Главная
Конференции
Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии
Музыкально-ритмическая деятельность как форма внеурочной работы с умственно отст...

Музыкально-ритмическая деятельность как форма внеурочной работы с умственно отсталыми младшими школьниками

Автор(-ы):

Сизова Анна Владимировна

Васильева Дарья Евгеньевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

музыкально-ритмическая деятельность
формы организации музыкально-ритмической деятельности
обучение лиц с умственной отсталостью
планирование содержания музыкально-ритмической деятельности
игры по музыкально-ритмической деятельности
внеурочная работа
танцевальная мастерская

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается музыкально-ритмическая деятельность как форма внеурочной работы учителя с умственно отсталыми обучающимися младших классов, основные задачи музыкально-ритмической деятельности при работе с данным контингентом обучающихся, значение музыкально-ритмической деятельности для развития умственно-отсталых младших школьников. Уточняется понятие «музыкально-ритмическая деятельность», указаны формы организации музыкально-ритмической деятельности с умственно отсталыми учащимися. Авторы статьи делятся практическим опытом планирования содержания музыкально-ритмической деятельности младших школьников с умственной отсталостью в процессе внеурочной работы на занятиях в танцевальной мастерской «Русский сувенир» и на примере тематического планирования показывают последовательность использования различных упражнений на занятиях по музыкально-ритмической деятельности.

Текст статьи

Музыкально-ритмическая деятельность имеет важное значение в коррекционно-развивающей работе с умственно отсталыми обучающимися, поскольку она решает ряд общих задач, связанных с обучением, воспитанием, развитием и социализацией.

К обучающим задачам относят формирование таких навыков, как ходьба, бег и другие разнообразные виды движений под музыку, которые являются средствами выражения и интерпретации музыкальных образов; воспроизведение ритмичного движения под музыку, которое будет соответствовать ее структуре, темпу, динамике и другими ее особенностям; чувство метра в движении, умение строить и соблюдать ритмический рисунок.

Воспитательные задачи призваны воспитывать у младших школьников с нарушением интеллекта культуру движений, чувств; умение работать в коллективе при выполнении двигательных упражнений под музыку, игр или разучивания постановок.

К развивающим задачам относят развитие у умственно отсталых младших школьников эстетических чувств посредством знакомства с различными музыкальными произведениями; творческих способностей; мелкой и крупной моторики; пространственного восприятия и других [1].

Обучая музыкально-ритмической деятельности умственно отсталых младших школьников, учитель решает и социальные задачи, такие как умение работать в коллективе, слушать и слышать окружающих, быть полезным и ответственным при работе с товарищами.

Основное место в задачах музыкально-ритмической деятельности занимает эстетическое развитие, формирование эстетического вкуса, творческого мышления, развитие способности видеть прекрасное, создавать его и созидать. В процессе занятий музыкально-ритмической деятельностью у умственно отсталых учащихся развивается личность (личностные характеристики), эмоционально-волевая сфера, крупная и мелкая моторика.

Музыкально-ритмическая деятельность является источником положительных переживаний ребенка, активатором его потенциальных возможностей в практической музыкально-ритмической деятельности, которая обеспечивает всестороннее развитие обучающихся с умственной отсталостью.

Под музыкально-ритмической деятельностью надо понимать особый вид музыкальной исполнительской деятельности, в которой содержание музыки, ее характер передаются в движениях. При этом стержнем музыкально-ритмической деятельности является музыка, которая, по мнению Э. Жак-Далькроза, через движение приобретает телесные формы и преобразует наши тела. Движения под музыку формируют не только музыкальную культуру, но и культуру тела, которая является ключом гармоничного развития человека [2].

В процессе музыкально-ритмической деятельности педагог у умственно отсталых воспитанников стремится развивать музыкальное восприятие, умение передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отражать жанры музыки, овладевать «языком движений», умением с помощью жестов, мимики в танце и игре передавать музыкальный образ, в соответствии с психо-физическими возможностями умственно отсталых обучающихся, развивать творческие проявления в движениях под музыку, которые формируются у умственно отсталого ребенка медленно и своеобразно [3].

Для решения разных задач, которые ставит перед собой учитель в процессе занятий музыкально-ритмической деятельностью, можно использовать два вида организационных форм такой деятельности обучающихся с умственной отсталостью: урочную и внеурочную. Основной формой обучения музыкально-ритмической деятельности является урок ритмики. Он может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме (например, для обучающихся по 2 варианту АООП лиц с нарушениями интеллекта).

Музыкально-ритмическую деятельность, как форму внеурочной деятельности можно считать особой формой музыкального воспитания, которая позволяет обеспечивать решение вышеперечисленных задач и реализовываться через коллективные формы дополнительного образования детей (ДОД), такие как: музыкальная творческая мастерская, музыкальная студия, ансамбль, кружок и др. [4].

Содержательная сторона внеурочной музыкально-ритмической деятельности умственно отсталых младших школьников включает несколько направлений работы учителя: слушание музыки, выполнение разнообразных движений под музыку, умение петь или подпевать, танцевать, играть на простых музыкальных инструментах. Реализовать содержательную сторону внеурочной музыкально-ритмической деятельности успешнее позволяет включение в нее упражнений на ориентировку в пространстве, ритмико-гимнастических упражнений, упражнений с детскими музыкальными инструментами, игры под музыку, разучивание танцевальных упражнений.

Использование на музыкально-ритмических занятиях различных упражнений на ориентировку в пространстве будут подготавливать обучающихся с нарушением интеллекта к построениям в колонну, в шеренгу, к обучению «хождения по кругу».

Применение ритмико-гимнастических упражнений и приобщение умственно отсталых младших школьников к участию в них будет способствовать научению их согласовывать движения обеих рук в разных направлениях или сочетать движения рук с поворотами головы в ту или другую стороны.

Также в ходе музыкально-ритмических занятий целесообразно использовать упражнения с детскими музыкальными инструментами, которые будут применяться для развития мелкой моторики и снятия напряжения в руках, их активизации.

Проводя музыкально-ритмические занятия с умственно отсталыми учащимися младших классов, необходимо установить контакт с детьми. Установление контакта может быть достигнуто также при помощи игр под музыку, которые содействуют развитию мышления, внимания и других психических процессов. А, например, включение в программу командных игр, поможет научить детей контактировать друг с другом, устанавливать социальные связи и чувствовать свое место в детском коллективе.

Таким образом, можно сказать, что в процессе организации музыкально-ритмической деятельности целесообразно систематическое включение в занятия различных видов игр и упражнений, способствующих, решению определенных задач, получению знаний и умений, в частности, для освоения танцевальных движений, овладения танцем и ряда других.

Рассмотрим применение танцевальных упражнений, которые мы использовали в процессе обучения умственно отсталых учащихся младших классов народному танцу в танцевальной мастерской «Русский сувенир». Эти упражнения предполагают знакомство обучающихся с многообразием танцевальных движений, связанных с различными видами шага, бега, подпрыгиваниями, движениями рук, а также с отрабатыванием элементов плясок.

Танцевальные упражнения способствуют развитию у умственно отсталых учащихся младших классов эмоциональности, выразительности движения и умению действовать сообща. Разучивая танцы и пляски, мы знакомили обучающихся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), происхождением пляски, а также основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменный шаг и пр.). При обучении танцевальным упражнениям умственно отсталых младших школьников использовали шаги с подскоками, приставные шаги, шаги галопом, переменные шаги. Подбор упражнений, где предусматривалось разучивание различных танцевальных шагов, осуществлялся по принципу «от простого к сложному». Так как очень важно, чтобы разучивание танцевальных упражнений было легким и понятным для детей с умственной отсталостью. Например, при разучивании польки, мы предлагали детям сначала идти простыми шагами, затем подскоками, а потом идти, изображая какого-нибудь зверя. Это очень завлекало детей, способствовало эмоциональному отклику и развитию элементарного творческого начала [5].

При разучивании танцевальных движений мы постепенно увеличивали количество разучиваемых упражнений и их усложнение. Каждое предыдущее упражнение, способствующее разучиванию какого-либо шага или движения, являлось подготавливающим для освоения какого-либо другого более сложного вида шага, движения и различных комбинаций танцевальных движений.

Обучение выполнению движений под музыку, танцу умственно отсталых младших школьников осуществлялось во внеурочной деятельности на занятиях в танцевальной мастерской «Русский сувенир» два раза в неделю. Рассмотрим фрагмент примерного содержания работы мастерской для обучающихся 4 класса, которое представлено в таблице.

Таблица

Содержание работы танцевальной мастерской «Русский сувенир»

Название раздела

Содержание раздела

Раздел I «Учимся в движении»

1

Танцевальные упражнения. Упражнения для изучения ритмических движений

Закреплять основные движения (равномерное движение шага; различные виды ходьбы, легкий бег на носочках и прыжковые движения);

Проведение общеразвивающих упражнений: на развитие различных групп мышц, на плавность движений рук;

Отрабатывать махи руками на основе игрового образа предметами (ленточками, флажками, листочками, цветами и т.д.);

Учить плясовым движениям: поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, легкое кружение вокруг себя;

Учить элементарным танцевальным ритмам: (полечки, вальсирования) и сюжетным пляскам (пляска зайчат, танец кукол, танец цветов и бабочек).

2

Упражнения для выразительности движений

Учить выразительной пластической интонации в движении;

Развивать умение выражать свои эмоции и разнообразные по характеру настроения в движениях и мимике – радость, грусть, страх и т.д.;

Учить выразительному пластическому образу;

Использовать разнообразные образно-игровые движения (музыкально- двигательные этюды) и имитационные движения, раскрывающие понятные детям образы: птичек, животных (трусливый зайчик, хитрая лисичка, усталая старушка и т.д.), образы и явления природы (деревья, листочки, капельки дождя, снежинки и т.д.).

3

Упражнения на пространственную ориентировку и координацию

Закреплять умение свободно ходить по всему залу, не мешая друг другу, двигаться по прямой линии, выполнять движение прямой линией вперед и назад;

Закреплять умение строить круг и ходить по нему, взявшись за руки, по часовой и против часовой стрелки, выполнять сужение и расширение круга, расходиться и собираться в круг по сигналу педагога;

Закреплять умение строиться в пары и выполнять несложные перестроения (из общего круга встать парами и наоборот, перестроиться из общего круга в два маленьких кружочка).

4

Упражнения на координацию частей тела

Закреплять движения отдельных частей тела: голова, руки, ноги, кисти, шея;

Закреплять движения попарно сочетаемых частей тела: голова- руки, руки- ноги, поворот корпуса- движение ног, поворот корпуса- движения рук, поворот корпуса- движения головы;

Учить ритмическим движениям частей тела: отдельных частей и попарно сочетаемых;

Закреплять ориентирование «на себя» (правая рука, левая нога и т.д.), «от себя» (вперед, назад, направо, налево).

Раздел II «В царстве народного танца»

5

 

 

Упражнения на освоения положений рук и ног в народном танце

Познакомить с основными положениями рук и ног в народном танце;

Учить отдельным положениям рук и ног;

Учить объединять несколько положений рук и ног в элементы.

6

Изучение основных элементов народного танца

Учить основным шагам народного танца: хороводный, приставной, топающий, переменный;

Учить притопам, пружинкам разного вида;

Учить простейшим элементам: «ковырялочка», «качалочка».

Раздел III «Изучаем народный танец»

7

Соединение элементов народного танца в простейшую комбинацию

Учить комбинации от простого к сложному:

·         хороводный шаг + пружинка;

·         приставной шаг + пружинка + приставной шаг + пружинка;

·         приставной шаг + пружинка + приставной шаг + пружинка + «ковырялочка».

8

Народный танец – Хоровод

Закреплять и соединять комбинации и отдельные элементы народного танца в простейший хоровод с использованием музыкального аккомпанирования.

9

Постановочный народный танец «Во саду ли в огороде»

Закреплять и усложнять комбинации и элементы народного танца;

Использовать дополнительные атрибуты: декорации, костюмы;

Учить ориентироваться в пространстве декораций, не изменяя ритмических рисунков, заложенных в содержание танца;

Учить вступать в нужный такт музыки, ориентироваться на дополнительные музыкальные или зрительные сигналы;

Закреплять умение выражать эмоции в соответствии с содержанием музыкальной композиции, соблюдать ритмичность музыкального сопровождения [6].

При выборе танца, нужно знать индивидуальные возможности каждого умственно отсталого младшего школьника. В начале обучения мы проводили занятие в форме знакомства, не объединяя детей в группы (используя различные упражнения), затем переходили к обучению хороводному танцу, чтобы дети могли включиться в группу и приобрести уверенность в себе. Далее разучивали танцевальные движения и построение ритмических рисунков в более сложных танцах и плясках. Например, русский народный танец «Во саду ли в огороде». При этом мы наблюдали за каждым участником процесса и учили детей чувствовать «плечо» партнера и танцевать коллективно.

Таким образом, важно понимать, что танцевальная мастерская – это не хореографический класс, не урок физкультуры под музыку, не фитнес. При помощи такой внеурочной деятельности, которая относится к музыкально-ритмической, умственно отсталых младших школьников учат слушать и «пропевать» музыку в движении, таким образом, корректируя их психофизическое отклоняющееся развитие от нормотипичных сверстников.

Список литературы

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2016/08/Primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-obrazovaniya-obuchayushhihsya-s-umstvennoj-otstalostyu-intellektualnymi-narusheniyami.pdf (дата обращения: 13.01.2021г.).
  2. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования : Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014. 170 с.
  3. Боровиков Л.И., Малахова Н. Н. Организация системы воспитательной работы и внеурочной деятельности образовательного учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательною стандарта : метод. пособие / ; ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». – Новосибирск : Изд-во СибАКС, 2013. 118 с.
  4. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. – М. 2012. 213 с.
  5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М.: Гном-Пресс, 2000. 64 с.
  6. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М.: ВЛАДОС, 2003. 208 с.

Поделиться

2207

Сизова А. В., Васильева Д. Е. Музыкально-ритмическая деятельность как форма внеурочной работы с умственно отсталыми младшими школьниками // Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 января 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 78-84. URL: https://apni.ru/article/1803-muzikalno-ritmicheskaya-deyatelnost-kak-forma

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля