Логосказки в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
научный журнал «Актуальные исследования» #3 (30), январь '21

Логосказки в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

В статье проведен анализ применения логосказки в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Аннотация статьи
устная речь
общее недоразвитие речи
коррекционно-развивающие группы
речь дошкольников
Ключевые слова

Актуальность исследования связана с нуклонным ростом количества детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Как известно, речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических функций ребенка. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. По международной классификации болезней (МКБ) к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи (F80.1 и 80.2). Данные расстройства проявляются без предшествующего нормального ее развития, и диагностируются у 5-10% дошкольников.

А.Н.Гвоздев отмечал, что общий ход усвоения звуковой речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Именно слуховая сфера, по мнению автора является ведущей, а именно благодаря раннему развитию слуха ребенок научается различать различные фонематические элементы речи.

Исследованию проблемы общего недоразвития речи посвящены исследования Левиной Р. Е., Никашина Н. А., Каше Г. А., Спирова Л. Ф., различных видов, форм и проявлений нарушений речи у младших школьников и детей старшего дошкольного возраста работы Жаренкова Г. М., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б. и др.

ОНР нарушение формирования всех сторон речи (фонематической, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть интеллигентного человека, получившего образование. Закладка культуры речи происходит в дошкольном возрасте, следовательно формирование правильной речи у детей дошкольного возраста – задача общественно-социальной значимости. Современная наука предлагает много средств устранения недостатков речи, в том числе игры, упражнения, скороговорки, стихи и сказки. Уникальность и особую значимость народного искусства для развития личности подчеркивали в своих трудах Ушинский К.Д., Сорока – Русинский В.Н., Горький М., Чуковский К.И., Маршак С.Я. [6].

Как отмечает Аникин В.П. речевое воспитание начинается в раннем детстве с колыбельных песен матери, приучает ребенка воспринимать интонацию и тональность слов. Сказки, как форма народного творчества, интересны своей яркой, доступной, понятной детям формой. Педагоги Л.Н.Павлова и Н.Н.Палагина высоко оценивали роль и значение сказки. Сказочный герой, как образец поведения решает вопросы социализации детей. Учить использовать различные речевые формулы для решения повседневных задач.

Еще древнегреческий философ Аристотель в своих работах отмечал роль артикуляции: «губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи». Другой греческий философ Гиппократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует.

Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.

Традиционно в логопедии при исправлении звукопроизношения, согласно работам Ф.Ф. Рау, используются способы вызывания звуков: постановка звуков по подражанию; постановка звуков с помощью сказок [4]. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи и нарушением зрения.

Цель исследования изучить особенности применения логосказок в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Объектом нашего исследования является: речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности формирования речи средствами логосказок у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: эффективность формирования речи средствами логосказок у дошкольников с общим недоразвитием речи связана с уровнем развития всех сторон речи: звуковой и смысловой; лексико-грамматической; семантической; фонетико-фонематических процессов; связной речи.

Подводя итог теоретической части исследования, мы можем говорить о том, что дети с недостатками речи нуждаются в постоянной и системной помощи со стороны логопеда, воспитателя, психолога, тем не менее, большая доля работы возлагается и на родителей.

При систематической коррекционной деятельности могут в последующем обучаться вместе со своими здоровыми, нормально развивающимися сверстниками.

Лапковская В.П., Володькова Н.П., произведения народного творчества в работе с детьми с недостатками речи могут быть использованы наряду с иными формами работы. Логоказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, умение различать и понимать, анализировать на слух фонемы, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия, связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок на письме; развитие внимания, памяти, воображения, коммуникативных навыков. Свежесть, чистота, наивность, гармоническая цельность сказки служат для воспитанников первым толчком к развитию мышления, творчества. Связная речь как монологическая, так и диалогическая развивается в логосказках с элементами драматизации.

Литвак А.Г. отмечает, что дети с общим недоразвитием речи могут обладать небольшим объемом памяти, могут иметь речевые затруднения с грамматическими конструкциями, в виде отдельных слов «рваной речи».

Ермаков В.П., Якунин Г. А., отмечают, что использование логосказок в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи способствует усвоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль.

Логопедическая работа с использованием логосказками позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности логопедической работы, способствует устранению дефектов звукопроизношения. эффективность формирования речи средствами логосказок у дошкольников с общим недоразвитием речи связана с уровнем развития всех сторон речи: звуковой и смысловой; лексико-грамматической; семантической; фонетико-фонематических процессов и связной речи.

В рамках экспериментального исследования была подобраны диагностические методики:

Диагностика звукопроизношения дошкольников с речевыми нарушениями (В.М. Акименко, Р.Е. Левиной.) включающий следующие пробы:

Проба 1. –Звукопроизношения.

Проба 2 – Зрительный раздражитель.

Проба 3 – Слуховой раздражитель.

Проба 4 – Употребление звука в самостоятельной речи.

Для придания статистической значимости результатам исследования, данные диагностики звукопроизношения дошкольников с речевыми нарушениями были проанализированы и обработаны были оценены при помощи U-критерия Манна-Уитни, критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака; количественно измеренного. Среднегрупповой показатель слепых и слабовидящих дошкольников, не имеющих нарушения речи 13,75, слепых и слабовидящих дошкольников с нарушения речи 7,0. Невозможно констатировать достоверности различий в данных слепых и слабовидящих дошкольников, не имеющих нарушения речи и слепых и слабовидящих дошкольников с нарушения речи не имеют статистически значимой разницы в уровнях развития звукопроизношения дошкольников.

Обработка данных при помощи Х² - критерий Пирсона применяется для сопоставления двух, трех и белее эмпирических распределений одного и того же признака.

Проведенный анализ показателей звукопроизношения воспитанников дошкольной группы. Полученные в формирующем эксперименте результаты звукопроизношения дошкольников слепых и слабовидящих дошкольников, не имеющих нарушения речи и слепых и слабовидящих дошкольников с нарушения речи, не имеют статистически значимых различий.

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем утверждать, что программа формирования правильного звукопроизношения средствами логосказок у дошкольников с общим недоразвитием речи и нарушением зрения эффективна и способствует развитию речевой деятельности в виде особенности звукопроизношения. Цели и задачи работы достигнуты, гипотеза получила свое подтверждение.

Текст статьи
  1. Бородина С.Ю. Методика развития речи детей // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 2. С 152.
  2. Букатов В.М. Секреты дидактических игр: психология, методика, дисциплина. - СПб., 2010. 152 с.
  3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки – СПб. КАРО, 2001. 386с.
  4. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 112 с.
  5. Винокуров Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. - М.: Просвещение, 2013. 212 с.
  6. Волкова Л.С. Логопедия. М., 2017. 239с.
  7. Постникова А.А. Особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом // Современные инновации. 2018. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-slovesno-logicheskogo-myshleniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-detskim-tserebralnym-paralichom (дата обращения: 06.11.2020).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая