Администрация Волгоградского государственного медицинского университета (ВолГМУ), деканат по работе с зарубежными учащимися рассматривают занятия по физической культуре как одно из важных средств, влияющих на ускорение адаптации иностранных студентов к новым социальным, культурологическим и климатическим условиям [1, 2].
В исследованиях принимали участие 115 иностранных студентов (девушки – 37, юноши – 78) Волгоградского государственного медицинского университета, обучающиеся с 2013 по 2019 гг., которые были разделены на группы:
1 группа – представители Малайзии (юноши – 25, девушки – 12);
2 группа – представители Индии (юноши – 35, девушки – 17);
3 группа – представители Ливана, Кении, Сирии, Шри-Ланки, Конго, Кот-Дивуара, Маврикия, Уганды (юноши – 18, девушки – 8).
Изучение академической успеваемости позволило констатировать, что средний балл в итоге сдачи первой экзаменационной сессии у студентов 1 группы составил 4,1 балла (3,64±0,16 – юноши, 4,58±0,19 –девушки), 2 группы – 3,55 (3,4±0,09 – юноши, 3,7±0,18 – девушки), 3 группы – 3,55 (3,6±0,16 – юноши, 3,5±0,18 –девушки).
Средний балл успеваемости иностранных юношей по годам обучения составил:
- в 1-ой группе 4,21±0,11 (1 год - 3,97±0,1; 2 год - 4,12±0,12; 3 год - 4,29±0,09; 4 год - 4,27±0,09; 5 год - 4,41±0,09);
- во 2-ой группе 3,63±0,09 (3,69±0,09; 3,57±0,09; 3,6±0,08; 3,6±0,09; 3,72±0,12 соответственно);
- в 3-ей группе 3,89±0,17 (3,64±0,1; 3,77±0,12; 3,84±0,2; 3,96±0,14; 4,02±0,17 соответственно).
Средний балл успеваемости иностранных девушек по годам обучения составил:
- в 1-ой группе 4,81±0,09 (1 год – 4,7 ±0,1; 2 год – 4,83±0,07; 3 год – 4,91±0,05; 4 год – 4,79±0,1; 5 год – 4,85±0,17);
- во 2-ой группе 4,04±0,17 (3,87±0,17; 4,0±0,18; 4,02±0,16; 4,05±0,17; 4,26±0,15 соответственно);
- в 3-ей группе 3,93±0,13 (3,82±0,11; 3,9±0,1; 3,89±0,14; 3,97±0,13; 4,08±0,13 соответственно).
Обращает на себя внимание тот факт, что балл, полученный на государственных выпускных экзаменах малайзийскими юношами (4,13±0,11) и девушками смешанной группы (3,81±0,11) оказался ниже среднего балла по всем годам обучения (4,21±0,11 и 3,93±0,13 соответственно).
Также было выявлено, что средний балл по производственной практике в каждой из групп превышал балл, полученный на государственных выпускных экзаменах. Юноши:
- 1-ая группа 4,13±0,11- гос. экзамен, 4,56±0,06 – практика;
- 2-ая группа 3,61±0,1 и 3,85±0,09 соответственно;
- 3-я группа 3,95±0,17 и 4,12±0,13 соответственно.
Девушки:
- 1-ая группа - 4,83±0,09 гос. экзамен, 4,96±0,02 – практика;
- 2-ая группа 4,0±0,21и 4,3±0,13 соответственно;
- 3-я группа 3,81±0,11и 4,41±0,17 соответственно.
При анализе экзаменационных сессии иностранных учащихся, было выявлено, что за время обучения в вузе только 2,7% малайзийских студентов (1 юноша) 3 раза пересдавали экзамены.
До 2-х пересдач экзаменов с неудовлетворительной оценкой в группе индийских студентов было 26,9% (8 юношей и 6 девушек) обследуемых, до 5-и – 15,3% (5 юношей и 3 девушки), до 6 и более – 5,7% (3 юноши).
В смешанной группе до 2-х пересдач имели 23,0% (3 юноши и 3 девушки) учащихся, до 5-и – 15,3% (4 юноши) и 1 юноша (3,8%) пересдавал экзамены более 6 раз.
Анализ результатов экзаменационных сессий показал, что наибольшее количество «пересдач» за 2013-2019 гг. зафиксировано у индийских студентов – 53,8% (19 юношей и 9 девушек), наименьшее у малайзийских – 2,7% (1 юноша). В смешанной группе пересдавали экзамены за время обучения в вузе 38,4% (7 юношей и 3 девушки). Неудовлетворительные оценки получали в основном представители сильного пола (34,6%).
Исследования позволили выявить иностранных учащихся, которые на протяжении всего обучения в ВолГМУ получали только оценки «хорошо» и «отлично» и на государственных выпускных экзаменах их знания были оценены от 4,75 до 5, 0 баллов. В первой группе таких студентов оказалось 48,5% (8 юношей и 10 девушек), во второй – 19,2% (3 юноши и 7 девушек), в третьей – 23,0% (6 юношей).
Нами была проанализирована успеваемость иностранных студентов ВолГМУ, которые на протяжении всех лет обучения активно занимались в группах спортивного совершенствования, выступали в соревнованиях различного уровня.
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика показателей успеваемости малайзийских юношей, занимающихся (40% группы) и не занимающихся в спортивных секциях университета.
Таблица 1
Сравнительная характеристика успеваемости малазийских юношей, занимающихся и не занимающихся спортом
Годы обуч.
Группы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний балл |
Гос. экзамены |
Произв. практика |
Не спортсмены |
3,81 ±0,11 |
3,95 ±0,14 |
4,17 ±0,11 |
4,16 ±0,1 |
4,3 ±0,11 |
4,08 ±0,11 |
4,02 ±0,13 |
4,42 ±0,08 |
Спортсмены |
4,22 ±0,19 |
4,37 ±0,19 |
4,47 ±0,22 |
4,44 ±0,17 |
4,57 ±0,13 |
4,3 ±0,16 |
4,3 ±0,21 |
4,77 ±0,06 |
Как показали исследования, студенты-спортсмены из Малайзии имели более высокий уровень академической успеваемости по сравнению со студентами, не занимающимися спортом на протяжении всего периода обучения в вузе. Они так же успешней отчитывались за практические навыки. Следует отметить положительную динамику успеваемости в обеих подгруппах малайзийских юношей.
В таблице 2 представлена сравнительная характеристика показателей успеваемости малайзийских девушек, занимающихся (58% группы) и не занимающихся в спортивных секциях университета.
Таблица 2
Сравнительная характеристика успеваемости малазийских девушек, занимающихся и не занимающихся спортом
Годы обуч.
Группы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний балл |
Гос. экзамены |
Произв. практика |
Не спортсменки |
4,68 ±0,16 |
4,9 ±0,1 |
4,97 ±0,02 |
4,86 ±0,08 |
4,94 ±0,05 |
4,87 ±0,11 |
4,95 ±0,05 |
5,0 ±0,0 |
Спортсменки |
4,71 ±0,11 |
4,78 ±0,11 |
4,87 ±0,09 |
4,74 ±0,18 |
4,79 ±0,14 |
4,78 ±0,14 |
4,75 ±0,16 |
4,93 ±0,04 |
Таким образом, исследования по изучению академической успеваемости иностранных студентов позволили сделать следующие выводы:
- Наивысший балл академической успеваемости был отмечен в группе малайзийских учащихся (4,21±0,11 юноши и 4,81±0,09 девушки), самый низкий – у индийских юношей (3,63±0,09) и девушек смешанной группы (3,93±0,13).
- Наибольшее количество студентов, имевших 4,75-5,0 баллов за успеваемость по всем предметам обучалось в группе малайзийских учащихся (48,5%), наименьшее (19,2%) – в группе индийских учащихся.
- Наибольшее количество неудовлетворительных оценок на экзаменах было отмечено у представителей сильного пола (34,6%), в основном это юноши из Индии.
- Юноши-спортсмены из Малайзии имели более высокий балл академической успеваемости по сравнению со студентами, не занимающимися в группах спортивного совершенствования на протяжении всего периода обучения в вузе (4,3±0,16 и 4,08±0,11 соответственно). У девушек-спортсменок средний балл академической успеваемости был не достоверно ниже, чем у не спортсменок той же группы (4,78±0,14 и 4,87±0,11 соответственно).