Дошкольное образование играет большое значение в современной единой образовательной системе. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, происходит формирование базовых социальных установок, развитие познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы, рациональных взаимоотношений с окружающим миром, основ мировоззрения. Одной из проблем современного дошкольного образования в России является нарастающее расслоение детей в аспекте их готовности к школе. Проведенные нами исследования в области готовности детей к школе позволили сделать вывод, что многие дети приходят в школу с навыками чтения и счета, но примерно у трети из них не развита мелкая моторика руки, более чем у половины будущих первоклассников не развита устная речь, не сформировано умение организовывать свою деятельность, слабо развита социально-психологическая сторона личности.
Что же понимается под готовностью ребенка к школе? Готовность – состояние, при котором можно приступить к выполнению определенной деятельности. Психологи такое состояние определяют, используя слова «хочу», «могу», «должен». Понятие «готовность к обучению» нашло отражение в работах Л.И. Божовича, Л.А. Венгера, А.Л. Венгера, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и других психологов и педагогов и понимается оно как готовность к усвоению определенной суммы знаний, умений и навыков [1, 2].
Готовность ребенка к школе – понятие более глубокое, оно характеризует определенный уровень морфофункционального и психического развития дошкольника, который способствует социально-психологической адаптации и не ведет к ухудшению здоровья школьника при систематическом обучении. Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволил остановиться на выборе следующих компонентах готовности дошкольников к школе:
- физиологическая готовность: уровень физического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, состояние анализаторных систем, развитие мелкой моторики, развитие основных видов движений;
- психологическая готовность: интеллектуальная готовность: запас системных знаний, ориентировка в среде, любознательность, развитие речи, развитие памяти, образное мышление, сенсорное развитие; личностная и социальная: обучаемость, коммуникабельность, толерантность, нравственное развитие, адекватные самооценка и уровень притязаний; эмоционально-волевая: соподчинение мотивов, работоспособность, самоконтроль, целеполагание, оптимизм, аккуратность, мотивация;
- специальная готовность: умения и навыки читать, писать, считать, рисовать; заниматься музыкой, танцевать, лицедействовать, сочинять, конструировать; заниматься физкультурой и спортом.
Подготовка детей к школе, не должна сопровождаться ухудшением здоровья подрастающего поколения. Это возможно, на наш взгляд, только при создании здоровьесберегающей образовательной среды. Среда, в которой происходит развитие ребенка, – это специфическое упорядоченное образовательное пространство, включающая определенную совокупность образовательных факторов, прямо или косвенно воздействующих на личность ребенка [3, с. 14]. Здоровьесберегающий эффект образовательной среды обусловлен ее специфическими свойствами: гибкостью, вариативностью, открытостью, интегрированностью, установкой на совместную деятельность, реализацией принципа индивидуализации образования в процессе тьюторской поддержки.
Тьюторская поддержка – процесс индивидуализации, в котором тьютор и ребенок совместно определяют собственные интересы ребенка, цели деятельности, исходя из его возможностей, пути преодоления препятствий по достижению целей, возникающих проблем, которые мешают ребенку сохранить его человеческое достоинство и достигать желаемого результата [4, с. 144]. Такая поддержка направлена на развитие субъектности («самости», самостоятельности) и индивидуальности дошкольника. Образовательный процесс при тьюторской поддержке строится на постоянном рефлексивном соотнесении достижений тьюторанта (настоящего и прошлого) с его интересами и устремлениями (образом будущего).
Тьюторская поддержка по своей природе – это непрерывный, природосообразный, целенаправленный, последовательный и педагогически организованный процесс индивидуализации образования, характеризующийся пониманием и принятием развивающейся личности с ее образовательными мотивами и интересами, направленный на совместный с ребенком поиск образовательных ресурсов, что обеспечивает решение специфических проблем подрастающего человека, обусловленных особенностями его взаимоотношений с окружающим миром и самим собой, вооружение механизмами и способами саморазвития, сохранения и укрепления здоровья во всех отношениях, которое основывается на биологических процессах гомеостаза и психолого-социальной адаптации.
В нашем исследовании подготовка дошкольников к школе осуществляется на основе программы «Мульти-Знайка» (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика подпрограмм общей программы подготовки дошкольников к школе «Мульти-Знайка»
Название подпрограммы |
Цель |
Задачи |
---|---|---|
«Чтение. Письмо» |
Формирование и развитие речевой готовности дошкольников к школе через овладение устной и письменной речью, а также психологической готовности к школе |
– обучающие: расширение кругозора детей; мотивация на познавательную деятельность; формирование и развитие знаний и умений в основных образовательных областях: обучение грамоте, письму, формирование речевых навыков; – развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей; самостоятельности; фонематического слуха; навыка овладения звуковым анализом и синтезом; грамматического строя речи; обучение связной речи; развитие мелкой моторики, глазомера; внимания, памяти, мышления и воображения детей; способностей проводить анализ собственной работы; адаптация детей к условиям школьного обучения; – воспитательные: воспитание взаимопонимания, уважения, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; помощь родителям в осуществлении воспитательного процесса; формирование общей культуры детей; формирование личностных качеств: прилежания, трудолюбия, целеустремленности, внимательного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, эстетических чувств детей |
Методическое обеспечение |
Методика и букварь Н.С. Жуковой. Методики и технологии И.А. Подрезовой, Е.В. Колесниковой, С.А. Калик, С.О. Филлиповой, Г.Г. Галкиной, Т.И. Дубининой | |
«Занимательная математика» |
Формирование логического мышления, любознательности, познавательной активности, системы элементарных математических знаний и умений |
– обучающие: включенность детей в познавательную деятельность; приобретение детьми знаний и умений в области математики; знакомство с символами; изучение чисел числа и операции с ними; изучение прямого и обратного счёта в пределах 10; формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10; решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала; – развивающие: развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей; развитие самостоятельности; адаптация детей к условиям школьного обучения. – воспитательные: воспитание взаимопонимания, уважения, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; формирование общей культуры детей; формирование личностных качеств: прилежания, трудолюбия, целеустремленности, внимательного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, эстетических чувств детей |
Методическое обеспечение |
Программа адаптационная, разработана на основе программ «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников» (М.В. Корепанова), «Математика до школы» (А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт), учебно-методического пособия К.В. Шевелева «Математика для дошкольников» | |
«Естествознание» |
Формирование представлений о целостной картине мира. Воспитание активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним |
– обучающие: формирование и развитие знаний о живой и неживой природе, ее компонентах и взаимосвязях между объектами и явлениями, умений по уходу за растениями, домашними животными; формирование элементарных экологических представлений; научить видеть и понимать красоту окружающего мира, понимание места человека в природе; – развивающие: развитие экологического сознания; коммуникативных способностей; умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать факты об объектах окружающего мира; развитие воображения, фантазии и логического мышления; – воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к миру вокруг нас; эмоционально-доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними; чувства ответственности за свое поведение в мире природы и в мире людей, стремления к здоровому образу жизни |
Методическое обеспечение |
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Программы А.А. Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой, Ю.А. Акимовой, И.К. Беловой «Здравствуй, мир!»; «Детство» | |
«Сценическая речь» (студия «Мульти-Премьер») |
Формирование и развитие природных речевых и голосовых возможности обучающихся, формирование любови к родному языку, культуре речи |
– обучающие: овладение литературным произношением, согласно современным нормам русского языка; исправление недостатков дыхания, артикуляции и дикции ребенка; обучение элементарным навыкам владения дыханием и голосом; – развивающие: формирование и развитие понимания красоты звучащего русского слова; речевого слуха, внимания и памяти; речевых и творческих способностей; художественного вкуса и эстетического чувства прекрасного; – воспитательные: воспитание этических норм поведения, способности работать в коллективе и подчиняться общим правилам; умения критически оценить свою работу и работу своих товарищей |
Методическое обеспечение |
Е.В. Игнатикова «Сценическая речь» | |
«Мастерство театра» |
Формирование и развитие межличностного общения, коммуникативного взаимодействия, индивидуальных и личностных качеств обучающихся средствами театра |
– обучающие: обучение партнерскому взаимодействию; умению вживаться в различные образы; работе с текстом пьесы (вычленение действия, конфликта, события и т.д.); грамотному и выразительному декламированию; правильному дыханию; пластике движений; чувству пространства, координации движений и равновесию; умению освобождаться от мышечного и психологического зажимов; умению работы со зрителем; – развивающие: развитие логического мышления; музыкальных способностей; умения владения своим голосом, речевым звуковым диапазоном; развитие творческого мышления и творческой активности; коммуникативных навыков; развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания ребенка; развитие фантазии, воображения, внимания, наблюдательности; механической памяти; – воспитательные: воспитание коллективизма, способности общаться со сверстниками и умения работать в коллективе; воспитание правильных этических представлений, толерантности, уважения к мнениям других людей; правильной самооценки; ответственного отношения к делу, которым занимаешься |
Методическое обеспечение |
Е.В. Игнатикова «Сценическая речь» |
В зависимости от результатов диагностики и запроса родителей, а также проявленного интереса детей определены следующие варианты реализации программы подготовки детей дошкольного возраста к школе:
Вариант 1. Дошкольники психологически устойчивы, социальные навыки развиты хорошо. У них хорошо сформированы математические умения, но наблюдаются проблемы с речью, сенсорное развитие среднее. Дети проявляют интерес к миру природы, дома имеют представителей животного мира. Подпрограммы: «Чтение. Письмо»; «Естествознание»; «Сценическая речь»
Вариант 2. Дошкольники психологически устойчивы, социальные навыки развиты хорошо. У них хорошее речевое развитие в соответствии с возрастом, но математические знания и умения сформированы недостаточно. Дети проявляют интерес к миру природы, дома имеют представителей животного мира. Подпрограммы: «Занимательная математика»; «Естествознание»; «Мастерство театра».
Вариант 3. Дошкольники психологически не устойчивы, социальные навыки развиты недостаточно. У них хорошо сформированы математические умения, проблем с речью нет, сенсорное развитие слабое. Дети проявляют интерес к миру природы, дома имеют представителей животного мира. Подпрограммы: «Естествознание»; «Сценическая речь»; «Мастерство театра».
Проведенная диагностическая работа на констатирующем и контрольном этапах нашего исследования свидетельствует об эффективности процесса подготовки дошкольников к школе (табл. 2).
Таблица 2
Результаты реализации тьюторской поддержки дошкольников в процессе подготовки к школе
Критерии |
Констатирующий этап экспериментальной работы |
Контрольный этап экспериментальной работы | ||||
Уровни сформированности готовности к школе (%) |
Уровни сформированности готовности к школе (%) | |||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий | |
Когнитивно-познавательный |
15,5 |
51,5 |
33 |
80, 3 |
14,1 |
5,6 |
Социально-личностный |
13,4 |
45,4 |
41,2 |
79,9 |
14,5 |
5,6 |
Деятельностный |
20,6 |
50,5 |
28,9 |
83,1 |
11,3 |
5,6 |
Таким образом, формирование готовности ребенка к школе, составными компонентами которой являются физиологическая, психологическая и специальная готовность, обеспечено вариативным использованием программы «Мульти-Знайка», организацией тьюторской поддержки. Также необходимо учитывать такой педагогический фактор, как создание здоровьесберегающей образовательной среды.