Главная
АИ #2 (29)
Статьи журнала АИ #2 (29)
Метод интервального регулирования движением поездов «Анаконда»

Метод интервального регулирования движением поездов «Анаконда»

Автор(-ы):

Зуева Людмила Дмитриевна

Пилан Екатерина Максимовна

Секция

Транспортные коммуникации

Ключевые слова

автоматическая система
движение поездов
рельсовые цепи
эксплуатация

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается новая технология регулирования движения поездов «Анаконда», которая позволяет упростить систему сигнализации, централизации и блокировки.

Текст статьи

Система «Анаконда» представляет собой автоматическую систему регулирования движения поездов, позволяющую увеличить грузопоток на сети без строительства новых путей сообщения. Также сможет заменить светофоры на перегоне и путевые ящики.

Система работает благодаря оптоволоконному кабелю, который расположен под землей в 2-10 метрах от путей вдоль всего перегона. Кабель способен улавливать колебания земляного полотна и звуковые волны, которые воздействуют на железнодорожное полотно. Например, движение поезда, падение посторонних предметов и даже шаги людей [1].

По заявлению разработчиков «Анаконды» – специалистов АО «НИИАС», система обеспечивает контроль местоположения подвижного объекта на расстоянии до 70 км от рефлектометра с точностью до 5–7 м, а также выдаёт параметры скорости.

Целью ОАО «РЖД» является отработка и использование инноваций таким образом, чтобы на конкретных полигонах применять ту систему, которая даст максимальный экономический эффект [4].

В системе используется логика проследования поезда по перегону. От устройств ЭЦ в систему передается признак поезда при его отправлении на перегон. Перегон разбивается на участки пути и при следовании поезда по перегону система контролирует последовательное занятие этих участков на основании анализа акустических сигналов с точностью до 50 метров [3].

Система идентифицирует поезда, оборудованные устройствами передачи данных по радиоканалу и устройствами контроля целостности состава и выдает разрешение на отправление второго поезда на перегон (рисунок).

Рис. Система интервального регулирования движения поездов по сигналам АЛС с передачей данных по цифровому радиоканалу без применения рельсовых цепей «Анаконда» (Источник: [3])

«Анаконда» также позволяет контролировать шумовую обстановку вдоль пути, оценивать возможные технические неполадки в составе на «ходу». Система помехоустойчива и позволяет отказаться от рельсовых цепей, которые имеют высокую стоимость в обслуживании и подвержены погодным воздействиям. Вместе с тем для её эксплуатации требуется электропитание [2].

Специальные датчики отбирают те шумы и вибрации, которые принадлежат составу поезда, и на основе всей полученной информации система освобождает либо блокирует перегон. Система позволяет определить координаты поезда и расстояние между составами. При этом полученные данные может проверить дежурный по станции.

«Анаконда» подает извещение на переезд и сообщает пассажирам о прибытии поезда. При остановках поезда на перегоне система фиксирует место и линейные размеры объекта («акустический портрет»). Система логически переводит в состояние занятости виртуальные рельсовые цепи на месте остановки поезда, так как акустические шумы отсутствуют. При возобновлении движения поезда после остановки система продолжает отслеживать объект, сравнивая «акустический портрет» до остановки и после.

Пока что система работает на однопутных участках, однако специалисты работают над тем, чтобы модернизировать систему. В планах разработчиков добавить возможность оповещать об изломе рельс, дефектах колес и работах на путях.

В результате увеличивается точность мониторинга прохождения грузовых и пассажирских поездов, а расходы по эксплуатации малоинтенсивных участков сокращаются. Это происходит за счёт того, что на участках, где лежит кабель, необходимо монтировать гораздо меньше оборудования сигнализации, централизации и блокировки. Применение системы «Анаконда» позволит достичь экономии денежных средств РЖД.

Список литературы

  1. Рамблер. Система «Анаконда», которая сменит светофоры [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/43247475-v-rzhd-pokazali-sistemu-anakonda-kotoraya-smenit-svetofory/
  2. Гудок. Выпуск № 231 «Анаконда» чувствует поезда [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1447522
  3. Инновационный дайджест [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/YrrbH
  4. ТрансРесурс. Система «Анаконда» на РЖД [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tlk-larus.com/sistema_anakonda_na_rzhd/1233
  5. Комплексные решения повышения пропускной способности железнодорожных линий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/YrqqS

Поделиться

2918

Зуева Л. Д., Пилан Е. М. Метод интервального регулирования движением поездов «Анаконда» // Актуальные исследования. 2021. №2 (29). С. 17-19. URL: https://apni.ru/article/1784-metod-intervalnogo-regulirovaniya-dvizheniem

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Транспортные коммуникации»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня