Эстетическая культура, ее сущность и структура
научный журнал «Актуальные исследования» #1 (28), январь '21

Эстетическая культура, ее сущность и структура

В статье приведены детализация и анализ эстетической культуры, как факторы, влияющее на жизнь человека на протяжении всего времени. Также в статье раскрыты основы таких явлений как «талант», «индивидуальность». Помимо всего раскрыта тема подвижек в результате работы с эстетической культурой к гуманизации, социальности и общему понятию эстетичности. В качестве примеров приведены модели материальной и эстетической культуры, аспекты и мотивы передачи ее сквозь время, с предварительной фиксацией где бы то ни было.

Аннотация статьи
эстетическая культура
индивидуальный уровень
эстетический вкус
социальный уровень
взаимодействие человека
красота мира
Ключевые слова

Эстетическая культура – средоточие векторов системы способностей человека воспринимать мир через призму идеала, включающего в себя формы, предметы поведения, а также понятие этого эстетического идеала, непосредственно. Данное определение характеризует эстетическую культуру, как опыт, с помощью которого человек с самого раннего возраста учится воспринимать красоту мира, опираясь на общепринятые нормы, догмы и правила. Но, не смотря на общность вкусовых предпочтений, существует также субъективный подход к восприятию идеала. Подобная методика восприятия позволила в свое время совершить множество открытий в искусстве (жанры, стили, направления).

Эстетическая культура – это система чувств, причем достаточно сложная не только для изучения, но и для восприятия, построения ее самим человеком. Личность имеет свойство раскрываться под влиянием эстетической культуры, так же как и угасать, при недостаточном ее восприятии и понимании. В природе и социуме практически не существует действия или предмета, который не подвергался бы эстетическим законам, канонам и правилам, точно также как человек ни разу не пытавшийся разобраться красиво ли то, что он видит, слышит и чувствует. Эстетическая культура настраивает внутреннюю гармонию, тем самым зарождая гармонию в связях «личность-социум», «личность-природа», «личность-личность». Эстетическая культура как понятие существует лишь с начала XX века, открыто оно было Мейманом, но резонансного раскрытия темы так и не было. Множество ученых, искусствоведов, художников, врачей с различных сторон изучали влияние эстетики на жизнь человека, на его гармонию с собой и окружающим миром, со взаимодействием человека и социума.

Специфика эстетической культуры заключается в том, чтобы человек был связан с миром не только лишь в постоянном механическом и физическом процессе существования, но и эволюционировал, тем самым постоянно расширяя догмы и призмы поглощения культурных продуктов, а также имел свойство воспроизвести их самому. Также эстетическая культура причастна к гуманизации, как к процессу отличия человека изначально просто существующего, от человека живущего и поистине наслаждающегося жизнью. Сказать, что это отличает человека от животного, было бы ошибкой, потому как существуют примеры того, что и животные эстетически и культурно развиты (рисующие слоны, дельфины и обезьяны). Но, не смотря на подобные исключения, творчество животных все же не удовлетворяет запросу знаменитого уравнения успеха, которое неразрывно связано с творчеством как таковым. Данное уравнение гласит «80% таланта + 20% усилий». У животных же очень редко возникает желание творить, а зачастую это связано с дрессировкой.

Теперь рассмотрим эстетическую культуру как скопище сегментов, позволяющей ей существовать. Воспроизведение таланта – это индивидуальный уровень эстетической культуры. В данный уровень входит также и построение эстетического идеала человека, набор способностей, сил и навыков адаптирующих его к жизни, как в социальном плане, так и для гармоничного существования с самим собой. Помимо индивидуального уровня существует также социальный уровень эстетической культуры, который характеризует культуру общества, его уровень мышления, сознания, эстетических предпочтений и потребностей. Начав рассматривать эстетические потребности социального уровня с самого начала времен творчества как такового, сразу становится понятно, что основной идеей являлось привлечение человеком каких-либо благ посредством переноса мысленного желания в физическое обличие (аналог «карт желаний»). Средней ступенью между двумя этими действами является зарисовка желаемого. К примеру: во времена палеолита древние люди занимались наскальной живописью. Первопричиной этого являлось привлечение желаемой добычи, после же люди старались запечатлеть какие-либо события для того, чтобы оставить историю потомкам. После желанием человека было объяснить природу и ее силы, а также дать описание и визуализацию этим силам. Так стали рисовать богов и божеств, изображать их в скульптурах (идолах). После это переросло в тотемизм. В результате вся эстетическая культура посвящена ритуалам поклонения, жертвенности, прошения у Природы чего-либо.

С течением времени эстетическая культура развивалась в различных векторах, но, все же, истоками ее на уровне «генетической памяти» является поклонение человека невиданной, неизученной, великой и по истине мощной силе – Природе, со всеми ее неизученными событиями и явлениями, со всеми объяснениями этих событий непосредственно людьми.

Структура эстетической культуры основана на ядре – эстетическом вкусе. Эстетический вкус – это способность человека понять, создать, восхититься и, что немаловажно, сохранить культурное творение. Формирование подобной связи несет «феномен» эстетической культуры сквозь века и позволяет ему все больше и больше включать в себя различных догм, направлений и свойств. С каждым годом индивидуальный уровень эстетической культуры становится всё более многогранным. Люди расширяют границы своего сознания, что ведет за собой и расширение границ эстетической культуры. Подобный процесс раскрывает сущность эстетической культуры.

Сущность эстетической культуры заключается в постоянном взаимодействии человека и творчества. В возможности понять и оценить красоту мира и красоту творений природы и человека самим человеком. Каноны, на которых строится любая из культур, показывают собой постоянство взаимодействия эпохальных творений в гранях воспитания, творений в живописи, музыке, книгописании, киноиндустрии. Эстетический вкус позволяет приспособиться и понять сущность взаимодействия людей, культур, эпох. Методики и разработки расширяют также и границы толерантности по отношению к другим людям, к новым творческим течениям и к оптимизации старых. Эстетическая культура и ее методы значительны в воспитании человека, во всем процессе его жизни.

Текст статьи
  1. Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог: разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. – М.: ИФРАН, 2007. – 239 с.
  2. Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М.: Кнорус, 2012. – 528 с.
  3. Дубровская Е. А., Козлова С. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 185 с.
  4. Масловская С. В. Деятельность педагога по развитию эстетической культуры учащихся: культурно-антропологический подход. – ФЛИНТА, 2014
  5. Радугин А. А. Формирование эстетической и художественной культуры. Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2000. – 240с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 января по 22 января
Осталось 5 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
26 января
Загрузка в elibrary
26 января
Рассылка печатных экземпляров
01 февраля