Большинство детей к моменту школьного обучения имеют достаточный словарный запас, владеют звуковой стороной речи, умеют строить и применять простые предложения. Однако, как указывают М.Е.Хватцев, Ф.А.Рау, О.В.Правдина, С.С.Ляпидевский у дошкольников все чаще отмечаются различные отклонения в речевом развитии. Нарушения речи отражается на развитии мышления и как следствие овладение грамотой. Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова отмечают многообразие нарушений речи и их связь со структурой дефекта. Подготовка к обучению грамоте представляет собой очень сложный, но в тоже самое время и многоступенчатый процесс. В его основе, по мнению А. Г. Ананьева, лежит достаточная речевая готовность. Огромная проблема в формировании познавательной сферы дошкольников и их личностного развития выступает нарушение функционирования речи. Среди распространенных трудностей можно назвать фонетико-фонематическое нарушение речи, влияющее на формирование ее произносительной стороны. В целом, дети, имеющие подобные нарушения имеют сохранный интеллект с одной стороны и достаточный слух с другой.
Фонетико-фонематическое нарушение речи предполагает недоразвитие звукопроизносительной стороны речи, когда возникают затруднения в восприятии фонем на слух, а также их произношения. Неустроенные дефекты фонетико-фонематической стороны речи будут препятствовать обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Проблемы письма и чтения в этом случае могут оказать пагубное воздействие на последующее систематическое обучение в школе.
Таким образом, ранее выявление речевых нарушений, а также поиск эффективных путей коррекции в ходе специальных коррекционных занятий, которые будут, приводить к устранению фонетико-фонематического недоразвития речи, а также подготовка дошкольников к обучению грамоте, представляет собой актуальную проблему.
Цель нашего исследования: изучить особенности подготовки дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой.
Гипотеза исследования: Показатели готовности дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой будут выше при условии, организации комплексной коррекционной логопедической работы в основе которой технологии: коррекции звукопроизношения; коррекции слоговой структурой слова; развития грамматической стороны речи.
В результате теоретического исследования мы пришли к следующим выводам. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом.
ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
Технология логопедического обследования при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи.
ФФНР затрудняет у дошкольников процесс овладения школьными навыками. Ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество дисграфических ошибок.
Говоря о подготовке к обучению детей с ФФНР грамоте, в след за Селиверстовым В.И. мы можем сделать такие выводы:
- дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в восприятии звуков;
- недоразвитие фонематического слуха приводит к недоразвитию осознания звуковой составляющей слов и родной речи, что оказывает глубокое воздействие на подготовку ребенка к овладению грамотой;
- очень важно фонематическое восприятие именно его формируют для того, чтобы наиболее эффективно происходили звуковой анализ и синтез в процессе письма и чтения;
- система работы с дошкольниками по подготовке их к обучению грамоте включает коррекцию фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте, развитие звукопроизношения;
- занятия в данном направлении реализуются в рамках специальных программ в логопедических группах.
Фатихова Л. Ф. отмечает, что технологии коррекционной работы для дошкольников, а затем и для младших школьников должны состоять в том, чтобы максимально полно использовать зрение, слух, кинестетические ощущения с целью ликвидации или снижения дефекта, связанного с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В настоящее время такая помощь оказывается, но она не достаточна, так как количество детей с ФФНР продолжает неуклонно расти, что приводит к необходимости реализации диагностических и коррекционных программ, направленных на преодоление детьми трудностей фонематического восприятия, передачи звуковой стороны речи.
Разработка такой программы, является одной из задач нашей работы. Мы предполагаем, что коррекционная программа включающая комплекс коррекционной логопедической работы в основе которой технологии: коррекции звукопроизношения; коррекции слоговой структурой слова; развития грамматической стороны речи поможет детям с нарушениями речи осваивать основную образовательную программу начальной школы, а также даст возможность еще на этапе подготовки к обучению в школе преодолеть те трудности, которые могут стать причинами возникновения школьной дезадаптации.
Выявлены психологические особенности детей дошкольного возраста с ФФНР, а именно:
Объем внимания несколько снижен в сравнении с возрастной нормой.
Память у детей с данным типом недоразвития имеет меньший объем.
Мышление у детей с ФФНР неотличимо от нормативных показателей.
Нарушения фонетико-фонематической составляющей речи оказывают глубокое воздействие на личность ребенка и могут сформироваться такие личностные черты как замкнутость, негативизм, низкий уровень коммуникабельности.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи у дошкольников существуют значительные трудности в общении, но в большей степени они продиктованы отношением к дефекту ребенка со стороны родителей.
Успешное обучение ребенка грамоте может осуществляться на основе определенного уровня готовности, которая предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и сформированность учебных и речевых навыков, но в первую очередь для успешной подготовки к обучению грамоте необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы речи.
В результате проведенного исследования было установлено, что важнейшими критериями речевого развития дошкольника с ФФНР являются: «Звукопроизношение», «Слоговая структура слова», «Составление предложений», «Словообразование и словоизменение», «Связная речь».
Анализ научных источников по проблеме дипломного исследования позволил нам утверждать, что дети с ФФНР нуждаются в специализированной логопедической помощи, которая должна быть оказана в детских дошкольных образовательных учреждениях, а потом и в школе. Колесникова Е.В. предлагает при детских садах и школах должны создавать группы и классы логопедической помощи, специалисты которых должны не только активно использовать в работе новые приемы и сочетать существующие формы работы, но и учитывать речевой потенциал ребенка, его индивидуальные особенности, аспекты семейного воспитания.
В настоящее время такая помощь оказывается, но она не достаточна, так как количество детей с ФФНР продолжает неуклонно расти, что приводит к необходимости реализации диагностических и коррекционных программ, направленных на преодоление детьми дошкольного возраста трудностей фонематического восприятия, передачи звуковой стороны речи.
Разработанная нами коррекционно-развивающая программа подготовки дошкольников к обучению в школе в процессе логопедической работы была направлена на развитие речевых умений дошкольников. Логопедическая работа помогает детям с ФФНР осваивать образовательную программу ДОУ и повышает их речевые навыки и умения. А также предложенная программа дает возможность еще на этапе подготовки к обучению в школе преодолеть те трудности, которые могут стать причинами возникновения школьной дезадаптации.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза исследования нашла свое подтверждение в полном объеме.