Современное общество находится на высоком уровне научно-технического развития, что позволяет оказывать серьезную помощь детям с сенсорными нарушениями, в том числе нарушения зрительного и слухового восприятия. Проблема оказания социально-психологической и педагогической помощи детям с сенсорными нарушениями рассматривалась в работах Сатаева А.И., Буданцова А.В., Филичевой Т.Б., Мироновой Э.В., Шматко Н.Д., Кукушкиной О.И., Гончаровой Е.Л. По данным медицинской статистики, неуклонно растет количество детей, имеющих различные сенсорные нарушения. Все чаще имеют место быть сочетание нескольких первичных сенсорных нарушений.
Теоретические и методологические основы помощи детям с сенсорными нарушениями получили отражение в работах И.А. Соколянского, А.И. Мещерякова, Р.А. Мареева, Т.А. Басилова и других. Детям данной категории присущее значительное своеобразие психического и речевого развития, обусловленное сочетанием первичных нарушений и может быть скорректировано в результате направленного психолого-педагогического воздействия, включающего создание специальной образовательной среды и систематической коррекционной и развивающей работы специалистов логопедов.
Подготовка к обучению грамоте представляет собой очень сложный, и многоступенчатый процесс. В его основе, по мнению А. Г. Ананьева, лежит достаточная речевая готовность. Реабилитационный процесс с применением сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие фразовой речи детей с сенсорными нарушениями, поможет в последующем включить ребенка с проблемами слуха в современное общество.
Цель исследования: выявить особенности развития фразовой речи в сюжетно-ролевой игре у детей с сенсорными нарушениями
Гипотеза исследования выражена в предположении о том, что эффективность развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с сенсорными нарушениями зависит от применения в процесс коррекционной работы логопеда сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие: звукопроизношения; грамматической стороны речи; связной речи; составления предложений.
Наиболее активно развитие речи ребенка дошкольного возраста с сенсорными нарушениями происходит в игре. В играх можно проследить несколько этапов: подготовка, распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление аксессуаров для игры совместно с взрослым. В процессе договоренности дети приходят к единому мнению и начинают обсуждать некоторые нюансы сюжета, его направленность и линию поведения в игре. Дети начинают обсуждать процесс игры уже исходя из возможностей друг друга, поэтому впервые подобные желания возникают у тех детей, которые играют вместе.
Для полноценного развития ребенок должен овладеть навыками устной речи. Владение навыками устной речи включает в себя возможность свободно понимать обращенную к нему речь, уметь ответить собеседнику адекватно и полно в форме доступной всем людям. И так во владении речью можно выделить два основных, аспекта: понимание обращенной речи и способность говорить.
Владение данными умениями у ребенка может быть сформировано в полном объеме при условии проведения ранней коррекционной работы, эффективность реабилитации и развития речи зависит и от эффективности проводимой работы.
В результате формирующего эксперимента было выявлено, что развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с сенсорными нарушениями зависит от эффективности применения в процесс коррекционной работы логопеда сюжетно-ролевых игр.
Предложенная в исследовании программа логопедической работы эффективна, и может быть рекомендована в работе с детьми с сенсорными нарушениями.
Для повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста с сенсорными нарушениями следует создать ряд условий, в том числе:
- обучаем ребенка различать звуки окружающей среды (шум воды, транспорта, тиканье часов и т.д.) у детей раннего возраста следует стимулировать вокализации и попытки говорить.
- звукоречевой стимул должен подкрепляться зрительным образом, в виде картинки и модели изучаемого предмета (методика глобального чтения, применяемая в работе с глухими детьми);
- при работе с ребенком важно находиться в поле зрения ребенка, закрывая нижнюю часть лица экраном (во избежание чтения с губ);
- педагог говорит четко и медленно, активно и четко артикулируя, повторяя ключевые фразы, если ребенок что-то не понял;
- по возможности занятие проводят в изолированном от посторонних звуков помещении;
- педагог постоянно стимулирует внимание ребенка различными стимулами, картинки, звуки, действия (наиболее актуально в первый год после имплантации), научаем ребенка ориентироваться на звук.
Разработка адаптированных коррекционных программ по развитию речи поможет детям с сенсорными нарушениями осваивать основную образовательную программу ДОУ, а также даст возможность еще на этапе подготовки к обучению в школе преодолеть те трудности, которые могут стать причинами возникновения школьной дезадаптации.
Анализируя групповые данные, мы видим, что у 100% детей имеет место быть динамика развития речевых навыков и умений. При этом групповой показатель звукопроизношение повысился на 60%; слоговая структура слова изменилась на 60%; показатель составление предложений повысился до 40%; словообразование и словоизменение до 40% и показатель развития связной речи на 20%.
Анализируя данные результатов логопедического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями речи экспериментальной группы на констатирующем этапе, мы видим, что средний показатель развития речевых умений детей по группе повысился с 3,36 балла до 3,8 балла, что составляет 44%.
Подводя итоги формирующего эксперимента можно утверждать, что поставленные в исследовании задачи решены в полном объеме. Разработанная и апробированная программа «Программа подготовки к обучению фразовой речи в сюжетно-ролевой игре детей с сенсорными нарушениями» эффективна и может быть рекомендована в работе с данной категорией детей.
Разработанная и апробированная программа эффективна.
Гипотеза исследования выражена в предположении о том, что эффективность развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с сенсорными нарушениями зависит от применения в процесс коррекционной работы логопеда сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие: звукопроизношения; грамматической стороны речи; связную речь и составление предложений доказана в полном объеме.