Главная
Конференции
Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии
Логопедический массаж как средство нетрадиционного воздействия в работе учителя-...

Логопедический массаж как средство нетрадиционного воздействия в работе учителя-логопеда

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

логопедический массаж
задачи
показания
рекомендации

Аннотация статьи

В статье описывается логопедический массаж, как один из нетрадиционных методов воздействия, используемых в работе учителя-логопеда. Логопедический массаж способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Текст статьи

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей логопатов. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Один из них – это логопедический массаж.

Логопедический массаж – метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Под воздействием логопедического массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Основные задачи логопедического массажа:

  • коррекция звукопроизношения;
  • нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);
  • уменьшение проявления мышечных синдромов;
  • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);
  • подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;
  • улучшение кровообращения, обменных процессов и нервной проводимости, стимуляция кинетических и кинестетических ощущений;
  • уменьшение гиперсаливации;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи)
  • нормализация речевого дыхания;
  • создание предпосылок для произвольных координированных движений органов артикуляции.

Показания к проведению логопедического массажа.

Назначению массажа предшествует медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики.

Показания:

  • дизартрия;
  • дислалия;
  • ринолалия;
  • заикание
  • нарушение голоса;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • нарушение тонуса мышц;
  • задержка речевого развития (если уходит в дизартрию);
  • моторная алалия;
  • плохая автоматизация звука;
  • инфантильный тип глотания.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Письменное разрешение родителей на проведение логопедического массажа.

Противопоказания к проведению логопедического массажа:

  • соматическое или инфекционное заболевание;
  • лихорадочное состояние;
  • острые воспалительные процессы;
  • носовые кровотечения и склонность к ним;
  • конъюнктивиты;
  • острые и хронические заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые…);
  • стоматиты;
  • кариес;
  • наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта (заеды);
  • наличие увеличенных лимфатических желёз;
  • резко выраженная пульсация сонных артерий;
  • аллергия;
  • отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов);
  • чрезмерная физическая или психическая усталость.

В ряде случаев противопоказания к назначению логопедического массажа носят временный характер.

Общие рекомендации к проведению логопедического массажа.

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении.

Логопедический массаж – это курсовое лечение.

10-15 сеансов минимум.

Каждый день / через день / 2 дня на 3-й (3 раза в неделю)

Перерыв минимум 10 дней. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более.

Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 мин, а конечная 20-25 мин.

Перед тем как начать курс массажа, учитель-логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, является решающим фактором при установлении контакта с ребенком.

Факторы продолжительности массажа:

  • возраст ребенка (максимум 30 минут);
  • тяжесть нарушения;
  • этап логопедической работы;
  • психологические особенности ребенка;
  • регламент рабочего места.

Оборудование, рекомендованное для проведения массажа:

  • кран с водой;
  • кушетка;
  • подушка (валик) не обязательно;
  • резиновые перчатки;
  • салфетки стерильные;
  • нашатырный спирт;
  • перекись водорода;
  • детская присыпка (для успокаивающего массажа);
  • детское масло (для активизирующего массажа);
  • музыка для релаксации;
  • одноразовые шпатели;
  • логопедические зонды различной конфигурации;
  • электрический вибромассажер;
  • медицинский спирт для дезинфекции;
  • грелка для прогревания мышц;
  • несколько полотенец или влажные одноразовые салфетки.

Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления.

Виды массажа

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж – (описаны в работах К.А. Семеновой, Е.Ф. Архиповой) разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Сегментарно-рефлекторный массаж (методика массажа языка Ю.В. Микляевой) Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;

Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов – зондов.

Самомассаж. Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

Логопедический массаж – это один из эффективных методов коррекционного-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребенка, страдающего речевыми нарушениями, а также является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы.

Поделиться

3609

Сыченко О. Г. Логопедический массаж как средство нетрадиционного воздействия в работе учителя-логопеда // Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 января 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 91-95. URL: https://apni.ru/article/1805-logopedicheskij-massazh-kak-sredstvo-netrad

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января