Система «Анаконда» представляет собой автоматическую систему регулирования движения поездов, позволяющую увеличить грузопоток на сети без строительства новых путей сообщения. Также сможет заменить светофоры на перегоне и путевые ящики.
Система работает благодаря оптоволоконному кабелю, который расположен под землей в 2-10 метрах от путей вдоль всего перегона. Кабель способен улавливать колебания земляного полотна и звуковые волны, которые воздействуют на железнодорожное полотно. Например, движение поезда, падение посторонних предметов и даже шаги людей [1].
По заявлению разработчиков «Анаконды» – специалистов АО «НИИАС», система обеспечивает контроль местоположения подвижного объекта на расстоянии до 70 км от рефлектометра с точностью до 5–7 м, а также выдаёт параметры скорости.
Целью ОАО «РЖД» является отработка и использование инноваций таким образом, чтобы на конкретных полигонах применять ту систему, которая даст максимальный экономический эффект [4].
В системе используется логика проследования поезда по перегону. От устройств ЭЦ в систему передается признак поезда при его отправлении на перегон. Перегон разбивается на участки пути и при следовании поезда по перегону система контролирует последовательное занятие этих участков на основании анализа акустических сигналов с точностью до 50 метров [3].
Система идентифицирует поезда, оборудованные устройствами передачи данных по радиоканалу и устройствами контроля целостности состава и выдает разрешение на отправление второго поезда на перегон (рисунок).
Рис. Система интервального регулирования движения поездов по сигналам АЛС с передачей данных по цифровому радиоканалу без применения рельсовых цепей «Анаконда» (Источник: [3])
«Анаконда» также позволяет контролировать шумовую обстановку вдоль пути, оценивать возможные технические неполадки в составе на «ходу». Система помехоустойчива и позволяет отказаться от рельсовых цепей, которые имеют высокую стоимость в обслуживании и подвержены погодным воздействиям. Вместе с тем для её эксплуатации требуется электропитание [2].
Специальные датчики отбирают те шумы и вибрации, которые принадлежат составу поезда, и на основе всей полученной информации система освобождает либо блокирует перегон. Система позволяет определить координаты поезда и расстояние между составами. При этом полученные данные может проверить дежурный по станции.
«Анаконда» подает извещение на переезд и сообщает пассажирам о прибытии поезда. При остановках поезда на перегоне система фиксирует место и линейные размеры объекта («акустический портрет»). Система логически переводит в состояние занятости виртуальные рельсовые цепи на месте остановки поезда, так как акустические шумы отсутствуют. При возобновлении движения поезда после остановки система продолжает отслеживать объект, сравнивая «акустический портрет» до остановки и после.
Пока что система работает на однопутных участках, однако специалисты работают над тем, чтобы модернизировать систему. В планах разработчиков добавить возможность оповещать об изломе рельс, дефектах колес и работах на путях.
В результате увеличивается точность мониторинга прохождения грузовых и пассажирских поездов, а расходы по эксплуатации малоинтенсивных участков сокращаются. Это происходит за счёт того, что на участках, где лежит кабель, необходимо монтировать гораздо меньше оборудования сигнализации, централизации и блокировки. Применение системы «Анаконда» позволит достичь экономии денежных средств РЖД.