Главная
АИ #3 (30)
Статьи журнала АИ #3 (30)
Правовая основа международного сотрудничества органов прокуратуры в сфере уголов...

Правовая основа международного сотрудничества органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

международное сотрудничество
правоохранительные органы
прокуратура РФ
уголовное судопроизводство
прокурорский надзор

Аннотация статьи

В статье рассматриваются правовые основы международного сотрудничества органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства, а также документы, регламентирующие международное сотрудничество, основные международные договора Российской Федерации в рассматриваемой деятельности.

Текст статьи

В последние годы международное сотрудничество органов прокуратуры, в том числе в сфере уголовного судопроизводства становится все более востребованной и значимой. Ее правовой основой являются Конституция РФ, международные договоры РФ, Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 и другие федеральные законы.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ, полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Часть 5 статьи 129 Конституции РФ по вопросу определения полномочий, организации и порядка деятельности Прокуратуры РФ в сфере участия в международном сотрудничестве отсылает к федеральному закону.

В соответствии с пунктами «к» и «о» статьи 71 Конституции РФ, международные отношения и международные договоры РФ находятся в ведении Российской Федерации.

В ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Если существует противоречие между международным договором РФ и Конституцией РФ, то оно разрешается в пользу Конституции на том основании, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Документы, регламентирующие международное сотрудничество можно классифицировать следующим образом:

  1. договоры, конвенции, стандарты, соглашения на мировом уровне (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания);
  2. документы, которые регламентируют сотрудничество на региональном уровне (Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией от 25 апреля 2007 г.);
  3. документы, которые регламентируют сотрудничество двух и более сторон (Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации от 8 октября 1992 г.).

На Генеральную прокуратуру Российской Федерации возложена реализация многосторонних и двусторонних межведомственных соглашений о международном сотрудничестве с партнерами из иностранных государств [3, c.38]. Генеральной прокуратурой Российской Федерации на постоянной основе проводится работа по укреплению правовой базы межведомственного сотрудничества. Так, в рамках СНГ подписаны Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств – членов СНГ по борьбе с коррупцией от 25 апреля 2007 года, Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств – членов СНГ по борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 3 декабря 2009 года.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, а также по вопросам принятия и передаче Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера.

Основными международными договорами для Российской Федерации в указанной области являются [2]:

  • Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и протоколы, её дополняющие: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё от 15 ноября 2000 г., Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;
  • Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Четвертый дополнительный протокол от 20 сентября 2012 г.;
  • Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и Дополнительный протокол к ней от 17 марта 1978 г.;
  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.

Важное место в международной деятельности прокуратуры РФ отводится национальному законодательству. Так, кроме Конституции Российской Федерации, сферу международного сотрудничества прокуратуры РФ регулирует ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, а также приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации.

Так, как уже отмечалось, действует Положения Генерального прокурора РФ «О Главном управлении международно-правового сотрудничества», на основании которого производятся организационно-правовых мероприятия в рамках сотрудничества, а также оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе к выдаче лиц, совершивших преступления [4, с.145].

Кроме того, в целях обеспечения комплексной проработки конкретных вопросов международного сотрудничества, подготовки и реализации международных правовых актов и программ, касающихся борьбы с преступностью, органы прокуратуры взаимодействуют с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел РФ, правоохранительных ведомств РФ, а также Исполнительного Секретариата и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, советов правоохранительных ведомств государств СНГ. Однако следует уточнить, что прокуроры субъектов РФ при решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями должны исходить из того, что все отношения с правоохранительными органами иностранных государств необходимо осуществлять через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не установлен международными договорами РФ.

Вообще деятельность Прокуратуры Российской Федерации в сфере международных связей более обширна, чем это нормировано в законодательстве. Так формами международного сотрудничества Прокуратуры РФ являются:

  1. непосредственная реализация на практике положений международных договоров как двустороннего, так и многостороннего характера о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
  2. разработка и заключение соглашений между прокуратурами различных государств о правовой помощи и сотрудничестве, как двустороннего, так и многостороннего характера;
  3. выполнение международных обязательств РФ по выдаче граждан иностранных государств, при наличии соответствующих соглашений;
  4. участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств, при этом прокурорские работники, участвующие в таких совещаниях должны добиваться формирования у участников объективных позиций и выводов о характере деятельности правоохранительных органов РФ и их роли в борьбе с преступностью, обеспечении законности, защите прав и свобод человека.

Именно с последней формой возникают множество проблем, так как даже если такая база есть, то она является закрытой. Но поскольку она не содержит в себе элементов секретности, разглашение которых нанесло бы вред безопасности России, Генеральной прокуратуре РФ создать специальный журнал, отражающий международную жизнь органов прокуратуры [1, с.139].

Таким образом, Генеральная прокуратура Российской Федерации в соответствии с возложенными на неё задачами активно участвует в международном сотрудничестве и эффективно применяет нормы международных договоров, направленные на оказание взаимной правовой помощи. Однако, чтобы обеспечить открытость международной деятельности необходимо издавать специализированную публикацию, по данным вопросам. В частности, возложить данные обязательства на отдел документационного обеспечения, входящий в состав Главного управления международно-правового сотрудничества.

Список литературы

  1. Игнатов, И.С. Международные связи прокуратуры Российской Федерации: политико-правовые аспекты в контексте исторического развития / И.С. Игнатов. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2010. – С. 139.
  2. Международное сотрудничество // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ – URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/international-cooperation (дата обращения: 04.01.2021).
  3. Отческая Т. И., Майдыков А. А., Колесников Е. В. Международное сотрудничество органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства: учебное пособие / отв. ред. Т. И. Отческая. – Москва: Проспект, 2018. – С.38.
  4. Ушаков, Н.А. Международное право / Н.А. Ушаков. М.: Юристъ, 2000. – 271 с.

Поделиться

7103

Соломаха С. В. Правовая основа международного сотрудничества органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства // Актуальные исследования. 2021. №3 (30). С. 57-59. URL: https://apni.ru/article/1811-pravovaya-osnova-mezhdunarodnogo-sotrudniches

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января