На современном этапе развития социального государства физическая активность и спорт являются неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Физическая культура и спорт играют важную социальную роль, поскольку являются основным средством укрепления здоровья и физического развития, рекреации и общественной коммуникации, а также альтернативой вредным привычкам.
Общественные органы управления физической культурой и спортом дополняют государственные формы организации физического воспитания, способствуют привлечению широких масс населения к решению задач, связанных с оздоровительной физической культурой, развитием массового, профессионального и олимпийского, паралимпийского, дефлимпийского спорта.
В связи с переходом Республики Крым и г. Севастополя в правовое поле Российской Федерации 18 марта 2014 года в настоящее время недостаточно исследованы вопросы по управлению региональной системой физической культуры и спорта в Крыму и г. Севастополе и имеется противоречие между статьей 8 ФЗ №329 и статьей ЗС №166, которая не разрешает деятельность общественно-государственных организаций в области ФКиС в г. Севастополе [1, 2].
Поэтому, тема работы: «Роль общественных и общественно-государственных физкультурных объединений в управлении физической культурой и спортом Севастополя», является актуальной.
Объектом исследования является процесс управления сферой физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации.
Предмет исследования: общественные физкультурно-спортивные организации города Севастополя и общественно-государственные физкультурно-спортивные организации Российской Федерации.
Цель исследования – разработать и научно обосновать теоретические и методические основы взаимодействия общественных и общественно-государственных организаций с государственными в управлении физической культурой и спортом в городе Севастополе и Российской Федерации.
Для выполнения цели исследования использованы методы.
Теоретические: анализ используемой научно-методической литературы, анализ учебных программ и Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с целью обосновать теоретические и методические основы взаимодействия в управлении сферой физической культуры и спорта в городе Севастополе и Российской Федерации; анализ и синтез нормативной и правовой документации Управления по делам молодежи и спорта города Севастополя; анализ и обобщение опыта работы ведущих специалистов [2].
Эмпирические: анкетирование, опрос руководителей и специалистов различного уровня в области ФКиС; педагогические наблюдения и беседы.
Общественные органы управления физической культурой и спортом – коллективы физической культуры, спортивные и физкультурно-оздоровительные общества и клубы в своей деятельности опираются на физкультурный актив, создают различные комиссии, федерации по видам спорта с целью стимулирования роста деловой квалификации физкультурных кадров, повышение их ответственности.
С целью изучения влияние общественных организаций на управление спортом в г. Севастополе был проведен опрос среди директоров спортшкол, заместителей директоров, методистов, тренеров, специалистов, руководителей подведомственных Управлению по делам молодежи и спорта организаций. Опрошенные спортивные деятели Севастополя имеют знания об общественных спортивных организациях города. Достаточное количество руководителей знают общество «Динамо», «Спартак», а также спортивные федерации присутствующие в городе. Лучше знают спортивные федерации города, являющиеся также общественными организациями или входящим в какое-то общество. Из видов спорта назвали футбол, бокс, борьбу, стрельбу, рок-н-ролл, шахматы.
На вопросы о том, чем занимаются спортивные общественные организации респонденты в большинстве (80%) полагают, что общественные спортивные организации занимаются развитием спорта, 70% полагают, что общественные спортивные организации ведут работу по привлечению населения к занятиям спортом, занимаются организацией и проведением различных соревнований.
Опрошенные полагают, что общественные спортивные организации находятся под контролем государственных структур.
Респонденты редко встречают информацию о спортивных мероприятиях, проводимых общественными организациями, это говорит о слабой освещенности этих мероприятий.
Но большинство опрошенных заявили, что общественные спортивные организации могут принимать участие в управлении спортом и взаимодействовать с государственным управлением физической культурой и спортом.
Опрос показал достаточный уровень владения информацией о спортивных общественных объединениях города. В вопросах управления и взаимодействия с государственными органами опрошенные полагают, что тесное взаимодействие необходимо.
Деятельность организаций государственного и общественного сегмента во многом близки – укрепление здоровья населения мероприятиями в области физической культуры и спорта. Принципиальное различие заключается в том, что деятельность организаций государственного сегмента направлена на обеспечение системы государственных минимальных стандартов двигательной активности населения, прежде всего – подрастающего поколения, а общественного сегмента – нацелена на развитие отдельных видов спорта и ориентирована на все возрастные группы населения.
В качестве практических рекомендаций в развитии ФКиС в г. Севастополе можно предложить следующее:
- модернизацию системы взаимодействия управления массовым спортом;
- изменения в Закон;
- изменения в устав ЦСП;
- работа общественного совета при главе исполнительной власти г. Севастополя;
- создание системы взаимодействия управления массовым спортом.
Предполагаем, что если внедрить разработанные предложения по улучшению работы по взаимодействию органов государственного управления с общественными организациями города в практическую деятельность организаций, то влияние общественных организаций на управление спортом в городе Севастополе будет эффективно.
Выводы. Участие общественных объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности в предложенных мероприятий является одним из важнейших условий эффективности и достижения намеченной цели.