Главная
АИ #3 (30)
Статьи журнала АИ #3 (30)
Формирование метапредметных связей в укреплении физического здоровья и безопасно...

Формирование метапредметных связей в укреплении физического здоровья и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

здоровье
физическая культура
безопасность
метапредметный подход

Аннотация статьи

В работе представлены результаты проведенного исследования, применения модели формирования метапредметных связей в укреплении физического здоровья и безопасного образа жизни. Выявлена целесообразность введения предлагаемой модели в образовательный процесс начальной школы.

Текст статьи

Задача сохранения здоровья учащихся всегда была и в настоящее время остается одной из приоритетных в деятельности учреждении образования. Ведь, чем здоровее ребенок, тем безопаснее он учится. О приоритетности здоровьесберегающей функции школы говорил В.А. Сухомлинский [2]. Ведь в педагогической деятельности Василия Александровича всегда прослеживалась проблема физического развития и здоровья детей. Он отмечал: «... забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то большая половина их – о здоровье» [2].

Объект работы: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет работы: формирование метапредметных связей в обучении основам предметов физической культуры.

Цель работы: теоретически рассмотреть и практически исследовать формирование метапредметных связей в укреплении физического здоровья и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе.

Специфика уроков Физической культуры заключается в необходимости применения большого объема знаний из смежных дисциплин, что создает благоприятные условия для формирования метапредметных знаний обучающихся. Здоровьесберегающие (физкультурно-оздоровительные, оздоровительно-корректирующие, оздоровительно-рекреационные) технологии, сегодня широко распространены в системе школьного образования.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что учеными уделяется значительное внимание к разработке и внедрению в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений различных педагогических технологий. Подавляющее большинство таких технологий ориентировано на совершенствование урочной и внешкольной форм системы школьного физического воспитание за счет повышения объема двигательной активности учащихся, внедрение новых (ранее неизвестных учащимся) видов спорта, использование здоровьеформирующих технологий, средств массовой информации и компьютерных программ, создание условий для самостоятельной подготовки учащихся к занятиям физическими упражнениями. Очевидно, что использование указанных технологий, существенно повысит качество исполнения задач системы школьного физического воспитания. Вместе с тем, необходимо отметить, что несмотря на большое внимание ученых к разработке педагогических технологий, пока не достаточно наработано технологий, использование которых обеспечивало бы связь между уроками физической культуры и другими формами школьного физического воспитания, способствовало бы формированию у учащихся физической культуры личности, до сих пор не раскрыты механизмы привлечения учащихся к систематическим занятий физическими упражнениями на основе использования метапредметного подхода.

Метапредметные связи являются способом формирования гармоничной, саморазвивающейся личности, умеющей видеть целостную картину мира.

Физическая культура нацелена на развитие у учащихся осознанного понимания важности и необходимости физических нагрузок, формирования здорового образа жизни, а также безопасного поведения при различных технологических процессах, особенно в данный период времени, осложненном коронавирусной инфекцией.

На констатирующем этапе эксперимента был определен уровень физической подготовленности школьников. Тестирование показало средний уровень в двух группах. При помощи разработанной анкеты был выявлен начальный уровень развития компонентов формирования культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста.

Проведенное анкетирование помогло нам определить метапредметный подход, который будет способствовать:

  • формированию у школьников мотивации к здоровому образу жизни и физическому совершенству, формирование подвижности, ловкости, силы;
  • формированию знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций в городских условиях и природе;
  • формированию навыков оказание первой медицинской помощи;
  • всестороннему развитию личности.

Для разработки модели формирования метапредметных связей в обучении основам предметов Физической культуры в школьном образовательном учреждении мы опирались на методические разработки В.Г. Григоренко, М.А. Крикуновой, Е. Г. Саламатовой, Т. В. Корсаковой [1].

В центре модели стоит здоровый, гармонично развитый ученик, его знания и образ жизни формируются в процессе обучения в начальной школе, при помощи метапредметных связей. Чем здоровее ребенок, тем безопаснее он учится.

Рис. Модель формирования метапредметных связей в обучении

В концепции разработанной модели выстроена программа подготовки обучающихся начальной школы в области безопасности в системе среды образовательной организации, предусматривающая формирование мотивационной сферы ребенка. Модель включает четыре модуля, содержание которых составляет область знаний:

  • модуль безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях;
  • модуль физическая культура;
  • модуль основы медицинских знаний модуль;
  • основы здорового образа жизни.

После апробации программы были повторно проведены тесты. Проследив динамику развития физической подготовленности у младших школьников, был выявлен рост показателей, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Но рост развития у школьников контрольной группы был незначительным, а в экспериментальной группе он увеличился.

Сравнив результаты исследования и сделав анализ, используя методы математической статистики, мы пришли к выводу, что уровень физического развития, функциональных возможностей, общей физической подготовленности у учащихся экспериментальной группы выше чем у учащихся контрольной группы.

Результаты тестирования свидетельствуют о достаточно высокой эффективности организационных форм, средств и методов, применяемых в физической подготовке учащихся экспериментальной группы. В связи с этим, предложенная нами модель формирования метапредметных связей в укреплении физического здоровья и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе подтвердилась.

Выводы. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Предложенная программа является эффективной, она включает в себя развитие мотивации к спорту, двигательной активности, здоровому образу жизни, формированию культуры безопасности. Ее введение в учебный процесс доказало свою эффективность.

Список литературы

  1. Мотивация занятий физической культурой и спортом [Текст] : методическое пособие / М. А. Крикунова, Е. Г. Саламатова, Т. В. Карсакова ; Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов : Наука, 2010. - 43 с.
  2. Сухомлинский, Василий Александрович. О воспитании [Текст] : сборник / В. А. Сухомлинский ; [сост., авт. вступ. очерков С. Соловейчик]. - 4-е изд. - М. : Издательство политической литературы, 198 – 269 с.

Поделиться

4745

Вылгина О. Н., Рябцев С. М. Формирование метапредметных связей в укреплении физического здоровья и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе // Актуальные исследования. 2021. №3 (30). С. 80-82. URL: https://apni.ru/article/1819-formirovanie-metapredmetnikh-svyazej-v-ukrepl

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря