Введение. Учебники по дисциплине «Военная педагогика» сообщают: «Военно-педагогический процесс – это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению» [4, 6]. Получается, что качественная учебная литература единодушно признает наличие военно-педагогического процесса как заботу всех участников функционирования военной культуры. Заслуженно известные коллективы авторов через обсуждения и заинтересованный поиск приходят к интересным, обещающим быть плодотворными методикам обучения и воспитания будущих офицеров, сержантов, воинов всех родов войск службы по призыву. Согласимся с рецензентом одного из последних учебников для военных вузов «Военная педагогика» под редакцией О.Ю. Ефремова, в том, что «эта книга показывает современные достижения военно-педагогической науки». Наш анализ монографической, диссертационной, статейной литературы убеждает, что преподаватели очень активно обсуждают эти достижения, адаптируют их к местным условиям, проявляя и практический интерес, и научное творчество. Понятно, что преподавательский корпус последовательно реализует положения о том, что политика государства, современная военная доктрина, общий уровень военного являются фундаментом военно-педагогического процесса. Практическая необходимость развивать образование в полном соответствии с этими требованиями и делает наше исследование актуальным.
Объектом исследования является военное образование. Предметом исследования – отношение научно-педагогического сообщества к современным проблемам образования. Основным методом исследования стал контент-анализ научной литературы по проблемам развития российского образования в целом и военного образования в частности.
Приказ МО РФ № 172 повествует, что воспитание курсантов развивается на базе «многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма, уважительного отношения к народам Российского государства, общечеловеческих ценностей лучших образцов отечественной и мировой культуры» [12, с. 5]. На основе общих официальных документов цель военно-педагогического процесса понимается как достижение комплексной готовности воинских коллективов и всех военнослужащих к вооруженной защите Родины. Для этого необходимо развивать высокие морально-психологические, боевые, и физические качества, выработать сильную волю к победе в любых условиях при опоре на боевое мастерство и стойкость духа. Это, в свою очередь влияет на развитие военного образования как единства системных элементов, связанных со всеми формами жизнедеятельности подразделения (связь и управление; боевая готовность; материально-техническое, морально-психологическое и социально-культурное обеспечение и т.д.). Так почему же так много разговоров о недостатках, много сомнений и мало веры в положительные изменения при наличии немалых субъективно честных усилий? И не случайно одной из базовых задач совершенствования военной организации государства Президент РФ, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ В.В. Путин на заседании Совета Безопасности РФ 5 июля 2013 г. назвал повышение качества подготовки будущих офицерских кадров. Более того, указывая на необходимость планировать развитие системы высшего военного образования на долгосрочную перспективу, президент отметил, что престиж военного образования "не должен уступать гражданскому, а по отдельным направлениям (должен) превосходить его" [13]. Напрашивается вывод, что в обществе есть достаточно устойчивое мнение об отставании всей системы военного образования от родственной ей системы гражданского образования?
В качестве предварительного вывода заметим, что проблемы развития российского образования в целом и военного – в частности обсуждаются последние 30 лет очень активно. При этом, наш контент-анализ выявил тот факт, что 65% публикаций являются действительно самостоятельными творческими научными исследованиями, проведёнными на основе личного педагогического опыта. 60% исследований обсуждают или демонстрируют читатель авторские методики преподавания конкретных учебных дисциплин. Другие 40% посвящены вопросам воспитания и решению организационных проблем. Около 15% авторов откровенно рассказывают о проблемах конкретного учебного заведения, приблизительно столько же работ, придерживаясь нормативных документов, предлагают отчёт с преобладанием положительных моментов. Около 70% работ – это теоретическое исследование того, как развивалось и как должно функционировать военное образование.
В научных журналах встречаются и тексты-экскурсии по «безоблачной истории вуза» и его сегодняшним успехам, показывая ввуз, который обладает «уникальными возможностями и располагает необходимыми условиями» [5, c. 58]. Немало авторов абстрагируются от проблем развития современного военного образования и с увлечением творческого исследователя-теоретика и неравнодушного практика рассказывают читателю о том, как должно быть устроено современное образование. Значительно чаще преподаватели вузов не просто заинтересованно и открыто анализируют проблемы образования, но и предлагают конкретные методы для преодоления проблем, профилактики ошибок. Признаем, что вся совокупность методической, педагогической, психологической, философской, и пр. литературы открывает читателю богатейший опыт теории и практики педагогической активности в России.
Общий вывод предпринятого контент-анализа заключается в констатации разрывающего образовательный процесс противоречия между его тремя акторами: традиционный и всеми единодушно одобряемый педагогический опыт поколений; директивные документы и инициативные требования руководителей – эффективных менеджеров; реальная практика современного педагогического процесса (общение курсанта и преподавателя). «Сегодня наше военное образование подошло к той точке, когда надо оглянуться и посмотреть, что мы сделали» [2]. Как бы в ответ на этот призыв генерал-полковника Ю. Букреева преподавательский корпус активизировал аналитическую деятельность. От ассистента до профессора преподаватели всех учебных дисциплин направляют свои усилия на публичное обсуждение проблем в профессии. Нередко этот самоанализ похож на самобичевание в резкой форме. Чего стоят формулировки названий статей, опубликованных в серьёзных научных изданиях: «ЕГЭ как педагогическая шизофрения»; «Заметки ретрограда о знаниях и компетенциях»; «Неэффективные вузы: миф и реальность»; «Идиотизм образовательного надзора»; «Министр новый, грабли старые»; «Можно ли в российских вузах учиться по правилам?»; «Провал образовательной реформы очевиден»; «Мифология управления, политика министерства и политика вузов: динамика противостояния»; «Парадигмальные изменения и ошибки»; «Погружение во мрак невежества». Авторы этих статей единодушны в том, что реформирование приобрело перманентный характер; нововведения предлагаются раньше реализации того, что они призваны изменить; «все более обостряя противоречие между субъективными действиями реформаторов и онтологически заданным содержанием образования» [11, с. 9]. Именно в этом ключе профессор кафедры военной педагогики и психологии А.Д. Лопуха в нескольких текстах обстоятельно анализирует административные распоряжения, как «перегибы» [10]. Педагогическая общественность особенно активно обсуждает вопросы формирования нравственной культуры. В 2000-е годы было проведено большое количество диссертационных и монографических исследований по анализу возможных путей удержания морально-нравственного единства в обществе, активно изучались методы формирования нравственной культуры военнослужащих. Но практика значительно отстаёт от теоретических обобщений. В результате выводы, сделанные аналитиками во втором десятилетии ХХI в., совсем не утешительные. Так, положения, вынесенные М.В. Жилиной на защиту и принятые уважаемым диссертационным советом, звучат предельно тревожно: «выявлены конкретные параметры в реформировании системы российского высшего образования, противоречащие целям инновационного рывка в развитии страны…; доказано, что реформируемая система образования не удовлетворяет потребности российского общества» [8]. Теоретически обосновывая необходимость перемен в системе образования, молодой преподаватель не доверяет современной ситуации и предупреждает о том, что современные перемены в системе высшего образования могут привести к нежелательной смене образовательной парадигмы. В этом же ключе рассуждает и опытный профессор А.О. Блинов, отмечая, что «мы учим тому, «что есть», совсем не умеем учить тому, «что может быть» и уж тем более уходим от вопросов «почему и зачем» … Отсюда противоречивые действия, колебания, неоправданные эксперименты и отсутствие не-обходимых мер по обеспечению позитивного развития» [1, с. 11].
Анализируя причины таких итогов, С.А. Данильченко выделяет «грубые ошибки реформы военного образования в России» [7]. «Существующие недостатки и просчёты в модернизации системы подготовки военных кадров, – по мнению Н.М. Кудёлко, – обусловлены, в первую очередь, отсутствием фундаментально проработанной, обоснованной и долгосрочной политики военного образования» [9]. В результате этого «в идеологии и практике политики модернизации допущены парадигмальные ошибки, которые привели к кризису современной отечественной высшей и средней школы. Чтобы идти дальше, нужно самым решительным образом провести «работу над ошибками» – поясняет А.П. Валицкая [3]. Круг замкнулся. Действительно, именно ошибки и недостатки института образования и гражданского, и военного анализируют сегодня более 70 % публикаций. Продолжая контент-анализ с целью выявления проблем, признанных большинством авторов публикаций, отметим, что мы далеки от катастрофического восприятия ситуации и не разделяем чрезмерно крайние её оценки.
Вывод. Полагаем, что сущность армии неизменна во все времена – это способность и готовность к вооруженной защите интересов государства, выражающего интересы населения своей страны. Именно это онтологически обоснованное постоянство и должно определять цели и методологию всей системы военного образования. Забвение факта постоянства образовательных задач, вытекающего из общих признаков армии и войны, является одной из наиболее часто обсуждаемых проблем современного военного образования.