научный журнал «Актуальные исследования» #2 (29), январь '21

Анализ отказов технических средств контроля и управления в сложно структурированной транспортной системе

В статье рассматривается анализ отказ технических средств железнодорожного транспорта и способы их устранения. Используя анализ Парето, метод наложения проанализированы отказы технических средств по причинам возникновения за три года по предприятию железнодорожного транспорта.

Аннотация статьи
безопасность
отказ
технические средства
железнодорожный транспорт
учет
Ключевые слова

Надежность есть важнейшая характеристика любого технического объекта. Она является сложным комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств [1].

Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. По характеру возникновения отказы принято делить на внезапные, постепенные, перемежающиеся (сбои) [1, 2].

Отказы технических средств приводят к нарушению обеспечения безопасности движения поездов, создают угрозу для жизни и здоровья пассажиров. Несут огромные затраты на задержки и восстановление поездов.

Проанализируем отказы технических средств по причинам возникновения за три года по предприятию железнодорожного транспорта, используя анализ Парето, метод наложения (рисунок).

Рис. Диаграмма Парето по причинам возникновения отказов (Источник: [2])

Из данного рисунка видно, что в 2012 году основными причинами отказов являются «отказы в работе рельсовых цепей» и «остродефектный рельс (ОДР)» (19 отказов по данным причинам). В результате проведенных корректирующих мероприятий их количество в последующий 2013 год уменьшилось до 16 отказов, но к 2014 году увеличилось до 26 [3].

За отчетный период наблюдается положительная динамика уменьшения количества отказов рельсовых цепей: в 2013 г. по сравнению с базовым произошло уменьшение до 11 отказов. Однако в 2014 году допущен рост количества отказов рельсовых цепей (по сравнению с базовым периодом рост – 37,5 %). Рост количества отказов может быть связан с тем, что отсутствует системность в разработке и реализации мероприятий, а также с заменой корректирующих действий коррекцией, которая не способствуют устранению причины возникновения отказа.

Учету в системе КАСАНТ подлежат все отказы в работе технических средств в том числе приведшие к нарушениям безопасности движения в поездной и маневровой работе. Расследование, анализ случаев нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе (в том числе и возникших из-за отказов в работе технических средств), а также сбоев в работе устройств АЛС, САУТ (не повлекших задержек поездов), производятся с использованием специализированных автоматизированных систем в соответствии с требованиями нормативных документов МПС России, Минтранса России, а также нормативных документов ОАО «РЖД».

В зависимости от последствий отказов в работе технических средств вводится их следующая классификация по категориям:

  1. отказы 1-й категории – отказы, приведшие к задержке пассажирского, пригородного или грузового поезда на перегоне (станции) на 1 час и более либо приведшие к транспортным происшествиям или событиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
  2. отказы 2-й категории – отказы, приведшие к задержке пассажирского, пригородного или грузового поезда на перегоне (станции) продолжительностью от 6 минут до 1 часа либо к ухудшению эксплуатационных показателей;
  3. отказы 3-й категории – отказы, не имеющие последствий, относящихся к отказам 1-й и 2-й категории, (учет этих отказов производится первоначально в рамках автоматизированных систем управления хозяйств).

Важнейшим комплексным показателем эффективности перевозочного процесса является безопасность движения поездов различного назначения. Для обеспечения безопасности движения и повышения рентабельности перевозочного процесса необходимо максимально исключить отказы в работе технических средств.

Формирование в системе КАСАНТ достоверной и оперативной информации на основе данных отраслевых систем позволяет детально анализировать работу технических средств, определяя направления их совершенствования, снижая негативные последствия отказов в работе объектов инфраструктуры и подвижного состава на перевозочный процесс. Результаты расследования причин нарушений безопасности движения свидетельствуют, что отказы технических средств являются непосредственными предпосылками (факторами), определяющими возникновение случаев транспортных происшествий и событий.

В настоящее время в ОАО «РЖД», разработана и действует комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надежности (КАСАНТ). За последние три года она позволила поэтапно перейти на единую систему учета и анализа отказов в работе технических средств [3, 4].

Таким образом, повышение надежности технических средств и сокращение количества случаев отказов их работы является одной из основных составляющих в комплексе мер, направленных на повышение уровня безопасности движения [5, 6].

Текст статьи
  1. ГОСТ 27.002-05. Надёжность в технике. Термины и определения.
  2. Проблемы науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceproblems.ru/primenenie-statisticheskih/2.html
  3. Краковский, Ю.М. Оценка факторов, влияющих на возникновение транспортных происшествий [Текст] / Ю. М. Краковский, А. В. Начигин // Путь и путевое хозяйство. -2011. - № 11. - С. 2-4.
  4. Гапанович В. А. Прогрессивные технологии обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов / И. И. Галиев, Ю. И. Матяш, В. П. Клюка М.: «Учебно-методический центр по образованию на ж.-д. транспорте», 2008. – 220 с.
  5. Громышова С.С. Эксплуатация устройств многофункционального комплекса технических средств в сложно структурированных транспортных системах как фактор обеспечения безопасности движения поездов и надежности работы. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2019.№4(64). С. 167–173.
  6. Сапожников В.В., Сапожников Вл. В., Шаманов В.И. Надежность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. – М.: Маршрут, 2003 - 257 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября