Успешность профессиональной деятельности руководителя
научный журнал «Актуальные исследования» #2 (29), январь '21

Успешность профессиональной деятельности руководителя

В статье рассматриваются понятия управленческой деятельности и успешности профессиональной деятельности. Также делается попытка определить факторы эффективной работы управленца.

Аннотация статьи
эффективность работы
управленческая деятельность
успешность
функции управленца
Ключевые слова

Тема успешности профессиональной деятельности руководителя довольна актуальна на сегодняшний день. Это связано с двумя главными факторами. Первый из них заключается в том, что результаты функционирования организации напрямую зависят от качества и эффективности управленческой деятельности. Второй фактор, обеспечивающий актуальность данной темы, это стремительный рост количества предприятий на современном рынке и жесткая конкуренция между ними в условиях господствующей капиталистической экономической системы. Все это приводит к увеличению интереса в области изучения и исследования принципов управления в сфере бизнеса, в большей части, конечно же, для практического применения.

Трудовая деятельность управляющего является одной из самых сложных. Управление представляет собой процесс воздействия руководителя на группу сотрудников с целью достижения поставленных общеорганизационных целей. Базаров Т.Ю. выделяет четыре типа управления, опираясь на различные управленческие формы [1]. Первый тип имеет отличительной чертой коллективистскую управленческую форму. Вердикты и окончательные распоряжения выносит руководитель, а рычагом управления является его авторитет. Второй тип основывается на рыночной форме управления. Принятие решений опирается на законы рынка, рычаг влияния – деньги. Такой тип управления свойствен для предпринимательской деятельности. Третий тип обусловлен бюрократической управленческой формой. Распоряжения здесь руководитель издает в соответствии со своими полномочиями, а рычагом воздействия выступает формальная власть управленца и его возможность использовать методы прямого воздействия. Последний, четвертый тип детерминируется демократической формой. Рычаг управления в данном типе – использование законов. Тип совместной деятельности характеризуется как совместно-творческий.

Выбор типа управления руководителем зависит, в первую очередь, от его личностных характеристик, а также от условий внешней среды, в которой функционирует организация. Каким образом и с помощью каких средств будут координироваться различные деятельности в соответствии с поставленными целями – ответ на этот вопрос дает управленец. В каждом типе управления руководитель воспринимается сотрудниками сильным и эффективным по различным показателям. И поэтому, выбирая тип управленческого процесса, управляющий должен проанализировать психологические типажи своих подчиненных, выявить, какие личностные и профессиональные качества ценят сотрудники в своем непосредственном начальнике, и смоделировать тактику поведения. Это позволит правильно выбрать стратегию управления, в частности более эффективно воздействовать на персонал, и как следствие, вывести работу организации на движение к запланированным целям.

Теперь перейдем к феномену профессиональной успешности. Этот феномен довольно сложен и многогранен. Опираясь на труды ученых-психологов, попробуем разобраться, что же следует понимать под профессиональной успешностью руководителя. А. В. Коваленко, проводя анализ понятия успешность, выделяет два ключевых направления в его понимании [3]. В первом направлении успех рассматривается как поиск счастья, как удовлетворение духовных потребностей: самоудовлетворенности, самоуважения, самодостаточности. В контексте второго направления успех заключается в достижении поставленной цели, и, следовательно, в самореализации и самоактуализации. Так, в концепции А.В. Коваленко, успех понимается как два принципиально различных по качеству значения – состояние и достижения.

Отметим, что профессиональная успешность взаимосвязана со способностями человека, а если быть точнее – зависит от них. А.М. Теплов выделяет три признака, которые заключаются в понятии способность. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека», – пишет А.М. Теплов [7, с.9]. Можно заметить, что ключевым признаком в этом определении является успешное осуществление трудовой деятельности, которое зачастую определяется продуктивностью труда, качеством продукции, безошибочностью действий, уровнем сложности выполняемых задач. Таким образом, набор способностей человека и будет определять его профессиональную успешность. Взаимосвязь личностных качеств и профессионального успеха рассматривает психология личности. Мы лишь отметим, что человеку, занимающему управляющую должность, необходимо иметь высокий показатель основных положительных характеристик.

Приведем еще одно определение успешности профессиональной деятельности. В.И. Реутова в своей научной работе приводит цитату Ю.А. Карачаровой, которая определяет успешность как «свойство метасистемы «человек-профессия», характеризующее субъекта труда, отражающее его соответствие требованиям профессии, удовлетворенность трудом, а также стремление к дальнейшей профессиональной самореализации в данной сфере" [5, с.13]. Остановимся в этом определении на удовлетворенности трудом. Действительно, все успехи, достигнутые руководителем, в частности занимаемая должность, широта полномочий, уровень заработной платы, переживаются и оцениваются им самим. Руководитель переживает свои профессиональные удачи и промахи, свой профессиональный статус. Субъективная, внутренняя оценка достигнутых результатов очень важна в определении профессиональной успешности. И если человек не удовлетворен своей трудовой деятельностью, то говорить о его успешности в трудовой деятельности становится затруднительно.

На сегодняшний день нет однозначного толкования понятия профессиональной успешности и нет общепринятых способов ее оценивания. Однако скажем, что многие исследователи сходятся во мнении, что успешность – это такая характеристика трудовой деятельности, которая базируется на двух аспектах: внешней, объективной оценки достигнутых результатов и внутренней удовлетворенностью субъектом своей трудовой активностью. Основу профессиональной успешности составляют способности человека, заложенные генетически, и личностные характеристики, воспитанные в ходе развития. Далее мы рассмотрим, какие именно факторы влияют на успешность профессиональной деятельности руководителя.

Прежде чем рассмотреть основные факторы эффективности управления, необходимо понять сущность самого понятия – эффективность управленческого процесса. Эффективность управления – такой показатель в сфере экономики, который отображает степень вклада трудовой деятельности субъекта управления в итоговый результат работы предприятия. Эффективность управленческого процесса напрямую связана с теми результатами, к которым приходит организация в процессе своего функционирования, причем первое определяется вторым. Следовательно, можно сделать вывод, который заключается в следующем: эффективность управления зависит от двух факторов, а именно от уровня реализации поставленных задач и запланированных целей и от показателей прибыли.

Отметим также, что оценивать эффективность управленческого процесса необходимо комплексно. Для этого нужно принимать во внимание достижения организацией запланированных целей во всех областях: социальной, производственной и экономической.

Теперь, понимая, что же такое есть эффективность управления, попробуем обозначить основные факторы, которые способствуют достижению наивысшей эффективности управленческого процесса и наибольшей продуктивности работы фирмы. А. М. Бандурка определяет личность управленца как один из основных факторов эффективности управленческой деятельности [2]. Она дает следующее определение: "Руководитель – это лицо, наделенное правом принятия решений и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий" [2, с.198]. То, какие именно решения будут приняты в ходе реализации функций управления и какими методами будет осуществляться процесс воздействия на подчиненных, в первую очередь зависит от личностных характеристик управленца, от его жизненных установок, нравственных ориентиров, устойчивости в стрессовых ситуациях, коммуникативных способностей. Помимо личностных особенностей, А.М. Бандурка указывает следующие факторы эффективности управления: непосредственные условия работы, профессиональные качества сотрудников, уровень управленческого состава [2].

Г. С. Никифоров также обращается к теме факторов эффективного управления. Он обозначает такой фактор, как «ориентация на результат», оно же эффективное поведение, которое включает в себя стремление к успеху, осторожность, самоопределение, социальную компетентность, контроль эмоций [4]. Нам кажется, что контроль эмоций является достаточно важным фактором, ведь трудовая деятельность руководителя сопряжена с большим количеством стрессовых ситуаций. Способность сохранять хладнокровие и выдержку, умение подавлять агрессию и рационально распределять силы в течение трудового дня, а также владение навыками дипломатического общения позволяют управленцу выполнять свои обязанности более осмысленно, целесообразно, продуктивно, и как следствие, более эффективно, то есть направляя свои действия в сторону достижения общеорганизационных задач. Кроме этого Г.С. Никифоров выделяет три подхода, которые позволяют отличить эффективного менеджера от неэффективного, а именно функциональный, ситуационный и личностный. В призме функционального подхода считается эффективным тот управленец, который качественно осуществляет основные функции управления (функции планирования, организации, контроля, мотивации, а также прогнозирования, обучения персонала, оценки работы предприятия и др.). Что же касается ситуационного подхода, эффективность управления здесь зависит от способности руководителя продуктивно работать в условиях неопределенности, умения принимать решения в стрессовой ситуации и от отсутствия жестких стереотипов. И в третьем подходе, личностном, утверждается, что управляющий, чья трудовая деятельность отличается высокими показателями эффективности, обладает некоторым набором личностных характеристик, которые имеют высокие показатели. Среди таких характеристик указываются общий интеллект, математические способности, стремление к лидерству, моторные способности, механическо-техническое понимание, стрессоустойчивость и др.

И обозначим также те параметры эффективной управленческой деятельности, которые выделяет В.А. Розанова [6, с.34]: 1) ощущение вероятности достижения успеха; 2) мотив поведения как личностного фактора; 3) последствия успеха или неуспеха в решении управленческих ситуаций.

Мы рассмотрели факторы эффективности управленческого процесса, обозначенные некоторыми авторами. Безусловно, успешность профессиональной деятельности руководителя зависит также от множества других факторов, например, таких как законы реального мира, профессионально-квалификационный состав кадров, внутренний психологический климат, позиция, которую занимает организация на рынке и многие другие. Управленческая деятельность есть одна из самых непростых из осуществляемых человеком деятельностей, ведь руководитель имеет дело с самым сложным ресурсом, с человеческим. Предстоит еще немало исследовательской работы, в которой будут рассмотрены различные управленческие концепции, стратегии и методики управления, психологические аспекты воздействия на подчиненных, факторы эффективности и успешности управления. Но стоит отметить, что те знания, которые есть в области менеджмента на данный момент, позволяют достаточно успешно реализовывать управленческую деятельность и являются основой для новых исследований, нового опыта и новых знаний, которые будут усовершенствовать искусство управления.

Текст статьи
  1. Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для бакалавров / Т.Ю. Базаров. – Москва: Издательство Юрайт, 2014.
  2. Бандурка, А.М. Психология управления / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Зеслянская. – Харьков: ООО «Фортуна Пресс», 1998.
  3. Коваленко, А.В. Психологические основы менеджмента: учебное пособие / А.В. Коваленко. – Томск: Изд. ТПУ, 2000.
  4. Никифоров, Г.С. Психология менеджмента: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: Питер, 2004.
  5. Реутова, В.И. Сущность и содержание профессиональной успешности руководителя ОВД / В.И. Реутова // Психопедагогика в правоохранительных органах – 2018. – №2 (73). – С.13-18.
  6. Розанова, В.А. Психология управления: учебное пособие / В.А. Розанова. – Москва: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.
  7. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. –Москва: Изд. Академии наук РСФСР, 1961.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая