Согласно федеральному государственному образовательному стандарту в результате освоения обязательной образовательной программы обучающимися одним из пунктов является приобретение универсальных учебных действий, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности [1].
Начиная с 2020 учебного года, в нашей стране, впервые, в 10 классе будет реализован ФГОС, в связи с этим в учебном плане образовательных организаций, осуществляющих учебную деятельность по освоению учебных программ старшей школы, появился новый предмет «Индивидуальный проект», который затем появится в аттестате в списке обязательных предметов с оценкой.
В нашем представлении, индивидуальный проект – это особая форма деятельности обучающихся, которая осуществляется самостоятельно под руководством педагога-наставника. Лицей № 50 при ДГТУ в старшей школе реализует технологическое направление обучения с упором на предметы физико-математического цикла, поэтому большинство обучающихся выбрали предметную область для выполнения индивидуальных проектов – физика, математика, информатика.
Окончание учебного года в 2020 году было сопряжено со многими обстоятельствами. Как известно, обучение в четвертой четверти было реализовано в дистанционном режиме, что наложило определенные отпечатки и на качество обучения и на процесс обучения в целом. Обучающиеся, которых мы приняли в 10 класс, не сдавали выпускные экзамены. Режим систематической работы был потерян, как и режим самостоятельной работы. Однако, идея индивидуального проекта предполагает именно самостоятельную творческую работу обучающихся, в связи с чем возникла необходимость мотивации.
Возможность представления результатов своей работы в открытой печати вместе с куратором оказалась очень мощным стимулом для творческого поиска обучающегося. Кроме того, оказалось очень полезно и удобно использовать цифровые технологии учителю. Автором был создан канал YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCe_IGBoSj_XljwIMw3cHhhA, где представлены все необходимые материалы для работы над индивидуальным проектом: примеры оформления реферата и презентации, примеры публичных выступлений.
Вместе с обучающимся 10 Б класса Лицея № 50 при ДГТУ Подлипаевым Ростиславом нами было принято решение о работе над проектом по теме «Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха». Тема была выбрана неслучайно. Как показал опыт работы учителя, у выпускников при сдаче единого государственного экзамена решение задач по этой теме вызывает большие затруднения.
Работу над проектом мы разделили на следующие этапы:
- Анализ учебников по физике для 10 класса из перечня учебников министерства просвещения, рекомендованных для использования в учебном процессе, по теме «Пары, влажность воздуха».
- Анализ задачников по физике по теме «Пары, влажность воздуха».
- Поиск информации в сети Интернет по указанной теме.
- Анализ и обработка информации.
- Работа над рефератом индивидуального проекта, которая включала составление плана реферата, написание введения, постановку целей и задач, разработку основной части, выводов и заключения, а также приложения в виде методических указаний по теме «Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха» для использования на уроках физики.
- Работа над презентацией проекта.
- Работа над приложением - методическими указаниями.
- Работа над докладом и публичным выступлением.
- Работа над текстом публикации в открытой печати.
Приложение – методические указания, состоит из трех основных частей: теоретическая, примеры решения задач и задачи для самостоятельного решения. В теоретической части подробно описаны физические процессы поведения насыщенных и ненасыщенных паров, указаны границы применимости уравнения состояния идеального газа для паров, приведены графические закономерности перехода пара из ненасыщенного состояния в насыщенное. В блоке примеры решения задач приведены задачи различного уровня сложности, в том числе задачи на множественный выбор и задачи повышенного уровня сложности из второй части ЕГЭ по физике, третья часть представлена набором задач для самостоятельной работы.
За время работы между учителем и учеником был установлен тесный творческий контакт, удалось создать условия проектно-исследовательской деятельности, результаты работы планируется представить на учебно-практической конференции школьников лицея «Первые шаги в науку», а также на конференции студентов и школьников города Ростова-на-Дону.