Последние десятилетия наблюдается тенденция к снижению степени и качества речевого развития детей в целом. Особенно это касается дошкольников и младших школьников, имеющих нарушения зрения. Чаще всего наблюдаются сложности экспрессивной речи, звукопроизношения, несформированность грамматических конструкций, низкий лексический запас и другое. Незрячие показывают нарушения, в том числе и экспрессивной речи, по причине своеобразия их восприятия окружающей реальности.
Недостатки памяти, внимания, воображения, мышления, а также устной и письменной речи, способствуют не только тому, что дети оказываются в сложной ситуации в процессе обучения письму и чтению, в том числе и по системе Л. Брайля, но и трудностями адаптации в условиях современной социальной реальности.
Тема развития экспрессивной речи весьма актуальна для современной науки, это обусловлено необходимостью развития детей с ограниченными возможностями здоровья, с тем чтобы в будущем они смогли стать полноценными профессионалами, могли создать свою семью, развиваться и успешно отдыхать. Экспрессивная речь участвует во многих процессах жизнедеятельности, это обуславливает необходимость ее развития у детей с нарушенным зрением.
Дошкольное детство – это очень важный момент в жизни каждого человека. Это время стремительного психического и физического формирования всех систем и процессов. Именно в этот момент времени закладываются фундаментальные основы дальнейшего формирования и развития ребенка. Большинство процессов развития дошкольника, так или иначе, связаны и с процессами становления речевой функции.
В работах А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.Н. Менчинской, Ю.А. Разенковой, С.Л. Рубинштейна, Т.Н. Ушаковой и др. раскрывается значимость развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной и предметно-практической деятельности, коммуникативной сферы, которые являются базовыми факторами развития и формирования экспрессивной речи.
Формирование экспрессивной речи дошкольника нельзя назвать практическим накоплением словаря. Прежде всего, особенно для детей с нарушениями зрения – это очень сложный нервно-психический процесс. Он реализуется в рамках взаимодействия ребенка с окружающей средой в ситуации общения с родителями, старшими братьями и сестрами, другими взрослыми и сверстниками.
Дети с нарушениями зрения в дошкольном периоде, не обладают экспрессивной речью как самостоятельным элементом вербального общения. Она не развита, так как в наличие большое количество звукоподражаний, имеются упрощённые, контурные слова и жестикуляции. Однако, даже такая несформированная речь выполняет для ребенка с нарушениями зрения коммуникативную функцию.
В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов отмечают, что у детей с нарушениями зрения за счет дефекта страдает коммуникативная функция речи, а это может повлечь за собой нарушение процесса включения ребенка в общественные отношения. Это определено тем простым фактом, что экспрессивная речь – есть форма присвоения общественных отношений.
Цель исследования: выявить особенности формирования экспрессивной речи у детей с нарушениями зрения.
Объект исследования: экспрессивной речь детей с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности формирования экспрессивной речи у детей с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования выражена в предположении о том, что особенностями формирования экспрессивной речи у детей с нарушениями зрения являются:
- расширение активного словарного запаса;
- использование в устной речи, разных частей речи, слов и словосочетаний;
- речевые коммуникативные умения (способность договариваться).
Теоретическая значимость результатов нашего исследования состоит в обобщении и систематизации психолого-педагогического знания по проблеме выявления особенностей формирования экспрессивной речи у детей с нарушениями зрения. Выявлены особенности, механизмы, технологии и методики формирования экспрессивной речи у детей с нарушениями зрения проанализированные в работах А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.Н. Менчинской, Ю.А. Разенковой, С.Л. Рубинштейна, Т.Н. Ушаковой, Солнецевой Л.И., Литвак А.Г. и др.
Определены базовые факторы развития и формирования экспрессивной речи детей с нарушениями зрения. Выявлена значимость развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной, предметно–практической деятельности, коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
Подводя итоги проведенного исследования, можно утверждать:
Цель, поставленная в исследовании, особенности развития экспрессивной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения - актуальна для детей экспериментальной и контрольной групп.
На основании анализа результатов эксперимента было выяснено, что большинство воспитанников контрольной и экспериментальной групп имеют средний уровень развития экспрессивной речи и нуждаются в ее развитии.
Экспериментальным путем доказано, что разработанная нами программа эффективна в процессе развития экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами игровой деятельности.
В результате применения программы старшие дошкольники могут достаточно хорошо овладевать устной речью, а также используют речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. В ситуации речевого общения при этом ребенок: способен проявить инициативу и самостоятельность в общении, он любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, принимают участие в совместных играх, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников общения. Он умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты с помощью речи.
Особенностями формирования экспрессивной речи у детей с нарушением зрения являются:
- систематическое расширение и пополнение активного словарного запаса в виде точности словоупотребления, использование разных частей речи, через игровую деятельность дошкольников; использование в устной речи, разных частей речи, слов и словосочетаний;
- в игровой деятельности детей происходит формирование речевых коммуникативных умений: способность договариваться, мотива высказаться, озвучивать сформулированные высказывания;
- в повседневной коммуникации у детей с нарушениями зрения развивается навык вербально выражать свое эмоциональное состояние.