научный журнал «Актуальные исследования» #2 (29), январь '21

Метод интервального регулирования движением поездов «Анаконда»

В данной статье рассматривается новая технология регулирования движения поездов «Анаконда», которая позволяет упростить систему сигнализации, централизации и блокировки.

Аннотация статьи
эксплуатация
автоматическая система
движение поездов
рельсовые цепи
Ключевые слова

Система «Анаконда» представляет собой автоматическую систему регулирования движения поездов, позволяющую увеличить грузопоток на сети без строительства новых путей сообщения. Также сможет заменить светофоры на перегоне и путевые ящики.

Система работает благодаря оптоволоконному кабелю, который расположен под землей в 2-10 метрах от путей вдоль всего перегона. Кабель способен улавливать колебания земляного полотна и звуковые волны, которые воздействуют на железнодорожное полотно. Например, движение поезда, падение посторонних предметов и даже шаги людей [1].

По заявлению разработчиков «Анаконды» – специалистов АО «НИИАС», система обеспечивает контроль местоположения подвижного объекта на расстоянии до 70 км от рефлектометра с точностью до 5–7 м, а также выдаёт параметры скорости.

Целью ОАО «РЖД» является отработка и использование инноваций таким образом, чтобы на конкретных полигонах применять ту систему, которая даст максимальный экономический эффект [4].

В системе используется логика проследования поезда по перегону. От устройств ЭЦ в систему передается признак поезда при его отправлении на перегон. Перегон разбивается на участки пути и при следовании поезда по перегону система контролирует последовательное занятие этих участков на основании анализа акустических сигналов с точностью до 50 метров [3].

Система идентифицирует поезда, оборудованные устройствами передачи данных по радиоканалу и устройствами контроля целостности состава и выдает разрешение на отправление второго поезда на перегон (рисунок).

Рис. Система интервального регулирования движения поездов по сигналам АЛС с передачей данных по цифровому радиоканалу без применения рельсовых цепей «Анаконда» (Источник: [3])

«Анаконда» также позволяет контролировать шумовую обстановку вдоль пути, оценивать возможные технические неполадки в составе на «ходу». Система помехоустойчива и позволяет отказаться от рельсовых цепей, которые имеют высокую стоимость в обслуживании и подвержены погодным воздействиям. Вместе с тем для её эксплуатации требуется электропитание [2].

Специальные датчики отбирают те шумы и вибрации, которые принадлежат составу поезда, и на основе всей полученной информации система освобождает либо блокирует перегон. Система позволяет определить координаты поезда и расстояние между составами. При этом полученные данные может проверить дежурный по станции.

«Анаконда» подает извещение на переезд и сообщает пассажирам о прибытии поезда. При остановках поезда на перегоне система фиксирует место и линейные размеры объекта («акустический портрет»). Система логически переводит в состояние занятости виртуальные рельсовые цепи на месте остановки поезда, так как акустические шумы отсутствуют. При возобновлении движения поезда после остановки система продолжает отслеживать объект, сравнивая «акустический портрет» до остановки и после.

Пока что система работает на однопутных участках, однако специалисты работают над тем, чтобы модернизировать систему. В планах разработчиков добавить возможность оповещать об изломе рельс, дефектах колес и работах на путях.

В результате увеличивается точность мониторинга прохождения грузовых и пассажирских поездов, а расходы по эксплуатации малоинтенсивных участков сокращаются. Это происходит за счёт того, что на участках, где лежит кабель, необходимо монтировать гораздо меньше оборудования сигнализации, централизации и блокировки. Применение системы «Анаконда» позволит достичь экономии денежных средств РЖД.

Текст статьи
  1. Рамблер. Система «Анаконда», которая сменит светофоры [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/43247475-v-rzhd-pokazali-sistemu-anakonda-kotoraya-smenit-svetofory/
  2. Гудок. Выпуск № 231 «Анаконда» чувствует поезда [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1447522
  3. Инновационный дайджест [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rzd-expo.ru/innovation/the_introduction_of_innovative_satellite_and_gis_technologies/interval_dvijenie_poezdov.php
  4. ТрансРесурс. Система «Анаконда» на РЖД [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tlk-larus.com/sistema_anakonda_na_rzhd/1233
  5. Комплексные решения повышения пропускной способности железнодорожных линий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://railwayexpo.ru/images/docs/2019/presentation/%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%AC%202_29%20%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0/%D0%97%D0%90%D0%9B_2/10-00_PRO%20%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/04_%20%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%A8%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0_RU.pdf
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября