Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей логопатов. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Один из них – это логопедический массаж.
Логопедический массаж – метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Под воздействием логопедического массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.
Основные задачи логопедического массажа:
- коррекция звукопроизношения;
- нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);
- уменьшение проявления мышечных синдромов;
- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);
- подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;
- улучшение кровообращения, обменных процессов и нервной проводимости, стимуляция кинетических и кинестетических ощущений;
- уменьшение гиперсаливации;
- укрепление глоточного рефлекса;
- афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи)
- нормализация речевого дыхания;
- создание предпосылок для произвольных координированных движений органов артикуляции.
Показания к проведению логопедического массажа.
Назначению массажа предшествует медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики.
Показания:
- дизартрия;
- дислалия;
- ринолалия;
- заикание
- нарушение голоса;
- непроизвольное слюноотделение;
- нарушение тонуса мышц;
- задержка речевого развития (если уходит в дизартрию);
- моторная алалия;
- плохая автоматизация звука;
- инфантильный тип глотания.
Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Письменное разрешение родителей на проведение логопедического массажа.
Противопоказания к проведению логопедического массажа:
- соматическое или инфекционное заболевание;
- лихорадочное состояние;
- острые воспалительные процессы;
- носовые кровотечения и склонность к ним;
- конъюнктивиты;
- острые и хронические заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые…);
- стоматиты;
- кариес;
- наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта (заеды);
- наличие увеличенных лимфатических желёз;
- резко выраженная пульсация сонных артерий;
- аллергия;
- отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов);
- чрезмерная физическая или психическая усталость.
В ряде случаев противопоказания к назначению логопедического массажа носят временный характер.
Общие рекомендации к проведению логопедического массажа.
Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении.
Логопедический массаж – это курсовое лечение.
10-15 сеансов минимум.
Каждый день / через день / 2 дня на 3-й (3 раза в неделю)
Перерыв минимум 10 дней. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более.
Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 мин, а конечная 20-25 мин.
Перед тем как начать курс массажа, учитель-логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, является решающим фактором при установлении контакта с ребенком.
Факторы продолжительности массажа:
- возраст ребенка (максимум 30 минут);
- тяжесть нарушения;
- этап логопедической работы;
- психологические особенности ребенка;
- регламент рабочего места.
Оборудование, рекомендованное для проведения массажа:
- кран с водой;
- кушетка;
- подушка (валик) не обязательно;
- резиновые перчатки;
- салфетки стерильные;
- нашатырный спирт;
- перекись водорода;
- детская присыпка (для успокаивающего массажа);
- детское масло (для активизирующего массажа);
- музыка для релаксации;
- одноразовые шпатели;
- логопедические зонды различной конфигурации;
- электрический вибромассажер;
- медицинский спирт для дезинфекции;
- грелка для прогревания мышц;
- несколько полотенец или влажные одноразовые салфетки.
Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления.
Виды массажа
Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.
Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.
Точечный массаж – (описаны в работах К.А. Семеновой, Е.Ф. Архиповой) разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.
Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.
Сегментарно-рефлекторный массаж (методика массажа языка Ю.В. Микляевой) Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов – зондов.
Самомассаж. Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).
Логопедический массаж – это один из эффективных методов коррекционного-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребенка, страдающего речевыми нарушениями, а также является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.
Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы.