научный журнал «Актуальные исследования» #2 (29), январь '21

Деятельность Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд

В данной статье анализируются основные направления совершенствования государственных закупок товаров, работ, услуг Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям. В ходе анализа выявлены проблемы и предложены рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности товаров, работ, услуг Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям.

Аннотация статьи
государственные закупки
Россельхознадзор
контрактная система в сфере закупок товаров/работ/услуг
Ключевые слова

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям (далее – Управление, территориальный орган, заказчик) является территориальным управлением Россельхознадзора.

Для выполнения возложенных задач и функций территориальный орган регулярно проводит государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, в которых выступает в статусе заказчика.

Единственным источником финансирования Управления являются средства федерального бюджета, поэтому территориальный орган проводит государственные закупки исключительно в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) [1].

В структуре территориального органа отсутствует контрактная служба как самостоятельное структурное подразделение. Ответственным должностным лицом за проведение государственных закупок является контрактный управляющий, назначаемый на должность приказом руководителя Управления.

Контрактный управляющий проводит закупки в соответствии с планом-графиком закупок, который размещает в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – ПФХД).

В исследуемом хронологическом периоде (2017–2019 гг.) у территориального органа прослеживается снижение совокупного годового объема (далее – СГО), что затрудняет закупку товаров, работ, услуг в полном объеме.

Рис. 1. Сравнительный анализ совокупного годового объема закупок Управления по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в 2017–2019 гг.

В качестве способов определения поставщика Управление использует неконкурентный способ (закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст. 93 Закона о контрактной системе) и конкурентные способы: конкурс, электронный аукцион, запрос котировок в электронной форме.

Совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика рассчитывается заказчиком как сумма, не превышающая 10% СГО.

В период 2017 – 2019 гг. территориальным органом проведено 226 конкурентных закупок, из них 182 электронных аукциона, 41 запрос котировок (в том числе в электронной форме), 3 открытых конкурса (рисунок 2).

Рис. 2. Анализ конкурентных электронных процедур по способу определения поставщика (исполнителя, подрядчика)

Из рисунка 2 видно, что в качестве основного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Управление выбирает электронный аукцион. В процентном соотношении от общего числа конкурентных процедур (226 шт. за период 2017–2019 гг.) процент электронных аукционов составляет – 80,53%.

Запросы котировок в электронной форме заказчиком проводятся значительно реже – 18,14% от общего количества конкурентных способов закупок.

Открытый конкурс проводится не более одного раза в год, что составляет 1,33% от общего количества электронных процедур. Предметом открытого конкурса является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

По решению заказчика в рассматриваемом хронологическом периоде было отменено 3 определения поставщика:

  • в 2017 году – 2 электронных аукциона, что составило 3,3% от общего количества электронных процедур (62 шт./год);
  • в 2018 год – отмена электронных процедур не производилась;
  • в 2019 год – 1 электронный аукцион, что составило 1,47% от общего количества электронных процедур (68 шт./год).

Причиной отмены электронных процедур послужило неверно сформированное заказчиком техническое задание.

Анализируя деятельность Управления в сфере государственных закупок, целесообразно оценить эффективность [5, с. 206] их проведения через ряд основных показателей: выполнение плана-графика закупок; количество внесенных в него изменений; обоснование НМЦК; соблюдение законодательства; оценка дисциплины исполнения контрактов.

Рис. 3. Критерии оценки эффективности закупок

Показатель «Выполнение плана-графика закупок» – отражает соответствие внесенных в план-график закупок и опубликованных закупок в ЕИС.

Мониторинг планов-графиков закупок 2017–2019 гг. показал, что в рассматриваемом периоде заказчик несколько раз отменял внесенные закупки по причине возникновения обстоятельств, предвидеть которые при утверждении плана-графика было невозможно, фактически отмена закупок была обусловлена отсутствием потребности в товаре, услуги, работе к моменту вероятной даты опубликования электронной процедуры.

Показатель «Количество внесенных в план-график изменений» показывает, как часто заказчик меняет условия закупки после внесения ее в план-график.

Из рисунка 3 видно, что в Управлении ежегодно увеличивается количество изменений, внесенных в планы-графики закупок. В качестве оснований внесения изменений заказчик также указывает причину – «возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые при утверждении плана-графика было невозможно».

В принципе законодатель не ограничивает заказчиков числом внесенных в план-график изменений, и данное действие не является признаком нарушения, скорее всего – это способ исключить ошибки и уточнить информацию по электронной процедуре, которая готовится к публикации в ЕИС.

Показатель «Обоснование НМЦК» – отражает сведения о закупках, в которых снижение произошло на 25% и более (демпинг).

Как видно из рисунка 3 среднее снижение НМЦК у заказчика по результатам торгов варьируется в пределах 6,55 – 10,31%, в связи с чем можно сделать вывод, что расчеты НМЦК производились на основании ценовых предложений, соответствующих рынку товаров, работ, услуг.

Показатель «Выявленные нарушения законодательства о контрактной системе» – отражает сведения о нарушении законодательства о контрактной системе и привлечении должностных лиц Управления к дисциплинарной или административной ответственности.

В период 2017–2019 гг. на действия Управления, как заказчика, было подано в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю три жалобы, из них 1 жалоба признана обоснованной (2017 г.) и 2 необоснованными (2018 г. и 2019 г.).

Предписание об устранении выявленных нарушений органом контроля выдавалось по жалобе 2017 г., заказчик допущенные нарушения устранил в отведенный срок.

По всем электронным процедурам, в которых определены победители, заказчиком заключались государственные контракты. В период 2017 – 2019 гг. в реестре контрактов территориального органа числится 353 записи, в том числе в статусе «исполнение» и «аннулировано» – 0 контрактов, «исполнение завершено» – 329 контрактов, «исполнение прекращено» – 24 контракта.

Проекты контрактов в электронных процедурах содержатся в документации, и включают существенные условия: место поставки, срок поставки, ответственность сторон, порядок оплаты, срок действия контракта и пр.

Небольшое количество расторгнутых контрактов (24 шт.) свидетельствует о том, что в целом потребность в товарах, работах и услугах лицом, заинтересованным в заказе, определяется объективно и контракты в большинстве случаев исполняются в полном объеме, что также является подтверждением рационального распределения бюджетных средств.

Экспертиза товаров, работ, услуг проводится Управлением собственными силами. Заключение по экспертизе оформляется либо записью на документе об исполнении, либо отдельным документом и размещается совместно с документами об исполнении, что не противоречит требованиям законодательства, поскольку в настоящее время законодатель не закрепил официально каким образом и в виде какого документа заказчик должен оформить результат экспертизы [6].

Согласно размещенным отчетам об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций [3] (далее – СОНКО) Управление ежегодно выполняет требование законодателя об объемах закупок у СМП и СОНКО [4].

Высокие показатели (не ниже 60%) объемов закупок у СМП и СОНКО имеют важное экономическое значение, поскольку Управление не только обеспечивает себя товарами, работами и услугами, но и поддерживает и стимулирует малое предпринимательство региона.

Анализируя деятельность Управления в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд необходимо отметить наличие следующих актуальных проблем:

1. Снижение совокупного годового объема в связи уменьшением доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Единственным источником финансирования территориального органа являются средства федерального бюджета. В 2019 году план финансово-хозяйственной деятельности заказчика утвержден с наименьшими показателями по сравнению с 2017 и 2018 гг.

В связи с чем, территориальный орган вынужден решать проблему закупки товаров, работ, услуг в полном объеме в условиях уменьшенного финансирования.

В качестве способа решения данной проблемы целесообразно осуществлять закупки больших объемов товаров, работ, услуг при которых поставщики (подрядчики, исполнители) значительно снижают цены.

2. Осуществить закупку в больших объемах позволяют совместные торги[1] или централизованные закупки, но Управление не участвует в них. В настоящее время территориальный орган является участником электронных процедур, в которых он выступает непосредственным заказчиком.

Чтобы снизить нагрузку на контрактного управляющего и главного специалиста и обеспечить Управление необходимыми товарами, работами, услугами с наибольшей экономией средств федерального бюджета целесообразно внедрить совместные торги для территориальных органов Россельхознадзора Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО), для закупки идентичных (однородных) товаров, работ, услуг.

Порядок проведения совместных торгов регулируются нормами Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов» [2] и локальными правовыми документами заказчика.

Снижение цен в совместных торгах осуществляется за счет предлагаемых поставщиками оптовых цен.

В настоящее время совместные торги (закупки) уже успешно введены в ряде субъектов Российской Федерации, например, в Алтайском крае, Московской, Рязанской и Волгоградской областях и др.

Участие Управления в совместных торгах с другими территориальными органами Россельхознадзора ДФО позволит сократить время на подготовку аукционной и конкурсной документации идентичных (однородных) товаров, работ, услуг и сэкономить средства федерального бюджета.

В частности, подтверждением данного довода является опыт проведения совместных закупок в Рязанской области, где переход на совместные торги и электронный документооборот характеризуются «значительным сокращением временных, трудовых, а также финансовых затрат» [7].

В настоящее время совместные торги для Управления являются более доступными, чем централизованные закупки, поскольку позволяют заказчикам не тратить время на поиск уполномоченного государственного органа и скоординировать свою работу оперативно.

Подводя итоги, следует сделать следующий вывод: электронные процедуры на право заключения контрактов на поставку товаров, работ, услуг для нужд Управления проводятся в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.

В качестве основного способа закупки товаров, работ, услуг территориальный орган выбирает электронный аукцион.

Незначительное количество жалоб, поданных на действия Управления как заказчика, свидетельствует о том, что подготовка закупок осуществляется надлежащим образом.

Если рассматривать «эффективность» как соотношение результатов с затратами, следует отметить, что закупки производятся с достижением целей их проведения.

При этом, для рационального использования средств федерального бюджета, являющихся единственным источником финансирования территориального органа, целесообразно начать подготовку к совместным торгам с иными территориальными органами Россельхознадзора ДФО для закупки идентичных (однородных) товаров, работ и услуг.

[1] В ряде регионов используется также термин «совместные закупки».

Текст статьи
  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05 апреля 2013 г. № 44–ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
  2. Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов: постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088 // Собр. законодательства РФ. – 2013 г. – № 49 (часть VII). – Ст. 6431.
  3. О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования: постановление Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238 // Собр. законодательства РФ. – 2015. – № 12. – Ст. 1766.
  4. Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/customerreports/printForm/view.html?printFormId=32489471.
  5. Гущин, А.Ю. Определение эффективности и способы её оценки в системе государственного заказа / А.Ю. Гущин // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9. – С. 204-208.
  6. Коновалова, З.И. Организационно-правовые проблемы в сфере закупок / З.И. Коновалова // Пробелы в российском законодательстве. – 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno–pravovye–problemy–v–sfere–zakupok.
  7. Никифорова, Л. В. Практика реализации норм законодательства в сфере осуществления совместных закупок в рязанской области / Л.В. Никифорова, М.А. Майоров, Ю.А. Косыч // Федерализм. – 2018. – № 4. – С. 219–228.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября