Музыкально-ритмическая деятельность имеет важное значение в коррекционно-развивающей работе с умственно отсталыми обучающимися, поскольку она решает ряд общих задач, связанных с обучением, воспитанием, развитием и социализацией.
К обучающим задачам относят формирование таких навыков, как ходьба, бег и другие разнообразные виды движений под музыку, которые являются средствами выражения и интерпретации музыкальных образов; воспроизведение ритмичного движения под музыку, которое будет соответствовать ее структуре, темпу, динамике и другими ее особенностям; чувство метра в движении, умение строить и соблюдать ритмический рисунок.
Воспитательные задачи призваны воспитывать у младших школьников с нарушением интеллекта культуру движений, чувств; умение работать в коллективе при выполнении двигательных упражнений под музыку, игр или разучивания постановок.
К развивающим задачам относят развитие у умственно отсталых младших школьников эстетических чувств посредством знакомства с различными музыкальными произведениями; творческих способностей; мелкой и крупной моторики; пространственного восприятия и других [1].
Обучая музыкально-ритмической деятельности умственно отсталых младших школьников, учитель решает и социальные задачи, такие как умение работать в коллективе, слушать и слышать окружающих, быть полезным и ответственным при работе с товарищами.
Основное место в задачах музыкально-ритмической деятельности занимает эстетическое развитие, формирование эстетического вкуса, творческого мышления, развитие способности видеть прекрасное, создавать его и созидать. В процессе занятий музыкально-ритмической деятельностью у умственно отсталых учащихся развивается личность (личностные характеристики), эмоционально-волевая сфера, крупная и мелкая моторика.
Музыкально-ритмическая деятельность является источником положительных переживаний ребенка, активатором его потенциальных возможностей в практической музыкально-ритмической деятельности, которая обеспечивает всестороннее развитие обучающихся с умственной отсталостью.
Под музыкально-ритмической деятельностью надо понимать особый вид музыкальной исполнительской деятельности, в которой содержание музыки, ее характер передаются в движениях. При этом стержнем музыкально-ритмической деятельности является музыка, которая, по мнению Э. Жак-Далькроза, через движение приобретает телесные формы и преобразует наши тела. Движения под музыку формируют не только музыкальную культуру, но и культуру тела, которая является ключом гармоничного развития человека [2].
В процессе музыкально-ритмической деятельности педагог у умственно отсталых воспитанников стремится развивать музыкальное восприятие, умение передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отражать жанры музыки, овладевать «языком движений», умением с помощью жестов, мимики в танце и игре передавать музыкальный образ, в соответствии с психо-физическими возможностями умственно отсталых обучающихся, развивать творческие проявления в движениях под музыку, которые формируются у умственно отсталого ребенка медленно и своеобразно [3].
Для решения разных задач, которые ставит перед собой учитель в процессе занятий музыкально-ритмической деятельностью, можно использовать два вида организационных форм такой деятельности обучающихся с умственной отсталостью: урочную и внеурочную. Основной формой обучения музыкально-ритмической деятельности является урок ритмики. Он может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме (например, для обучающихся по 2 варианту АООП лиц с нарушениями интеллекта).
Музыкально-ритмическую деятельность, как форму внеурочной деятельности можно считать особой формой музыкального воспитания, которая позволяет обеспечивать решение вышеперечисленных задач и реализовываться через коллективные формы дополнительного образования детей (ДОД), такие как: музыкальная творческая мастерская, музыкальная студия, ансамбль, кружок и др. [4].
Содержательная сторона внеурочной музыкально-ритмической деятельности умственно отсталых младших школьников включает несколько направлений работы учителя: слушание музыки, выполнение разнообразных движений под музыку, умение петь или подпевать, танцевать, играть на простых музыкальных инструментах. Реализовать содержательную сторону внеурочной музыкально-ритмической деятельности успешнее позволяет включение в нее упражнений на ориентировку в пространстве, ритмико-гимнастических упражнений, упражнений с детскими музыкальными инструментами, игры под музыку, разучивание танцевальных упражнений.
Использование на музыкально-ритмических занятиях различных упражнений на ориентировку в пространстве будут подготавливать обучающихся с нарушением интеллекта к построениям в колонну, в шеренгу, к обучению «хождения по кругу».
Применение ритмико-гимнастических упражнений и приобщение умственно отсталых младших школьников к участию в них будет способствовать научению их согласовывать движения обеих рук в разных направлениях или сочетать движения рук с поворотами головы в ту или другую стороны.
Также в ходе музыкально-ритмических занятий целесообразно использовать упражнения с детскими музыкальными инструментами, которые будут применяться для развития мелкой моторики и снятия напряжения в руках, их активизации.
Проводя музыкально-ритмические занятия с умственно отсталыми учащимися младших классов, необходимо установить контакт с детьми. Установление контакта может быть достигнуто также при помощи игр под музыку, которые содействуют развитию мышления, внимания и других психических процессов. А, например, включение в программу командных игр, поможет научить детей контактировать друг с другом, устанавливать социальные связи и чувствовать свое место в детском коллективе.
Таким образом, можно сказать, что в процессе организации музыкально-ритмической деятельности целесообразно систематическое включение в занятия различных видов игр и упражнений, способствующих, решению определенных задач, получению знаний и умений, в частности, для освоения танцевальных движений, овладения танцем и ряда других.
Рассмотрим применение танцевальных упражнений, которые мы использовали в процессе обучения умственно отсталых учащихся младших классов народному танцу в танцевальной мастерской «Русский сувенир». Эти упражнения предполагают знакомство обучающихся с многообразием танцевальных движений, связанных с различными видами шага, бега, подпрыгиваниями, движениями рук, а также с отрабатыванием элементов плясок.
Танцевальные упражнения способствуют развитию у умственно отсталых учащихся младших классов эмоциональности, выразительности движения и умению действовать сообща. Разучивая танцы и пляски, мы знакомили обучающихся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), происхождением пляски, а также основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменный шаг и пр.). При обучении танцевальным упражнениям умственно отсталых младших школьников использовали шаги с подскоками, приставные шаги, шаги галопом, переменные шаги. Подбор упражнений, где предусматривалось разучивание различных танцевальных шагов, осуществлялся по принципу «от простого к сложному». Так как очень важно, чтобы разучивание танцевальных упражнений было легким и понятным для детей с умственной отсталостью. Например, при разучивании польки, мы предлагали детям сначала идти простыми шагами, затем подскоками, а потом идти, изображая какого-нибудь зверя. Это очень завлекало детей, способствовало эмоциональному отклику и развитию элементарного творческого начала [5].
При разучивании танцевальных движений мы постепенно увеличивали количество разучиваемых упражнений и их усложнение. Каждое предыдущее упражнение, способствующее разучиванию какого-либо шага или движения, являлось подготавливающим для освоения какого-либо другого более сложного вида шага, движения и различных комбинаций танцевальных движений.
Обучение выполнению движений под музыку, танцу умственно отсталых младших школьников осуществлялось во внеурочной деятельности на занятиях в танцевальной мастерской «Русский сувенир» два раза в неделю. Рассмотрим фрагмент примерного содержания работы мастерской для обучающихся 4 класса, которое представлено в таблице.
Таблица
Содержание работы танцевальной мастерской «Русский сувенир»
№ |
Название раздела |
Содержание раздела | |
---|---|---|---|
Раздел I «Учимся в движении» | |||
1 |
Танцевальные упражнения. Упражнения для изучения ритмических движений |
Закреплять основные движения (равномерное движение шага; различные виды ходьбы, легкий бег на носочках и прыжковые движения); Проведение общеразвивающих упражнений: на развитие различных групп мышц, на плавность движений рук; Отрабатывать махи руками на основе игрового образа предметами (ленточками, флажками, листочками, цветами и т.д.); Учить плясовым движениям: поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, легкое кружение вокруг себя; Учить элементарным танцевальным ритмам: (полечки, вальсирования) и сюжетным пляскам (пляска зайчат, танец кукол, танец цветов и бабочек). | |
2 |
Упражнения для выразительности движений |
Учить выразительной пластической интонации в движении; Развивать умение выражать свои эмоции и разнообразные по характеру настроения в движениях и мимике – радость, грусть, страх и т.д.; Учить выразительному пластическому образу; Использовать разнообразные образно-игровые движения (музыкально- двигательные этюды) и имитационные движения, раскрывающие понятные детям образы: птичек, животных (трусливый зайчик, хитрая лисичка, усталая старушка и т.д.), образы и явления природы (деревья, листочки, капельки дождя, снежинки и т.д.). | |
3 |
Упражнения на пространственную ориентировку и координацию |
Закреплять умение свободно ходить по всему залу, не мешая друг другу, двигаться по прямой линии, выполнять движение прямой линией вперед и назад; Закреплять умение строить круг и ходить по нему, взявшись за руки, по часовой и против часовой стрелки, выполнять сужение и расширение круга, расходиться и собираться в круг по сигналу педагога; Закреплять умение строиться в пары и выполнять несложные перестроения (из общего круга встать парами и наоборот, перестроиться из общего круга в два маленьких кружочка). | |
4 |
Упражнения на координацию частей тела |
Закреплять движения отдельных частей тела: голова, руки, ноги, кисти, шея; Закреплять движения попарно сочетаемых частей тела: голова- руки, руки- ноги, поворот корпуса- движение ног, поворот корпуса- движения рук, поворот корпуса- движения головы; Учить ритмическим движениям частей тела: отдельных частей и попарно сочетаемых; Закреплять ориентирование «на себя» (правая рука, левая нога и т.д.), «от себя» (вперед, назад, направо, налево). | |
Раздел II «В царстве народного танца» | |||
5
|
Упражнения на освоения положений рук и ног в народном танце |
Познакомить с основными положениями рук и ног в народном танце; Учить отдельным положениям рук и ног; Учить объединять несколько положений рук и ног в элементы. | |
6 |
Изучение основных элементов народного танца |
Учить основным шагам народного танца: хороводный, приставной, топающий, переменный; Учить притопам, пружинкам разного вида; Учить простейшим элементам: «ковырялочка», «качалочка». | |
Раздел III «Изучаем народный танец» | |||
7 |
Соединение элементов народного танца в простейшую комбинацию |
Учить комбинации от простого к сложному: · хороводный шаг + пружинка; · приставной шаг + пружинка + приставной шаг + пружинка; · приставной шаг + пружинка + приставной шаг + пружинка + «ковырялочка». | |
8 |
Народный танец – Хоровод |
Закреплять и соединять комбинации и отдельные элементы народного танца в простейший хоровод с использованием музыкального аккомпанирования. | |
9 |
Постановочный народный танец «Во саду ли в огороде» |
Закреплять и усложнять комбинации и элементы народного танца; Использовать дополнительные атрибуты: декорации, костюмы; Учить ориентироваться в пространстве декораций, не изменяя ритмических рисунков, заложенных в содержание танца; Учить вступать в нужный такт музыки, ориентироваться на дополнительные музыкальные или зрительные сигналы; Закреплять умение выражать эмоции в соответствии с содержанием музыкальной композиции, соблюдать ритмичность музыкального сопровождения [6]. |
При выборе танца, нужно знать индивидуальные возможности каждого умственно отсталого младшего школьника. В начале обучения мы проводили занятие в форме знакомства, не объединяя детей в группы (используя различные упражнения), затем переходили к обучению хороводному танцу, чтобы дети могли включиться в группу и приобрести уверенность в себе. Далее разучивали танцевальные движения и построение ритмических рисунков в более сложных танцах и плясках. Например, русский народный танец «Во саду ли в огороде». При этом мы наблюдали за каждым участником процесса и учили детей чувствовать «плечо» партнера и танцевать коллективно.
Таким образом, важно понимать, что танцевальная мастерская – это не хореографический класс, не урок физкультуры под музыку, не фитнес. При помощи такой внеурочной деятельности, которая относится к музыкально-ритмической, умственно отсталых младших школьников учат слушать и «пропевать» музыку в движении, таким образом, корректируя их психофизическое отклоняющееся развитие от нормотипичных сверстников.