Задача сохранения здоровья учащихся всегда была и в настоящее время остается одной из приоритетных в деятельности учреждении образования. Ведь, чем здоровее ребенок, тем безопаснее он учится. О приоритетности здоровьесберегающей функции школы говорил В.А. Сухомлинский [2]. Ведь в педагогической деятельности Василия Александровича всегда прослеживалась проблема физического развития и здоровья детей. Он отмечал: «... забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то большая половина их – о здоровье» [2].
Объект работы: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет работы: формирование метапредметных связей в обучении основам предметов физической культуры.
Цель работы: теоретически рассмотреть и практически исследовать формирование метапредметных связей в укреплении физического здоровья и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе.
Специфика уроков Физической культуры заключается в необходимости применения большого объема знаний из смежных дисциплин, что создает благоприятные условия для формирования метапредметных знаний обучающихся. Здоровьесберегающие (физкультурно-оздоровительные, оздоровительно-корректирующие, оздоровительно-рекреационные) технологии, сегодня широко распространены в системе школьного образования.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что учеными уделяется значительное внимание к разработке и внедрению в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений различных педагогических технологий. Подавляющее большинство таких технологий ориентировано на совершенствование урочной и внешкольной форм системы школьного физического воспитание за счет повышения объема двигательной активности учащихся, внедрение новых (ранее неизвестных учащимся) видов спорта, использование здоровьеформирующих технологий, средств массовой информации и компьютерных программ, создание условий для самостоятельной подготовки учащихся к занятиям физическими упражнениями. Очевидно, что использование указанных технологий, существенно повысит качество исполнения задач системы школьного физического воспитания. Вместе с тем, необходимо отметить, что несмотря на большое внимание ученых к разработке педагогических технологий, пока не достаточно наработано технологий, использование которых обеспечивало бы связь между уроками физической культуры и другими формами школьного физического воспитания, способствовало бы формированию у учащихся физической культуры личности, до сих пор не раскрыты механизмы привлечения учащихся к систематическим занятий физическими упражнениями на основе использования метапредметного подхода.
Метапредметные связи являются способом формирования гармоничной, саморазвивающейся личности, умеющей видеть целостную картину мира.
Физическая культура нацелена на развитие у учащихся осознанного понимания важности и необходимости физических нагрузок, формирования здорового образа жизни, а также безопасного поведения при различных технологических процессах, особенно в данный период времени, осложненном коронавирусной инфекцией.
На констатирующем этапе эксперимента был определен уровень физической подготовленности школьников. Тестирование показало средний уровень в двух группах. При помощи разработанной анкеты был выявлен начальный уровень развития компонентов формирования культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
Проведенное анкетирование помогло нам определить метапредметный подход, который будет способствовать:
- формированию у школьников мотивации к здоровому образу жизни и физическому совершенству, формирование подвижности, ловкости, силы;
- формированию знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций в городских условиях и природе;
- формированию навыков оказание первой медицинской помощи;
- всестороннему развитию личности.
Для разработки модели формирования метапредметных связей в обучении основам предметов Физической культуры в школьном образовательном учреждении мы опирались на методические разработки В.Г. Григоренко, М.А. Крикуновой, Е. Г. Саламатовой, Т. В. Корсаковой [1].
В центре модели стоит здоровый, гармонично развитый ученик, его знания и образ жизни формируются в процессе обучения в начальной школе, при помощи метапредметных связей. Чем здоровее ребенок, тем безопаснее он учится.
Рис. Модель формирования метапредметных связей в обучении
В концепции разработанной модели выстроена программа подготовки обучающихся начальной школы в области безопасности в системе среды образовательной организации, предусматривающая формирование мотивационной сферы ребенка. Модель включает четыре модуля, содержание которых составляет область знаний:
- модуль безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях;
- модуль физическая культура;
- модуль основы медицинских знаний модуль;
- основы здорового образа жизни.
После апробации программы были повторно проведены тесты. Проследив динамику развития физической подготовленности у младших школьников, был выявлен рост показателей, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Но рост развития у школьников контрольной группы был незначительным, а в экспериментальной группе он увеличился.
Сравнив результаты исследования и сделав анализ, используя методы математической статистики, мы пришли к выводу, что уровень физического развития, функциональных возможностей, общей физической подготовленности у учащихся экспериментальной группы выше чем у учащихся контрольной группы.
Результаты тестирования свидетельствуют о достаточно высокой эффективности организационных форм, средств и методов, применяемых в физической подготовке учащихся экспериментальной группы. В связи с этим, предложенная нами модель формирования метапредметных связей в укреплении физического здоровья и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе подтвердилась.
Выводы. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Предложенная программа является эффективной, она включает в себя развитие мотивации к спорту, двигательной активности, здоровому образу жизни, формированию культуры безопасности. Ее введение в учебный процесс доказало свою эффективность.