Жизнь человека в современном обществе представляет собой наивысшую ценность. Ежегодно в России пропадают без вести десятки тысяч людей и, многие из них становятся жертвами сексуальных убийств. В связи с повышенной общественной опасностью рассматриваемого вида преступлений, высокой латентностью и недостаточной разработанностью методических основ расследования преступлений данного вида у правоохранительных органов возникают трудности, связанные с невозможностью использования для их выявления, раскрытия и расследования традиционных методов противодействия. Специфика методики выявления и расследования сексуальных серийных убийств диктует необходимость более глубокой проработки, в том числе, возможностей использования специальных знаний при их расследовании.
Тяжкие насильственные преступления сексуального характера представляют одну из наиболее сложных категорий преступлений с точки зрения их раскрытия и расследования. Нередко это связано с просчетами и ошибками в проведении первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, недостаточной адаптированностью существующих частных криминалистических методик к реалиям современной преступности в данной сфере, а также недостаточностью использования специальных знаний в целях обнаружения, изъятия, исследования различных объектов, что подтверждается результатом анкетирования правоприменителей. Зачастую работа по установлению виновных лиц носит бессистемный характер, проводится без привлечения всего арсенала имеющихся средств. Это порой приводит к утрате необходимых доказательств и недостаточной результативности огромной по объему работы [5, с. 9].
В результате преступных действий каждое противоправное деяние не только отражается в сознании людей, но и приводит к определенным изменениям материальной обстановки в виде отпечатков, последствий, состояний и иных изменений. Следы преступления в широком смысле являются любыми изменениями, которые так или иначе связаны с преступлением. К следам сексуальных убийств относятся: следы крови и спермы; волосы насильника и текстильные волокна с его одежды; следы от различных веществ, перенесенных с места происшествия (пыль, текстильные волокна, бытовой или строительный мусор и др.); повреждения в виде ран, ссадин, кровоподтеков, прижиганий на различных участках тела; следы рук, ногтей от сдавливания на шее, лице, предплечьях и других участках тела; следы зубов; следы от связывания ремнем, веревкой и т.п.; следы от инъекций; следы волочения на спине, ягодицах, ногах [1, с. 28].
Таким образом, как представляется, ни один процесс расследования убийств, а тем более серийных, не может обойтись без использования специальных знаний. Специальными принято считать знания в определенной области науки, техники, искусства, ремесла [6, с. 193].
Учитывая многообразие следов, оставленных на месте происшествия по рассматриваемой категории уголовных дел, для их обнаружения, правильной фиксации и изъятия требуются специальные знания не только в трасологии, но и в баллистике, криминалистическом исследовании документов, судебной медицине, психиатрии, сексологии и так далее.
Бесспорным является то обстоятельство, что основным объектом, подлежащим осмотру и исследованию, следует считать труп. Согласимся с И. О. Стрелковым в том, что при расследовании серийных сексуальных преступлений на место обнаружения трупов целесообразнее было бы обеспечивать выезд одного и того же судебно-медицинского эксперта, что обеспечит преемственность и последовательность осуществляемых мероприятий [7, с. 79].
В случае обнаружения веществ биологического происхождения – крови, мочи, спермы, мозгового вещества и т.д., надлежит отметить особую роль участия специалиста в области судебной медицины. Такие вещества обладают свойствами, которые следует учитывать при их изъятии, упаковке, транспортировке, хранении и исследовании. Лица, не имеющие надлежащего опыта и навыков в работе с ними, способны уничтожить объекты, которые впоследствии могут быть признаны вещественными доказательствами и дать ответ о причастности (или непричастности) подозреваемого к совершению преступления. Так, например, при упаковке в пластиковый пакет невысушенного вещества бурого цвета, похожего на кровь, может произойти гемолиз (разрушение эритроцитов крови с выделением в окружающую среду гемоглобина) и оно станет непригодно к исследованию. В связи с чем полагаем, что по каждому уголовному делу об убийстве, а тем более совершенному по сексуальным мотивам, когда таких веществ, как правило, еще больше и они разнообразнее, при осмотре места происшествия (независимо от наличия трупа) должен присутствовать специалист в области судебной медицины.
Помимо участия в следственных действиях в качестве специалиста, лицо, обладающее знаниями в области судебной медицины, может проконсультировать следователя о том, какие экспертизы следует назначить для исследования тех или иных объектов, которые могут иметь биологическое происхождение, а также какие вопросы поставить перед экспертом. В этом случае речь идет о непроцессуальной форме использования знаний, к которой помимо консультаций относят беседы, наведение справок и т.д.
К процессуальной форме использования специальных знаний относят, несомненно, назначение и производство судебной экспертизы. Так, объектом исследования судебно-медицинской экспертизы трупа является тело жертвы, телесные повреждения на нём, механизм причинения смерти. В результате проведения такой экспертизы, эксперт может определить:
- какие телесные повреждения были нанесены посмертно, а какие после смерти потерпевшего;
- какие именно повреждения повлекли за собой наступление смерти;
- какова причина смерти;
- давность и последовательность нанесения повреждений;
- есть ли признаки глумления, либо надругательства над трупом.
При расследовании серийных убийств, немаловажное значение будет иметь проведение трасологической экспертизы. По результатам исследования окурков, можно сделать вывод о характере прикуса преступника, следы лечения зубов и их протезирование. По следам, оставленным транспортным средством, можно определить общие признаки протекторов шин автомобиля, а в некоторых случаях его марку и модель. По следам ног, эксперт может определить размер обуви преступника, его рост, наличие физических особенностей, отражающихся в походке. В ходе проведения биологической экспертизы, могут быть исследованы биологические жидкости человека: кровь, слюна, сперма, моча, пот. Эксперт может определить их групповые признаки. Вместе с тем, так же он может исследовать подногтевое содержимое жертвы, на предмет нахождения частиц эпителия преступника в результате борьбы.
Криминалистическую экспертизу материалов веществ и изделий (исследование волокон и волокнистых материалов) целесообразно назначать для того, чтобы установить факт контактного взаимодействия подозреваемого с потерпевшим, предметами одежды. При тесном соприкосновении двух объектов происходит обмен микрочастицами, входящими в состав их материалов или являющимися посторонними наслоениями. Микрочастицы также являются вещественными доказательствами важны для дальнейшего расследования. Зачастую они прочно фиксируются на предметах-носителях и не утрачиваются даже под действием неблагоприятных условий [3, с. 21].
Судебно-баллистические экспертизы назначаются в целях исследования пуль и гильз: для определения системы, модели, образца, направления и дистанции выстрела, возможности или невозможности самопроизвольного (без нажатия на спусковой крючок) выстрела при определенных условиях.
По делам о серийных убийствах могут проводиться и другие виды криминалистических экспертиз, например, при установлении способа завязывания узла верёвки на шее трупа, можно определить, что данный узел относится к категории профессиональных и характерен для определённой профессии (моряк, рыбак и т.д.).
В отношении лица, совершившего противоправное деяние следует назначать стационарную судебно-психиатрическую экспертизу либо комплексную психолого-психиатрическую или сексолого-психолого-психиатрическую в целях определения направленности сексуального влечения, способов его реализации или иных отличительных черт сексуальности; выяснения их влияния на поведение в момент преступления степени опасности личности и выбора адекватных мер медицинского характера в случае невменяемости обследуемого [2, с. 12].
При решении задач комплексной сексолого-психиатрической экспертизы обязательно определение характера нарушения психосексуального развития, проявления которого обусловлены особенностями психосексуального и соматосексуального развития личности, что во многом оказывает воздействие на многие особенности сексуального, в том числе криминального, поведения. Отметим, что при совершении обвиняемым многоэпизодных сексуальных убийств назначение комплексных сексолого-психиатрических экспертиз является обязательным, что обусловлено повторностью и однотипностью действий; их заведомо бессмысленной жестокостью; наличием явной сексуальной мотивации; своеобразием поведения в криминальной ситуации; данными о необычности личности обвиняемого, его образе жизни, пристрастиях и привычках.
Указанные обстоятельства дают основания предполагать наличие психических расстройств у обвиняемого, отклонений в половой сфере, которые могут как оказать влияние на его поступки, так и быть причиной его невменяемости. В связи с чем перед врачами-психиатрами, сексологами ставятся вопросы о наличии у подэкспертного психического расстройства, в результате которого он становится невменяемым (т.е. не может понимать значения своих действий и руководить ими на период инкриминируемого ему деяния).
При расследовании серийных убийств целесообразно и производство судебно-химической экспертизы, помощью которой возможно установление химической природы различных веществ, а также однородности или разнородности сравниваемых объектов по химическому составу, в том числе, с места происшествия и обнаруженных в ходе обыска у обвиняемого.
Значительный интерес также представляет судебно-одорологическая экспертиза. Ее основные задачи установить человека по его запаху и определить, одним или несколькими субъектами оставлены следы запаха на предметах. Специалисты в области газовой хроматографии или хромато-масс-спектрального анализа запаха могут сделать категорический вывод об отсутствии одинаковых запаховых следов или дать предположительное заключение о наличии такового [8, с. 163]. В следственной практике выделители запахов устанавливаются кинологическим методом с помощью специально обученных розыскных собак. В присутствии понятых производится так называемая одорологическая выборка, результаты которой оформляются специальной справкой [4, с. 179].
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что только все вышеперечисленные формы и направления использования специальных знаний в комплексе могут дать положительный результат в изобличении лица, совершившего серийное убийство на сексуальной почве.