Роль общественных объединений в формировании гражданского общества в Казахстане
научный журнал «Актуальные исследования» #2 (29), январь '21

Роль общественных объединений в формировании гражданского общества в Казахстане

Статья посвящена вопросам, затрагивающим роль общественных объединений в формировании гражданского общества в Казахстане.

Аннотация статьи
государство
система
гражданское общество
общественные объединения
Ключевые слова

В настоящее время государственная политика Республики Казахстан направлена на построение государства с устойчивой рыночной экономикой и развитым гражданским обществом.

Однако становление гражданского общества представляет собой сложный процесс, так как гражданское общество как правовой институт требует наличие таких составляющих, как цивилизованное развитие, гражданскую свободу, экономическую самостоятельность, духовную и политическую зрелость, социальную ответственность, способность принятия решений общественного значения с учетом интересов каждого члена общества.

Необходимо отметить, что в построении гражданского общества заинтересованы, как государство, так и само общество, так как без государства существование гражданского общество невозможно, без гражданского общества же невозможно существование демократического государства.

В целях дальнейшего развития государству необходимо расширять возможности участия в общественной жизни и принятия важных решений своих граждан, что позволит увеличить социальный- потенциал, необходимый для быстрой мобилизации общества в целом при возникновении угроз внешнего и внутреннего характера для правопорядка.

Многие развитые страны активно используют возможности гражданского общества в силу его гибкости в отличие от государственных органов. Как правило, в таких странах правительство передает гражданскому обществу полномочия либо финансирует определенную деятельность его представителям для решения социальных вопросов, так как это оказывается эффективнее, чем создание новой государственной организации [10]. Особую роль в этом играют различный общественные объединения, неправительственные организации.

Именно неправительственные организации, те же общественные объединения, выступают в качестве посредников между государственным аппаратом и обществом.

Цель деятельности большинства общественных объединений заключается в решении проблем социального характера, представление интересов определенной социальной группы. Особая важность деятельности общественных объединений заключается в том, что они реально видят и представляют масштабы конкретной проблемы, а также могут представить свой способ решения данной проблемы с учетом сложившихся обстоятельств.

Стоит отметить, что Казахстан в вопросах развития гражданского общества долгое время отставал от многих стран. Важность построения гражданского общества и особая роль в этом общественных объединений стали ясны для государства только с недавних пор [7].

В настоящее время в Казахстане проводится внутренняя политика по оказанию всяческой поддержки общественным объединениям благодаря осознанию их значения для развития демократического государства. Важность участия общественных объединений в развитии гражданского общества в Казахстане была подчеркнута Первым Президентом РК Н.А. Назарбаевым, который заложил основное направление в развитии данного института в своем Послании народу. Также он озвучил такой важный вопрос, как государственная поддержка деятельности общественных объединений посредством предоставления различного рода грантов на реализацию социально значимых проектов, а также предоставления льгот и субсидий от государства [6].

Активная государственная поддержка развития института общественных объединений в Казахстане реализуется посредством принятия нормативных правовых актов, а также применения на практике системы социальных льгот и предоставления государственного социального заказа среди общественных объединений.

Примечательно, что законодательство РК не содержит четкого определения понятия «общественное объединение». Закон РК «О некоммерческих организациях» под общественным объединением подразумевает одну из разновидностей некоммерческой организации, созданной в результате добровольного объединения граждан с целью достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству Республики Казахстан [3].

В соответствии со ст. 2 Закона РК от 31 мая 1996 г. «Об общественных объединениях» общественными объединениями признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству [4].

Исходя из вышеизложенных трактовок, мы можем выявить следующие характерные признаки общественного объединения:

  • добровольность создания;
  • некоммерческий характер;
  • наличие общих целей у членов объединения;
  • осуществление деятельности в соответствии с законодательством, в том числе обязательная государственная регистрация общественного объединения;
  • участие в общественно-политической жизни страны;
  • территориальный принцип деятельности.

Положение ст.5 Конституции РК запрещает возлагать на общественные объединения функции государственных органов, также как запрещает государственное финансирование [1].

Важным условием функционирования общественных объединений в области предпринимательства является осуществление предпринимательской деятельности строго для достижения уставных целей, при этом доходы от нее не распределяются между членами объединения.

Вопросы имущественного характера общественных объединений в РК регламентируются ст. 106 Гражданского Кодекса, согласно которой под собственностью общественного объединения подразумеваются объекты, необходимые для материального обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом [2].

Особое правовое положение занимают религиозные объединения, согласно которому они отделены от государства и не участвуют в выборах органов государственной власти и управления. Примечательно, что служители религиозных объединений, а также их члены имеют право на участие в политической жизни также как и остальные граждане, но только от своего имени.

Также наиболее распространенным видом общественных объединений являются профессиональные союзы. В соответствии со ст. 1 Закона РК от 9 апреля 1993 г. «О профессиональных союзах» профессиональные союзы (профсоюзы) – это самостоятельные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов и улучшения условий труда [5]. Сегодня профсоюзы в Казахстане играют важную роль в установлении социальной справедливости, представляя интересы своих членов. Именно благодаря деятельности профессиональных союзов в РК уровень социальных, классовых противоречий значительно снижен, что позволяет во многом стабилизировать общественно-политическую ситуацию.

Особую роль в развитии демократических процессов РК играют политические партии. Однако, представляя интересы конкретной группы граждан, политическая партия не имеет права выступать от имени народа.

К созданию и деятельности политической партии законодательство предъявляет ряд требований, таких как добровольность создания и численность не менее одной тысячи человек и представляющих две трети областей, города республиканского значения и столицы.

Однако некоторые авторы указывают на нарушение прав граждан при создании политических партий, так как повышенный пороговый барьер служит препятствием для желающих создать свою партию граждан, ввиду аполитичности большей части населения страны [9].

С данной позицией сложно согласиться, так как снижение количественного критерия может привести к тому, что на территории страны будет действовать множество мелких группировок, преследующих политические интересы конкретных лиц. По мнению Мулдабаева Т. для эффективного функционирования политической партии партия должна пользоваться широкой поддержкой общества [8].

Стоит отметить, что сегодня деятельность политических партий в Казахстане носит разрозненный характер. Политические партии не имеют сильного лидера, также стоит подчеркнуть, что многие из них не могут представить свой четкий стратегический план дальнейшего развития страны, что во многом объясняет аполитичность большей части населения страны. В некоторой степени деятельность политических партий носит формальный характер.

Иначе обстоят дела с неполитическими общественными объединениями. Их деятельность в настоящее время позволяет решить социальные проблемы уязвимых слоев населения посредством привлечения спонсорской помощи, а также привлечения внимания государственных органов к конкретной проблеме, освещения проблемы в СМИ.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что деятельность общественных объединений в РК во многом способствует развитию гражданского общества, однако степень участия в них самих граждан невысокая.

Полагаем, что государству необходимо принять меры для повышения активности населения, так как активность населения в решении общественно важных вопросов играет ключевую роль в развитии гражданского общества. Для этого необходимо проведение различных конференций и иных встреч подобного характера с участием общественных объединений, предоставление государственных субсидий и привилегий, освещение их деятельности в СМИ, а также постоянная плановая проверка действующего законодательства, регламентирующего деятельность общественных объединений, на предмет соответствия современным реалиям.

Текст статьи
  1. Конституция Республики Казахстан Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 4, ст. 217.
  2. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., № 23-24.
  3. Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2018 г.) // Казахстанская правда от 27 января 2001 г. № 23-24
  4. Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 года № 3-I «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.05.2018 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 8-9, ст. 234
  5. Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 года № 211-V «О профессиональных союзах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.07.2017 г.) // Казахстанская правда от 1.07.2014 г. № 127 (27748).
  6. Послание Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана в 2000 году. URL: https://www.akorda.kz (дата обращения 15.19.2019).
  7. Дьяченко С.Н. Власть и НПО в Казахстане: стратегия, формы и механизмы сотрудничества // Центральная Азия и Кавказ. 2007. № 1 (49).
  8. Мулдабаев Т. Совершенствование партийного законодательства // Саясат-Polisy. 2002. № 6. С. 42.
  9. Чеботарев А. Что даст новый Закон «О политических партиях» // Правовая реформа в Казахстане. 2002. № 3. С. 27.
  10. Шоманов А.Ж., Морозов А.А. Потенциал институтов гражданского общества в обеспечении социальной стабильности в Казахстане // Аналитик. 2003. №5. С. 37.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 февраля по 05 марта
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
09 марта
Загрузка в elibrary
09 марта
Рассылка печатных экземпляров
15 марта