В настоящее время по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире порядка 470 мл. человек имеют тяжелые нарушения слуха, в том числе около 40 мл. дети. Согласно прогнозам ВОЗ, к 2050 году количество таких людей будет более 900 мл. при этом отмечается, что около 60% случаев потери слуха в детском возрасте вызваны причинами которые можно устранить, то есть вовремя оказанная медицинская и логопедическая помощь сохранит здоровье и слух более чем 24 мл. детей. По данным той же организации более миллиарда молодых людей в возрасте до 35 лет, ежедневно подвергаются шумовым воздействиям в различных местах, в том числе и местах отдыха и развлечений. Сегодня, когда мир движется стремительно вперед, а все новые образовательные требования должны соответствовать веяниям времени, федеральные государственные образовательные стандарты уделяют значительное внимание формированию у детей самостоятельности и инициативности. Данные исследований Ю.И.Кундиева, О.В.Чернюк, Н.Ф.Измерова, А.А.Панкова свидетельствуют о том, что в экономически развитых странах мира в структуре профессиональных заболеваний профессиональная потеря слуха не только занимает одно из центральных мест, но и отмечается ее неуклонный рост (и др.), что подчеркивает социальную значимость этой проблемы. Частота профессиональной потери слуха в Российской Федерации колеблется от 10 до 77,7% (Л.М.Мазитова, Е.М. Рахманова, А.А.Панкова). Такой разброс обусловлен отсутствием единого подхода к учету лиц с нарушениями слуха.
Несмотря на то, что в наши дни активно применяются медицинские решения, направленные на ликвидацию проблем слухового анализатора, все же многие дошкольники нуждаются в постоянном психолого-педагогическом и реабилитационном сопровождении.
Все это предполагает постоянную работу с такими детьми в условиях коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Кроме этого, стоит понимать, что для детей с нарушениями слуха очень важно развитие речевой функции, особенно устной и инициативной.
Именно это определило актуальность нашего исследования, а также соответствующую его тематику.
Цель исследования выявить особенности развития инициативной устной речи у дошкольников в коррекционно-развивающих группах у детей с нарушением слуха.
Объект исследования – инициативная устная речь дошкольников с нарушением слуха.
Гипотеза исследования выражена в предположении о том, что – систематические занятия в коррекционных группах с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, способствуют развитию составляющих инициативной устной речи: запаса слов; развития связной, фразовой речи; развития потребности и мотивов общения словесной речью; коммуникативного компонента речи; мотивационного компонента речи; творческого компонента инициативной устной речи; поведенческого компонента инициативной устной речи.
Подводя итоги исследования, мы можем говорить о том, что дошкольники с нарушением слуха способны к самостоятельности и инициативности в устной речи и практической деятельности.
В работах Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Арефов С.С., Уразаева Ж.К., Альтман Я.А., Таварткиладзе Г.А. достаточно много внимания уделяется такому важному фактору детской психики, как формирование и развитие инициативной устной речи. Этот пункт отображен в соответствующих требованиях к образованию.
Арушанова А.Г. подчеркивает, что инициативная речь важна не только в деятельности, но и в общении. Для детей, не имеющих речевых нарушений этот процесс происходит сам собой, формируясь параллельно с развитием личности. У дошкольников с нарушением слуха, сам по себе процесс активного говорения затруднен и требует коррекции в логопедической работе.
Как отмечают Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.И., Малофеев А.А., Назарова Н.М., Соловьева, И.Л., сторонники и исследователи системы специального образования, во многом развитие речевой функции тесно связано с сохранностью деятельности слухового анализатора. По этой простой причине, развитие речи детей, особенно инициативной, выступает наиболее важным элементом подготовки таких дошкольников к систематическому школьному обучению.
В рамках представленного исследования, были отражены наиболее общие особенности нарушений слуха дошкольников. Это нарушение слуха, которое во многом может быть как приобретённым, так и хроническим. Тем не менее, сегодня все больше дошкольников страдают им. Безусловно, среди дошкольников с нарушениями слуха имеются не только тотально не слышащие, но и дети, слух которых частично сохранен.
Наибольшую важность для таких детей представляет работа в коррекционных группах. Этот тип оказания помощи можно считать более приоритетным по ряду признаков, прежде всего, это необходимость взаимодействия не только со старшими, например, педагогами или родителями, но и непосредственно с теми сверстниками, которые посещают такие группы.
В рамках коррекционной работы по формированию инициативной речи очень важно стимулировать активность общения. Это может, происходит в игровой деятельности, в процессе познания и творчества. Образовательная среда должна быть организована таким образом, чтобы максимально стимулировать дошкольников с нейросенсорной тугоухостью к общению и взаимодействию с другими детьми.
Экспериментальная часть работы была построена с учетом потенциальных возможностей дошкольников с нарушениями слуха, а также она базировалась на сохранном слухе детей. В исследовании не принимали участие дошкольники с полной потерей слуха.
В рамках исследования была проведена оценка речевой функции дошкольников, а также особенности инициативности в творческой, коммуникативной и познавательной деятельности.
Второй этап работы был посвящён анализу эффективности программы развития инициативной устной речи у дошкольников и разработке методических рекомендаций.
Подводя итоги, мы сделали вывод о том, что гипотеза данного исследования действительно доказана, так как систематические занятия способствуют формированию инициативности и самостоятельности дошкольников с нарушениями слуха и помогают им активнее применять речь в повседневной жизни.
Несмотря на это, мы считаем необходимым продолжить исследование и в других направлениях, например, исследование самостоятельности при построении грамматических конструкций детей с нарушениями слуха, а также анализ аспектов, составляющих мотивацию дошкольников с нарушениями слуха к взаимодействию с окружающими.
Кроме этого, в рамках исследовательской работы были сформулированы рекомендации для родителей дошкольников с нарушениями слуха, которые, прежде всего, включали необходимость постоянного включенного наблюдения родителя за ребенком и стимуляцию речевой активности дошкольника.
Таким образом, мы можем говорить о том, что разработанная нами программа эффективна в процессе формирования разных типов речевой инициативы при одновременном использовании дошкольниками с нарушением слуха и устной речи.
В результате исследования, программа показала свою эффективность и необходимость последующих занятий с участием не только педагога, но и родителей.
Эффективность программы оценивалась, исходя из тех составляющих устной инициативной речи дошкольников с нарушениями слуха, которые представлены как в теоретической, так и в практической части исследования, что во многом определяет соотнесенность двух частей деятельности.