Управленческое значение внутрифирменной отчетности в рекламном бизнесе

Управленческое значение внутрифирменной отчетности в рекламном бизнесе

В статье дается определение внутрифирменной отчетности, рассматриваются особенности и условия ее применения в управлении организацией, раскрывается существование взаимосвязи между понятиями внутрифирменная отчетность и бизнес-модель. Грамотно выстроенная бизнес-модель организации в совокупности с качественно сформированной внутрифирменной отчетностью, способствуют незамедлительной оптимизации бизнеса компании, увеличивая ее ценность.

Аннотация статьи
рекламный бизнес
центры ответственности
управленческая отчетность
бизнес-модель
внутрифирменная отчетность
Ключевые слова

В настоящее время огромное практическое значение в деятельности организаций приобретает постановка и ведение управленческого учета, итогом чего является формирование внутрифирменной отчетности, которая представляет собой идеальный источник информации для принятия управленческих решений и является исходной базой при последующем планировании.

Термин «внутрифирменная отчетность» является достаточно емким, так как он содержит назначение отчетности, предоставляющей информацию, используемую внутренними пользователями для обоснования и принятия широкого диапазона управленческих решений. Например, пользователи внутрифирменной отчетности применяют информацию для анализа финансового положения организации, оценки выполнения плана и прогнозирования деятельности организации на краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Внутрифирменная отчетность обладает следующими основными особенностями:

– в отличие от стандартных форм отчетности, содержит информацию, формируемую лишь по запросам внутренних пользователей;

– процесс формирования управленческой отчетности не регламентируется законодательными и нормативными актами;

– состав и содержание отчетных показателей (натуральных и стоимостных, количественных и качественных), форма и сроки их представления устанавливаются каждой организацией самостоятельно, исходя из ее вида деятельности, ежемесячных оборотов, пожеланий акционеров, стратегии и тактики управления, квалификации управленческого персонала и других особенностей [1].

Внутрифирменная отчетность привносит огромное значение в управление деятельностью компании благодаря тому, что:

  • с помощью управленческой отчетности топ-менеджмент организации имеет возможность контролировать деятельность подразделений и надежно оценивать качество работы возглавляющих их руководителей, по заранее установленным KPI;
  • c учетом четко налаженного контроля на основе показателей внутрифирменной отчетности, у руководства появляется возможность принимать промежуточные обоснованные решения и пересматривать цели подразделений в период планирования;
  • руководство, опираясь на данные внутрифирменной отчетности с легкостью может оценить риски и пересмотреть стратегии развития организации как на краткосрочной, так и на долгосрочной перспективе.

Соблюдение следующих условий позволит успешно внедрить и грамотно использовать систему внутрифирменной отчетности:

  • организация должна непрерывно функционировать с заранее обозначенными конкретными стратегическими и оперативными целями;
  • информационные потребности организации должны быть заранее определены руководством;
  • привлечение высоко квалифицированных специалистов в области управленческого учета;
  • вовлечение руководства предприятия в процесс ведения управленческого учета и в процесс его постановки;
  • установление определенных ограничений и стандартов в сроках предоставления обработанной информации;
  • введения контроля по соблюдению установленных стандартов и ограничений.

Последнее время все большее значение приобретает концепция формирования центров ответственности в структуре управления предприятиями. В первую очередь это связано с повышением эффективности деятельности и конкурентоспособности отдельных структурных подразделений предприятия – бизнес-единиц. В связи с этим бизнес-единицы, выделенные в центры ответственности, наделяются определенными полномочиями в принятии решений, а также ответственностью за выполнение установленных показателей [2].

Если углубиться дальше и рассмотреть бизнес-единицы как «конструкцию ключевых подсистем, которая создает и поддерживает конкурентоспособный бизнес» [3], то здесь невольно прослеживается взаимосвязь между понятиями бизнес-единица и бизнес-модель, которые в свою очередь неразрывно связаны с понятием внутрифирменная отчетность.

Бизнес-модель – это инструмент управления компанией путем формирования целостного образа деятельности компании с помощью составляющих ее компонентов и их взаимосвязей. Для описания бизнес-моделей компаний предлагаются различные инструменты, которые позволяют построить целостную картину бизнеса. Деятельность современных компаний становится все сложнее, так как взаимосвязь между компонентами бизнес-модели и факторами успеха не всегда заметна. На основе бизнес-модели можно сформировать логичную картину бизнеса компании, идентифицировать ключевые компоненты и выявить взаимосвязь между ними, а также выстроить согласованную концепцию бизнеса компании. Понимание концепции бизнеса, благодаря бизнес-модели, способствует быстрой реакции на изменяющиеся факторы внешней среды и, соответственно, изменению компонентов бизнес-модели, т.е. позволяет адаптировать к постоянно меняющимся условиям не только деятельность компании, но и внутрифирменную отчетность, которая в свою очередь помогает вовремя принять правильное управленческое решение.

Кратко можно обобщить, что грамотно выстроенная бизнес-модель организации в совокупности с качественно сформированной внутрифирменной отчетностью, будут способствовать незамедлительной оптимизации бизнеса компании, увеличат ее ценность, как со стороны собственников компании, так и со стороны инвесторов.

Практическое значение данного вопроса рассмотрим на примере международного рекламного агентства.

Значение внутрифирменной отчетности в рекламном бизнесе играет огромную роль, особенно когда собственниками организации являются нерезидентами страны. Международный бизнес во многом схож с национальным, однако для успешной реализации международных стратегий необходимо принимать во внимание существенные различия:

-различие национальных культур, а следовательно, и рекламных продуктов (услуг), что в свою очередь оказывает сильное влияние на подход к работе с клиентами, калькулирование смет, использование тех или иных стратегий для участия в тендерах и привлечения новых клиентов;

– сложности с переводом валюты и курсами обмена валют, особенно во время экономической нестабильности в мире;

– вопросы, связанные с предсказанием затрат и прибыльности, должны основываться на прогнозировании движения курсов валют, неправильное прогнозирование в этой области может стоить компании очень дорого;

– из-за существующей практики перехода управляющих (топ-менеджмента) из одной страны в другую, компания может подвергаться воздействию различных культур, что в свою очередь может привлечь значительные проблемы как во взглядах на внутрифирменную отчетность, так и на принятие управленческих решений;

– сложности в принятии подходящей структуры организации, действующей в международной экономической среде;

– вопросы с налогами: организация будет искать возможности решения проблем, связанных с переводными процедурами, чтобы уменьшить налоги и показать максимальные финансовые результаты;

– увязка внутренней управленческой отчетности с международными стандартами финансовой отчетности;

– наличие политического риска и возникновения ситуации, когда зарубежные вклады предприятия будут скованы политикой правительства страны-хозяина [4].

Основная нагрузка по решению указанных выше проблем ложится не только на головную компанию, но и на само рекламное агентство. С помощью головной компании, агентство внедряет различные политики, внутренние контроли, назначает ответственных людей за их соблюдение, устанавливает унифицированные формы внутренней отчетности, внедряет четкий тайм-менеджмент для сдачи отчетности в сжатые сроки. Все это дополняется наличием соответствующих проверок со стороны внешних и внутренних аудиторов.

Текст статьи
  1. Иванова Ж.А. Внутренняя управленческая отчётность как информационная основа анализа. Вопросы экономики и права. 2011. № 34. С. 360-364.
  2. Грознова А.С. Управленческий учет как инструмент управления центрами ответственности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://novainfo.ru/article/13399
  3. Хансевяров Р. И. Теоретические подходы к формированию бизнес-модели, 2015.
  4. Салидинов Э. Р. Организация международной рекламной деятельности.
  5. Вахрушина М.А. Управленческий учет как современная учетная парадигма бюджетных учреждений [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib.fa.ru/art2016/bv143.pdf/download/bv143.pdf
  6. Вахрушина М.А. Содержание анализа сегментной отчетности и его информационное значение //Международный бухгалтерский учет. 2011. № 7 (157). С. 23-31.
  7. Вахрушина М.А. Значение, условия и принципы составления внутренней (сегментарной) отчетности //Современный бухучет. 2000. № 3. С. 4-14.
  8. Вахрушина М.А., Толчеева А.А., Князюк Н.Д. Развитие информационной функции отчетности государственных вузов: обоснование необходимости, раскрытие возможности // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017. № 5-6. С. 75-84.
  9. Управленческий учет: учеб. пособие / А. В. Ильина, Н. Н. Илышева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – С.157.
  10. Регламент управленческого учета [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bud-tech.ru/reglament_ma.html
  11. Ищенко О.В. Формирование системы контроллинга на предприятии / Ищенко О.В., Берлина С.Х. // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2015. № 2-3 (66-67). С. 199-202.
  12. Тремасова Е.А. Использование внутренне отчетности в рамках стратегического управленческого учета, 2015.
  13. Штойко Я.А. Финансовая отчётность как информационная база финансового анализа организации // Молодёжный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf
  14. Федорова И.Ю. процессно-ориентированный подход к раскрытию информации о сегментах в сезонных отраслях // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21, № 8. С. 946-961.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября