Немецкий федеральный банк как центральный эмиссионный банк Германии в 1976 году отметил свое 100-летие. Впервые центральный банк объединенной Германской Империи, Имперский банк, начал свою работу в соответствии с Банковским законом от 14 марта 1875 года. По сравнению с эмиссионными банками других европейских стран этот юбилей выглядел довольно скромно, т.к. Шведский центральный банк (Svediges Riksbank), например, в мае 1968 года отметил свое трехсотлетие и считается самым старым центральным банком в мире. Банк Англии (Bank of England) был создан королевским указом 1694 года, Банк Франции (Banque de France), учрежденный в 1800 году был преобразован в эмиссионный банк в 1803 году. Нидерландский банк (Nederlandshe Bank) основан в 1814 году, а в 1850 году основан Национальный банк Бельгии (Banque National de Belgique). Позже Германского имперского банка был учрежден Банк Италии (Banka d'Italia) (1893 год), Национальный Банк Швейцарии (Schweizerische Nationalbank) (1905 год) и Национальный банк Австрии (Österreichische Nationalbank) (1922 год). Американская Федеральная резервная система была учреждена в 1913 году. Но и данные банки имели своих предшественников. Германский имперский банк был создан на основе Прусского банка (Preussische Bank), который, в свою очередь, был учрежден на основе Королевского банка (Königliche Giro-und Lehnbanco), организованного эдиктом Фридриха Великого от 17.06.1765 года [7, с. 185].
Особенности функционирования эмиссионного банка в Германии директор Баварского банка в свое время охарактеризовал следующим образом: «Больше, чем в другой экономической сфере развитие германского эмиссионного банка определялось политикой, то есть влиянием государственной власти и сначала центробежными, а затем центростремительными государственными процессами. Развитие происходило сначала при постоянном участии, верховном руководстве и непосредственном содействии властей земель, затем империи, в том числе под влиянием валютно-политических процессов. Общепринятая доктрина свободы эмиссионных баков, как она утвердилась в других странах, в Германии никогда не обретала прочной почвы, если не считать некоторых демонстративных попыток. Германские власти долгое время рассматривали банковское учреждение, приведенное в действие с помощью выпуска банкнот, примерно как продолжение верховной финансовой власти и как брата-близнеца монетной регалии. Из-за этой внутренней связи эмиссионных банков с немецкими правительствами вехи политического развития Германии одновременно являлись этапами развития эмиссионных банков. В целом это путь от раздробленности к объединению, от децентрализации к постепенной централизации при одновременном усилении государственного влияния и участия. Из маленьких учреждений, медленно и с трудом развивавшихся на отдельных территориях германский эмиссионный банк в последние десятилетия развился в мощное и прочное строение, в один из главных столпов немецкого кредитного дела и в одно из важнейших средств осуществления власти вновь созданного германского национального государства» [8, с. 384].
Конституция Германской империи 1871 года даже не упоминает об учреждении центрального эмиссионного банка, в то время как финансам, таможне, торговле, железным дорогам посвящает целые главы. Унификации денежной единицы способствовал принятый 9.7.1873 г. Закон о денежных знаках (Reichsgesetzblatt. часть 1. с.233). Статья 1 Закона гласила: "Вместо имевших хождение в Германии валют отдельных земель вводится имперский золотой стандарт. Его расчетной единицей является марка ...". Имперский банк начал свою работу лишь на пятый год существования империи. Это событие можно считать вторым важным этапом на пути унификации монетного обращения в Германии, первым из которых было введение общей немецкой монеты – талера по Венской метрической конвенции 1857 года [3, с. 284].
Различные экономические интересы отдельных слоев общества, различные взгляды на право эмиссии денежных знаков затрудняли принятие закона о банках. Представленный в Рейхстаг (парламент) проект закона подробно регламентировал приобретение, осуществление и прекращение права на эмиссию денежных знаков, он предусматривал обязательное золотое покрытие денег, однако не содержал ни одной статьи, в которой говорилось бы о создании Имперского банка как центрального банка. В ходе последующих дебатов по поводу принятия закона было решено включить в текст закона подобную статью. Таким образом взяла верх идея централизации банковской системы Германии, упорядочения эмиссии денежных единиц. Закон о банках, обязательный на территории всей Империи, был принят 18.3.1875 года. Закон регулировал не деятельность банков вообще (как можно было бы ожидать судя по названию – Bankgesetz), он посвящен деятельности частных эмиссионных банков и центрального (государственного) эмиссионного банка. Так как к тому времени успешно функционировал Прусский банк, бундесрат принял решение преобразовать его в Имперский банк, что и было осуществлено на основании соответствующего договора между Пруссией и Германской империей [7, с. 185]. Это не единственный пример функционирования прусского ведомства в качестве имперского органа власти. Так, в 1871 году на базе прусского внешнеполитического ведомства было создано имперское ведомство, которое за ежегодно выплачиваемое вознаграждение стало вести и международные дела Пруссии [2, с. 44].
Несмотря на то, что закон внес существенный вклад в централизацию банковской системы страны, ни сторонники централизации, ни представители децентрализованной системы с сохранением автономии банков отдельных земель, не считали закон удовлетворительным [8, с. 384]. Закон наделил Имперский банк статусом юридического лица, а ст.12 гласила "Имперский банк находится под контролем и руководством Империи" (Reichsgesetzblatt. часть 1. с. 233). Руководство от имени империи осуществлял рейхсканцлер (ст. 26 закона). Первым главой Имперского банка был О. фон Бисмарк. Ему подчинялся президент Имперского банка и Совет директоров. Оперативное руководство Имперским банком осуществлял Совет директоров, состоявший из 7 человек, назначаемых по представлению Бундесрата (палата земель парламента) кайзером на пожизненный срок (ст. 27 Закона). Служащие Имперского банка обладали правами и обязанностями имперских чиновников.
Банковский надзор от имени империи осуществлял Попечительский совет в составе пятнадцати человек, председательствовал на его собраниях также рейхсканцлер (ст. 25 Закона). Таким образом и руководство, и контроль были сосредоточены в одном лице, что противоречит современным принципам конституционного права. Несмотря на то, что Имперский банк был публично-правовым учреждением и в организационно-правовом отношении был полностью подчинен империи, с экономической точки зрения он не являлся собственностью государства. Основной капитал Имперского банка на тот момент составлял 120 млн. марок, разделенный на 40 000 долей стоимостью по 3 000 марок, принадлежавших частным лицам. Главным местом расположения ИБ являлся Берлин, банк был уполномочен открывать отделения в любом месте на территории империи по решению Бундесрата [8, с. 389].
Имперский банк был не единственным эмиссионным центром. Даже спустя 60 лет после образования империи в Германии сохранялись, кроме Имперского банка, еще 4 частных эмиссионных банка, которые были уполномочены выпускать банкноты – первоначально марки, затем рейхсмарки. Этими банками были Баварский эмиссионный банк (Bayerische Notenbank) /Мюнхен/, Саксонский банк (Saechsische Bank) /Дрезден/, Вюртембергский банк (Würtembergische Bank) /Штутгарт/, Баденский банк (Badische Bank) /Мангейм/. Право эмиссии эти банки утратили только в конце 1935 года, а выпускаемые ими денежные знаки имели хождение до 1.7.1936 года.
Первые годы ХХ века ознаменовались серьезным кризисом кредитной системы во всем мире, что привело к необходимости реформировать банковское законодательство. В Германии возникла необходимость создания имперского ведомства по банковскому контролю. Некоторые банки земель отказались от своих эмиссионных полномочий – Франкфуртский банк, Банк Южной Германии, Брауншвейгский банк [8, с. 397]. 1.6.1909 года была принята поправка к Закону о банках, которая, в частности, объявляла эмитируемые Имперским банком денежные знаки "единственным законным средством платежа" в отличие от денежных знаков, выпускаемых частными банками [7]. Данное положение только узаконило уже сложившуюся практику. Поправка от 1909 года не привела к коренным преобразованиям в области банковского законодательства. В частности, провалилась попытка национализировать Имперский банк, то есть перевести уставной капитал банка из частных рук в собственность государства.
Решительное изменение положения и задач Имперского банка произошло в связи с Первой мировой войной; имперский банк постепенно стал "военным банком" [5, с.39]. Если в довоенный период Имперский банк служил частному капиталу, то теперь он стал инструментом кредитования государственной военной машины, так как немецкое правительство (в отличие, например, от английского) не прибегало к использованию в этих целях налоговой политики. В Закон о банках были внесены соответствующие изменения, согласно которым кратко – и среднесрочные долговые обязательства Империи принимались к учету Имперским банком в качестве обеспечения банкнот. Учтенные обязательства Имперский банк реализовывал посредством операций на открытом рынке. Кроме того, Закон от 4.8.1914 освободил Имперский банк от обязанности золотого покрытия эмитируемых им денежных знаков "впредь до соответствующих изменений". Поэтому золотой запас Имперского банка удалось не только сохранить во время войны, но и увеличить (RGB.1. c. 2117).
Поражение в войне и политические преобразования 1918 года (образование Веймарской республики) привели поначалу лишь к незначительным изменениям законодательства. Например, Закон от 16.12.1919 (RGB.1.II. с. 135) передал полномочия назначения высших должностных лиц Имперского банка от кайзера к рейхспрезиденту. Задачи и структура Имперского банка остались в целом без изменений. В Веймарской конституции 11.8.1919 года, так же как в имперской конституции 1871 года, нет упоминаний об Имперском банке как центральном эмиссионном банке Империи. Не произошла также национализация капитала банка, право на которую вытекало из ст. 156 новой конституции (право на национализацию частных предприятий – RGBl. 1919. S. 1383). Все политические партии высказались за сохранение капитала банка в частных руках.
Последующие политические события привели к необходимости постепенного придания Имперскому банку большей самостоятельности. В январе 1921 года Франция и Англия пришли к соглашению о размере репарационных выплат, которые обязана была осуществить Германия после Первой мировой войны. Данная сумма была несколько раз снижена по настоянию Германской стороны, после чего Германскому послу в Лондоне был предъявлен ультиматум осуществить выплаты в шестидневный срок. В связи с начавшимися массовыми волнениями в стране и нестабильной политической обстановкой был принят Закон в защиту республики, вступивший в силу 26.6.1922. Он предусматривал политические и экономические меры защиты республиканского строя [5, с. 99].
Экономическая ситуация неуклонно ухудшалась, национальная валюта обесценивалась, сокращались золотые запасы Имперского банка. В январе 1922 года комиссия по вопросу о репарациях, заседавшая в Каннах, потребовала реформы бюджета, денежной системы и законодательства об Имперском банке. Это могло бы гарантировать успешную борьбу с инфляцией и обеспечить выплату репараций. Изменения в законодательство об эмиссионном банке внес Закон об автономии Имперского банка от 26.5.1922 (RGBl. II. S. 136). Этот закон лишил имперского канцлера его доминирующего положения в системе центрального банка страны. Имперский банк остался под контролем Империи, однако его руководство было полностью отнесено к компетенции Совета директоров Имперского банка. Надзорной инстанцией оставался Попечительский совет, в состав которого с 1919 года входили председатель и еще восемь членов совета. Однако возможности данного органа влиять на политику банка были резко ограничены – так же как и полномочия рейхсканцлера. Считается, что данный закон не имел особого значения, так как "несмотря на предусмотренные законом правомочия, ни один рейхсканцлер /.../ не воспользовался ими с тем, чтобы повлиять на кредитную политику, проводимую Советом директоров Имперского банка» [5, с. 210]. В соответствии с Законом от 31.5.1922 года полномочия канцлера в отношении Имперского банка были полностью отменены, что гарантировало полную автономию имперского банка. Другие требования комиссии об изменении банковского законодательства не были удовлетворены [4, с. 208].
Кризис национальной валюты привел к необходимости стабилизации экономики. Одной из первых мер была денежная реформа 1923 года. Государственное регулирование экономики и финансов, в частности, для сдерживания инфляции, для защиты и обеспечения национальной валюты обосновал немецкий экономист и статистик Г.Ф. Кнапп, книга которого «Государственная теория денег» вышла первым изданием еще в 1905 году. Согласно теории Кнаппа, деньги – это знаки, платежная сила которых прокламируется государством. Кнапп доказывал, что сущность денег определяется правовыми нормами, регулирующими их выпуск и употребление. С Кнаппом был солидарен Д.М. Кейнс, крупнейший теоретик-экономист Великобритании первой половины ХХ века. Кнапп, открыв правовое понимание денег, создал почву для сдерживания инфляции, для защиты и обеспечения национальной валюты. Положения Кнаппа были использованы в целях создания мобилизационной экономики: Германией во время Первой мировой войны, СССР при осуществлении первых пятилетних планов, Великобританией в 1939-1945 гг. [1, с. 27-28].
Для осуществления денежной реформы в октябре 1923 года был учрежден Рентный банк. Капитал банка составили долговые обязательства его учредителей (крупных землевладельцев, промышленников, торговцев, банкиров), исчисленные в золотых марках, которые обеспечивались закладными листами и облигациями предприятий. Рентный банк выпускал так называемые рентные марки, которые принимались в качестве средства платежа, но не являлись официальной законной денежной единицей. Примерно треть капитала банка предоставлялась в качестве кредита для покрытия задолженности государства перед Рейхсбанком по кратко- и среднесрочным денежным обязательствам. Другая часть передавалась Имперскому банку с целью кредитования частного предпринимательства. Резерв Рентного банка насчитывал 800 млн. марок [3, с. 301]. Рентные марки, которые также обеспечивались частным капиталом, принимались кредитными учреждениями в качестве платежного средства. Не будучи официальной законной платежной денежной единицей, эта новая "параллельная" валюта завоевала полное доверие населения, охотно использовавшего ее в обращении [6, с. 207]. Таким образом, до августа 1924 года в Германии функционировали два эмиссионных центра – Имперский банк и Рентный банк с параллельными денежными системами.
После денежной реформы образовалась острая нехватка оборотных средств, торгово-промышленные круги призывали к увеличению денежной массы, что свело бы на нет меры по валютной стабилизации. Рейхсбанк на время прекратил денежную эмиссию, ужесточался контроль за выдаваемыми кредитами, вводилось нормирование продаваемой Имперским банком иностранной валюты. Кроме того, временный характер новой денежной единицы не позволял широко использовать ее во внешнеторговом обороте. Именно эти причины привели к принятию закона от 19.3.1924 года об учреждении Золотодисконтного банка. По закону от 19.3.1924 года Золотодисконтный банк был учрежден как дочернее предприятие Имперского банка [5, с. 261]. Ему было предоставлено право эмиссии денег, которым он ни разу не воспользовался. Задачи данного банка неоднократно менялись, но в целом он функционировал как дочернее вспомогательное учреждение Имперского банка. С помощью двух вышеназванных банков удалось в короткое время стабилизировать бюджет Империи. Рентный банк просуществовал параллельно с Имперским банком вплоть до 1961 года, до принятия так называемого Закона о ликвидации Имперского и Золотодисконтного банков" от 2.8.1961 года. После введения рентной марки в августе 1924 года параллельно с рентной маркой была введена рейхсмарка (Reichsmark) по курсу 1:1. Рейхсмарка оставалась немецкой валютой вплоть до 1948 года (Münzgesetz 30.08.1924. RGBl. II.S. 254).
30 августа 1924 года Имперский банк стал не зависимым от имперского правительства (Rechsbankgesetz 30.08.1924. – RGBl.II.S.235). Выборы президента Имперского банка осуществлялись Генеральным советом Имперского банка, созданным по инициативе европейских стран, заинтересованных в получении репараций от Германии. В Генеральный совет Имперского банка вошли 14 человек, семь из которых были представителями Великобритании, Франции, Италии, США, Бельгии, Нидерландов и Швейцарии. Иностранные представители не могли быть членами правительств или госслужащими, они являлись признанными экспертами в области финансов. Из их числа выбирался комиссар по вопросам эмиссии, в задачи которого входило наблюдение за выполнением предписаний по обеспечению денежного оборота. Имперский президент обладал полномочием утверждать решения президента имперского банка. По состоянию на 1929 год капитал Имперского банка находился в руках 10 016 немцев (1.003340 долей) и 1288 иностранцев (223148 долей) [9].
В конце октября 1929 года на Нью-Йоркской финансовой бирже разразился кризис, названный “черной пятницей”. Так начался самый серьезный мировой кризис перепроизводства. Он охватил практически все страны и длился до 1932-1933 гг. В Германии производство сократилось на 40%, число безработных достигло 6 млн.чел. Сказался кризис и на Имперском банке, который за шесть месяцев он потерял почти 2 миллиарда рейхсмарок в золоте и в валюте. В связи с этим 13.3.1930 года в закон о банках было внесено одно существенное изменение. Оно преобразовало Генеральный совет Имперского банка, сократив число членов Генерального совета с 14 до 10 человек. Места 7 представителей иностранных государств в Генеральном совете были упразднены. Таким образом было устранено иностранное участие в деятельности Имперского банка.
Распоряжение рейхспрезидента от 15.7.1931 года (RGB.1. с. 366) заложило основу валютного контроля. В соответствии с ним платежи в иностранной валюте должны были осуществляться либо непосредственно Имперским банком, либо другими банками при его обязательном посредничестве. Распоряжением рейхсканцлера от 19.9.1931 года об акционерном законодательстве, банковском надзоре и налоговой амнистии (RGB.1. с.493) при Имперском банке был учрежден новый Попечительский совет, который, в отличие от существовавшего прежде Попечительского совета должен был на практике осуществлять всесторонний надзор за банковским делом. Его членами являлись Президент и Вице-Президент Имперского банка, Статс-секретари министерства экономики и министерства финансов, Имперский комиссар по банковскому надзору. Попечительский совет определял основные направления деятельности Имперского комиссара, подчинявшегося Министерству экономики, в круг обязанностей которого входило: осуществление постоянного контроля и надзора за банковским кредитным делом, в особенности за сделками с зарубежными партнерами, воздействие на общую банковскую политику, исходя из общеэкономических интересов Германии.
Анализ законодательства, регулирующего деятельность Имперского банка, свидетельствует, что экономическое и политическое доминирование Пруссии в империи, юридически закрепленное Конституцией 1871 года, отразилось на формировании механизма имперского государства, в том числе на учреждении Имперского банка из преобразованного Банка Пруссии. Второй особенностью является частный характер банковского капитала высшего эмиссионного учреждения Германской империи. Третья характерная деталь заключается в длительном сохранении и постепенном сокращении числа других эмиссионных центров параллельно с Имперским банком. Далее: начальный период Веймарской республики сопровождался существенным вмешательством иностранных держав-победительниц в Первой мировой войне в суверенные полномочия государственных органов Германской империи, что подтверждается включением иностранных представителей в высшие органы управления Имперского банка.