В последнее время значительно возрастает интерес к изучению своего родного края, его истории. Изучение истории малой родины является важной составляющей в формировании и развитии кругозора личности. Формирование кругозора ребенка – серьезная необходимость и научная проблема и, надо признать, проблема еще широко не изученная. В научной психолого-педагогической литературе еще не сложилось четкое определение данного феномена и механизма его воздействия на личностные качества.
Тем не менее, термин «кругозор» довольно широко используется в научной и бытовой жизни современного общества. По В.И. Далю, кругозор – это объём, широта интересов, знаний. Словарь «Семейное воспитание» предлагает следующую трактовку: «Кругозор ребенка – реальный объем его знаний, интересов, определяющий развитие направленности его личности, творческих возможностей и способностей». Ведущая роль игры в развитии кругозора дошкольника не отрицает большого значения обучения. Активная познавательная и самостоятельная деятельность дошкольников способствуют формированию кругозора, развитию личности.
М.Н. Асянова выделяет следующие направления краеведческой работы с дошкольниками:
- историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное);
- естественно-научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое);
- этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное);
- туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов);
- спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода);
- оздоровительный туризм (совершение походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода);
- музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея);
- экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий);
- семейное краеведение [1].
Шинкарёва Н.А. выделяет этапы, которые следует учитывать при воспитании основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста:
- Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «люблю я родину, за что не знаю сам»;
- Потребность в любви к ближнему;
- Привязанность к физической среде с её реками, тёплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающем приятные воспоминания о детстве у взрослого человека;
- Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д.;
- Изучение историко-культурного развития других народов и переход от идеи своего народа к идее народа и государства вообще [5].
Историко-культурное направление краеведческой работы представляется нам наиболее целесообразным для формирования исторического кругозора дошкольника. По нашему мнению, в дошкольном учреждении необходимо формировать исторический кругозор ребёнка, охватывающий знания о символах родной республики, об особенностях жизни людей, о народном творчестве и традициях, народных праздниках и костюмах, представления об особенностях природы родного края и отношении людей к природе, знания об истории возникновения и развития родного города, республики, о достопримечательностях и памятниках архитектуры родного края, образах первобытных людей, природных объектов родного края в разные исторические эпохи. Ребёнку дошкольного возраста доступно изучение следующих исторических тем: «Мир природы у берегов Камы в древние времена», «Древний человек», «Древнее искусство», «Как всё начиналось…» (образование Волжской Булгарии), «Царство с богатыми городами», «Булгары», «Нашествие монголо-татар», «Булгарский улус», «Казанское ханство», «Народные волнения», «Хозяйство», «Военное время», «Народы Поволжья», «Культурная жизнь края», «Моя республика», «КАМАЗ строит мой город». Работа педагога может быть построена на следующих видах деятельности: занятия, экскурсии, проектная деятельность, создание мини-музеев, исторических моделей, беседы, рассказы взрослых, знакомство с легендами, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры с историческим содержанием, работа в творческих мастерских, конкурсы, выставки, праздники, просмотр фильмов, мозговой штурм, экспериментирование.
В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается, что ребенку 5-7-летнего возраста свойственны черты так называемого «мифологического сознания». Оно базируется на наглядно-действенном и наглядно-образном типах мышления. Для мифологического сознания все, что существует – одушевлено, нет четких границ между природным миром и миром человека, развитие воображения восполняет недостаток осведомленности созданием фантазийных образов. Этот этап развития личности проходит довольно быстро, уже в 7 лет тип мышления меняется на словесно-логический, дети теряют непосредственность восприятия и переосмысляют многие из своих устоявшихся представлений. Но пока для ребенка – носителя мифологического сознания – мир вокруг еще в большей степени «сказочный». Именно поэтому через «сказочные» формы работы с детьми (например, путешествие по «реке времени» в программе Гатченко Т.Г, Загибаловой И.В, Тимофеевой О.М. «Приобщение к истории и культуре Урала»; путешествие на «Камазе времени» в программе Мухамедшиной Л.М. «История моей родины») естественней всего осознаются основные исторические темы и сюжеты.
Формирование исторического кругозора дошкольников является важнейшим элементом воспитания патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям Родины. Исторический материал, предлагаемый детям, имеет свойство преемственности, поскольку дошкольники будут продолжать изучение данного материала в рамках предмета «История» в школе.