и с какой активностью относятся к делу обучения сами обучаемые. Обучение – это труд, труд упорный, требующий длительного времени. И если этот труд рассматривается обучаемыми не только как обязанность, но и как насущная потребность, как осознанная необходимость, то он способствует развитию у них творческой энергии, сознательного и активного отношения к учебному процессу. Без этого немыслима какая-либо познавательная работа. Этот принцип в практике обучения русскому рукопашному бою предусматривает в первую очередь, глубокое понимание обучающимся важности и необходимости овладения военно-прикладными навыками, формирования умений вести рукопашную схватку в самых различных ситуациях. Принцип сознательности и активности предусматривает необходимость доведения до сознания курсантов конкретного смысла выполняемых в ходе обучения заданий. Раскрыть смысл задания (выполнения определенных упражнений, действий) – это значит показать не только то, что и как надо выполнять, но и для чего и почему выполнять именно так, как это рекомендует руководитель занятия. Однако ведущая роль руководителя не должна отрицательно сказываться на творческой активности и самостоятельности обучаемых [4, с. 318]. По утверждению Алексея Алексеевича, в данной системе нет стереотипов и не может их быть!
Принцип наглядности предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на слаженную работу всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
Принцип систематичности и последовательности обучения. Руководствуясь этим принципом при изучении нового материала, следует учитывать, что изучаемый на данном занятии материал должен основываться на предыдущем и способствовать формированию у курсантов необходимой системы построения движений на последующих занятиях. Это приводит к следующим результатам. Во-первых, ускоряются мыслительные процессы обучаемых в экстремальных ситуациях. Во-вторых, появляются возможности отказа от «заучивания», что позволяет с высокой скоростью на основе базовых элементов конструировать любой прием или технологическую последовательность действий, направленную на поражение противника и достижение любой поставленной цели. В-третьих, использование ресурсов подсознания освобождает сознание для обеспечения контроля за состоянием окружающей среды и развитием ситуации. В-четвертых, появляется возможность адаптировать полученные знания к состоянию своего организма с учетом собственных биомеханических и психологических особенностей.
Таким образом, реализация принципов обучения, воспитания курсантов высших военных учебных заведений должна осуществляться в тесной взаимосвязи их друг с другом на основе системно-деятельного подхода, так как только в этом случае будут достигнуты необходимый уровень и высокое качество подготовки специалистов (рис. 2).
Рис. 2. Сущность системно-деятельностного подхода к учебной деятельности
Заключение
Воспитание в военных вузах отличается рядом специфических черт, обусловленных жесткой регламентированностью внутреннего распорядка военного вуза. Однако и здесь при определенном уровне профессиональной компетентности преподавательского состава имеется возможность осуществлять личностно ориентированное воспитание, что позволяет вывести курсантов на уровень автономного развития. Полагаем, что система воинского воспитания курсантов должна совершенствоваться на всех уровнях управления: от командования военно-учебного заведения до учебного отделения. При этом основные усилия воспитательных структур необходимо сосредоточивать непосредственно в ротах, во взводах и учебных группах. Воспитательное воздействие на курсантов в процессе обучения оказывают личность преподавателя, его знания, отношение к выполнению им своего воинского долга, моральная чистота, единство слова и дела, высокий профессионализм, строгая требовательность к себе, педагогическая культура и методическое мастерство. Одним из путей повышения эффективности воспитания курсантов является использование в учебно-воспитательном процессе богатого опыта воинского воспитания военнослужащих, накопленного в предшествующие периоды российской военной истории.