Академическая успеваемость иностранных студентов медицинского вуза

Академическая успеваемость иностранных студентов медицинского вуза

В статье представлены данные академической успеваемости иностранных обучающихся в динамике лет профессиональной подготовки. Дается сравнительная характеристика успеваемости студентов-медиков, занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях университета. Показана роль физической культуры и спорта как факторов, способных повысить эффективность обучения.

Аннотация статьи
иностранные студенты-медики
академическая успеваемость
Ключевые слова

Администрация Волгоградского государственного медицинского университета (ВолГМУ), деканат по работе с зарубежными учащимися рассматривают занятия по физической культуре как одно из важных средств, влияющих на ускорение адаптации иностранных студентов к новым социальным, культурологическим и климатическим условиям [1, 2].

В исследованиях принимали участие 115 иностранных студентов (девушки – 37, юноши – 78) Волгоградского государственного медицинского университета, обучающиеся с 2013 по 2019 гг., которые были разделены на группы:

1 группа – представители Малайзии (юноши – 25, девушки – 12);

2 группа – представители Индии (юноши – 35, девушки – 17);

3 группа – представители Ливана, Кении, Сирии, Шри-Ланки, Конго, Кот-Дивуара, Маврикия, Уганды (юноши – 18, девушки – 8).

Изучение академической успеваемости позволило констатировать, что средний балл в итоге сдачи первой экзаменационной сессии у студентов 1 группы составил 4,1 балла (3,64±0,16 – юноши, 4,58±0,19 –девушки), 2 группы – 3,55 (3,4±0,09 – юноши, 3,7±0,18 – девушки), 3 группы – 3,55 (3,6±0,16 – юноши, 3,5±0,18 –девушки).

Средний балл успеваемости иностранных юношей по годам обучения составил:

  • в 1-ой группе 4,21±0,11 (1 год - 3,97±0,1; 2 год - 4,12±0,12; 3 год - 4,29±0,09; 4 год - 4,27±0,09; 5 год - 4,41±0,09);
  • во 2-ой группе 3,63±0,09 (3,69±0,09; 3,57±0,09; 3,6±0,08; 3,6±0,09; 3,72±0,12 соответственно);
  • в 3-ей группе 3,89±0,17 (3,64±0,1; 3,77±0,12; 3,84±0,2; 3,96±0,14; 4,02±0,17 соответственно).

Средний балл успеваемости иностранных девушек по годам обучения составил:

  • в 1-ой группе 4,81±0,09 (1 год – 4,7 ±0,1; 2 год – 4,83±0,07; 3 год – 4,91±0,05; 4 год – 4,79±0,1; 5 год – 4,85±0,17);
  • во 2-ой группе 4,04±0,17 (3,87±0,17; 4,0±0,18; 4,02±0,16; 4,05±0,17; 4,26±0,15 соответственно);
  • в 3-ей группе 3,93±0,13 (3,82±0,11; 3,9±0,1; 3,89±0,14; 3,97±0,13; 4,08±0,13 соответственно).

Обращает на себя внимание тот факт, что балл, полученный на государственных выпускных экзаменах малайзийскими юношами (4,13±0,11) и девушками смешанной группы (3,81±0,11) оказался ниже среднего балла по всем годам обучения (4,21±0,11 и 3,93±0,13 соответственно).

Также было выявлено, что средний балл по производственной практике в каждой из групп превышал балл, полученный на государственных выпускных экзаменах. Юноши:

  • 1-ая группа 4,13±0,11- гос. экзамен, 4,56±0,06 – практика;
  • 2-ая группа 3,61±0,1 и 3,85±0,09 соответственно;
  • 3-я группа 3,95±0,17 и 4,12±0,13 соответственно.

Девушки:

  • 1-ая группа - 4,83±0,09 гос. экзамен, 4,96±0,02 – практика;
  • 2-ая группа 4,0±0,21и 4,3±0,13 соответственно;
  • 3-я группа 3,81±0,11и 4,41±0,17 соответственно.

При анализе экзаменационных сессии иностранных учащихся, было выявлено, что за время обучения в вузе только 2,7% малайзийских студентов (1 юноша) 3 раза пересдавали экзамены.

До 2-х пересдач экзаменов с неудовлетворительной оценкой в группе индийских студентов было 26,9% (8 юношей и 6 девушек) обследуемых, до 5-и – 15,3% (5 юношей и 3 девушки), до 6 и более – 5,7% (3 юноши).

В смешанной группе до 2-х пересдач имели 23,0% (3 юноши и 3 девушки) учащихся, до 5-и – 15,3% (4 юноши) и 1 юноша (3,8%) пересдавал экзамены более 6 раз.

Анализ результатов экзаменационных сессий показал, что наибольшее количество «пересдач» за 2013-2019 гг. зафиксировано у индийских студентов – 53,8% (19 юношей и 9 девушек), наименьшее у малайзийских – 2,7% (1 юноша). В смешанной группе пересдавали экзамены за время обучения в вузе 38,4% (7 юношей и 3 девушки). Неудовлетворительные оценки получали в основном представители сильного пола (34,6%).

Исследования позволили выявить иностранных учащихся, которые на протяжении всего обучения в ВолГМУ получали только оценки «хорошо» и «отлично» и на государственных выпускных экзаменах их знания были оценены от 4,75 до 5, 0 баллов. В первой группе таких студентов оказалось 48,5% (8 юношей и 10 девушек), во второй – 19,2% (3 юноши и 7 девушек), в третьей – 23,0% (6 юношей).

Нами была проанализирована успеваемость иностранных студентов ВолГМУ, которые на протяжении всех лет обучения активно занимались в группах спортивного совершенствования, выступали в соревнованиях различного уровня.

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика показателей успеваемости малайзийских юношей, занимающихся (40% группы) и не занимающихся в спортивных секциях университета.

Таблица 1

Сравнительная характеристика успеваемости малазийских юношей, занимающихся и не занимающихся спортом

Годы

обуч.

 

Группы

1

2

3

4

5

Средний

балл

Гос.

экзамены

Произв.

практика

Не спортсмены

3,81

±0,11

3,95

±0,14

4,17

±0,11

4,16

±0,1

4,3

±0,11

4,08

±0,11

4,02

±0,13

4,42

±0,08

Спортсмены

4,22

±0,19

4,37

±0,19

4,47

±0,22

4,44

±0,17

4,57

±0,13

4,3

±0,16

4,3

±0,21

4,77

±0,06

Как показали исследования, студенты-спортсмены из Малайзии имели более высокий уровень академической успеваемости по сравнению со студентами, не занимающимися спортом на протяжении всего периода обучения в вузе. Они так же успешней отчитывались за практические навыки. Следует отметить положительную динамику успеваемости в обеих подгруппах малайзийских юношей.

В таблице 2 представлена сравнительная характеристика показателей успеваемости малайзийских девушек, занимающихся (58% группы) и не занимающихся в спортивных секциях университета.

Таблица 2

Сравнительная характеристика успеваемости малазийских девушек, занимающихся и не занимающихся спортом

Годы

обуч.

 

Группы

1

2

3

4

5

Средний

балл

Гос.

экзамены

Произв.

практика

Не спортсменки

4,68

±0,16

4,9

±0,1

4,97

±0,02

4,86

±0,08

4,94

±0,05

4,87

±0,11

4,95

±0,05

5,0

±0,0

Спортсменки

4,71

±0,11

4,78

±0,11

4,87

±0,09

4,74

±0,18

4,79

±0,14

4,78

±0,14

4,75

±0,16

4,93

±0,04

Таким образом, исследования по изучению академической успеваемости иностранных студентов позволили сделать следующие выводы:

  1. Наивысший балл академической успеваемости был отмечен в группе малайзийских учащихся (4,21±0,11 юноши и 4,81±0,09 девушки), самый низкий – у индийских юношей (3,63±0,09) и девушек смешанной группы (3,93±0,13).
  2. Наибольшее количество студентов, имевших 4,75-5,0 баллов за успеваемость по всем предметам обучалось в группе малайзийских учащихся (48,5%), наименьшее (19,2%) – в группе индийских учащихся.
  3. Наибольшее количество неудовлетворительных оценок на экзаменах было отмечено у представителей сильного пола (34,6%), в основном это юноши из Индии.
  4. Юноши-спортсмены из Малайзии имели более высокий балл академической успеваемости по сравнению со студентами, не занимающимися в группах спортивного совершенствования на протяжении всего периода обучения в вузе (4,3±0,16 и 4,08±0,11 соответственно). У девушек-спортсменок средний балл академической успеваемости был не достоверно ниже, чем у не спортсменок той же группы (4,78±0,14 и 4,87±0,11 соответственно).
Текст статьи
  1. Мандриков В.Б., Ушакова И.А., Замятина Н.В. Физическая культура как средство адаптации студентов // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. С. 505-509.
  2. Ушакова И.А. Физическая культура в образовательном пространстве иностранных студентов // Актуальные вопросы обучения зарубежных граждан в медицинских вузах: Мат. V Российской научно-практической конференции с международным участием / Под общей редакцией В.В. Шкарина. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2020. С. 262-264.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая