Как известно, подростковый возраст является кризисным. В этот период особенно обостряются эмоциональные состояния, а в дальнейшем, во время приобретения жизненного опыта, происходит их закрепление в поведении, и впоследствии полученные отклонения трансформируются в соответствующие черты личности. Поэтому проблема исследования негативных психических состояний подростков, в частности, их эмоциональных состояний, приводящих к возникновению острых личностных проблем, сохраняет свою общественную и научную остроту.
Проблема изучения эмоциональных состояний разносторонне представлена в отечественных исследованиях (М. И. Боришевский, Б. А. Вяткин, В. А. Ганзен, Л. Г. Дикая, Е. П. Ильин, Л. В. Куликов, М. Д. Левитов, С. Д. Максименко, А. Моляко, М. П. Наенко, Т. А. Немчин, А. А. Прохоров, И. И. Чеснокова и др.). Заслуживает внимания изучение эмоциональных состояний и их регуляция в процессе онтогенетического становления личности, предложенная в научных трудах ряда авторов (К. Изард, Т. С. Кириленко, Е. Л. Носенко, Г. М. Прихожан, А. А. Прохоров, В. А. Семченко, Ю. Е. Сосновикова, З. Фрейд, К. Хорни, А. Я. Чебыкин и др.). Комплексный анализ поставленной проблемы предусматривает изучение различных деструктивных проявлений личности, влияющих на ее становление. Среди них важное место занимают негативные психические состояния, которые выступают дестабилизирующим фактором в формировании личности подростка и негативно влияют на его способность контролировать и регулировать свое поведение. Выявление связей между психическими состояниями подростков и типами их копинг-стратегий является целью данной статьи.
В теоретической психологии понятие «психические состояния» связывают с противоречивостью психического отражения, а именно, его устойчивостью и изменчивостью. Психические явления, в свою очередь, реализуются через психические состояния, в которых, собственно, выражаются все межличностные отношения индивида как субъекта взаимодействия. Определяющим фактором для психического состояния является отношение личности, это наиболее существенный момент ее формирования. Через отношение к действительности и к себе, как к субъекту деятельности, реализуется определенное проявление психического мира личности. Психическое состояние выступает глубинным моментом психического явления, отражением отношения личности к собственным психическим явлениям [5]. Исследователь В. А. Семченко, рассматривая проблему психических состояний личности, подчеркивает, что термин «состояние» в психологии понимается как два близких по смыслу, но разных по характеру явления: во-первых, как фиксированное сознанием человека в определенный период времени интегральное ощущение благополучия или неблагополучия, общего комфорта или дискомфорта; во-вторых, как степень благополучия или неблагополучия, которые переживает человек, который определяется внешними наблюдателями по определенным признакам [4]. Важно подчеркнуть, что описание психического состояния не может быть полным без указания на его эмоциональные характеристики. По мнению Л. В. Куликова, эмоции и состояния неразрывно связаны, их интегративная функция обеспечивает реагирования человека как целостности на текущую ситуацию, на все действия, направленные на нее [1]. В составляющие психического состояния включены эмоциональные характеристики, они тесно взаимосвязаны и отчетливо проявляются в различных видах деятельности и в свойствах личности. Эмоциональные состояния – это состояния, в которых эмоция определяет всю структуру состояния, все его параметры. Это связано с тем, что определенная эмоция может переживаться субъектом на фоне других, которые определяют характеристики состояния.
Эмоциональные состояния сопровождают практически любую деятельность личности, поскольку отражают отношение между мотивами и возможностью успешной реализации деятельности субъекта; состояния могут выступать и как форма саморегуляции психики, и как механизм интеграции личности, и как динамика психических процессов и актуальных особенностей отдельных сфер личности [7]. То есть, любое состояние одновременно выступает и переживанием, и деятельностью, и при этом, имеет некоторое внешнее выражение. Для того, чтобы эффективно контролировать проявления этих эмоциональных состояний в личности подростка, а также с целью их профилактики и психокоррекции, необходимо определить психологические проблемы, приводящие к нарушению эмоциональных состояний в подростковом возрасте.
Определение причин обострения эмоциональных состояний подростков является одной из сложнейших задач, ибо личность в этом возрасте отличается большим разнообразием своего проявления. В основу изучения проблематики исследования положен принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий установление взаимосвязи между состояниями и копинг-стратегиями личности. Психологическая значимость копинга заключается в том, чтобы эффективно адаптировать подростка к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить ее требования, избежать или привыкнуть к ним и, таким образом, погасить стрессовое воздействие ситуации. Главная задача копинга состоит в обеспечении и поддержании благополучия подростка, его физического и психического здоровья, его удовлетворенности социальными отношениями [2].
Существует определенная тождественность понятий копинг-реакция, копинг-стратегия и копинг-поведение, они свободно употребляются в специальной литературе, где копинг охватывает широкую сферу, от бессознательных психологических защит до осознанных и целенаправленных умений справиться со стрессовыми и тревожными ситуациями. Копинг-процесс включает в себя последовательные этапы функционирования, начальным этапом которого является формирование копинг-реакции. Любая кризисная ситуация предполагает наличие объективного обстоятельства и определенного отношения к нему подростка, в зависимости от степени значимости этого обстоятельства для него. Это отношение сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени интенсивности. Ведущими характеристиками кризисной ситуации являются психическое напряжение, значительные переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, которая сопровождается изменением самооценки, мотивации, потребности коррекции и психологического сопровождения извне.
Цель копинг-процесса – выработать копинг-поведение, чтобы преодолеть стрессовую ситуацию, устранить психологический дискомфорт и найти эмоциональную устойчивость. При возникновении стрессогенной ситуации копинг-процесс переходит от реакции к осознанно отработанной стратегии, то есть, образует копинг-поведение. Подчеркнем, что сначала понятие копинга рассматривалось именно в контексте экстремальных ситуаций, в дальнейшем оно распространилось на повседневные стрессовые ситуации. В условиях стрессогенных ситуаций психологическая адаптация подростка происходит, главным образом, с помощью копинг-стратегий и механизмов психологической защиты [3].
В современной психологической литературе копинг-стратегии изучаются в разных ракурсах в соответствии с различными видами деятельности. Копинг-стратегии – это стратегии сосуществования с трудностями и урегулирования взаимоотношений с окружающей средой. В подростковом возрасте наблюдается много вариантов приспособления к стрессу, а именно: 1) конфронтация или противостояние ситуации, когда проявляется агрессивная установка подростка по отношению к трудным жизненным обстоятельствам, когда такие ситуации воспринимаются им как враждебная сила, которую надо победить или уничтожить; 2) дистанцирование от проблемы или откладывание ее решения, вследствие чего подросток смотрит на ситуацию как бы сквозь стекло, со стороны; 3) стратегия самоконтроля, стремление урегулировать свои чувства и действия, при этом, чрезмерное «урегулирование» своих эмоций приводит к возникновению перенапряжения, которое может привести к развитию психосоматических заболеваний; 4) стратегия поиска социальной поддержки, обращение за помощью к другим людям; 5) стратегия принятия ответственности, которую выбирают, как правило, сильные и зрелые личности, так как она требует признания собственных ошибок и их анализ с целью не допустить повторения; 6) стратегия планового решения проблемы, то есть выработки плана спасения и четкое его соблюдение; 7) положительная переоценка того, что происходит, переоценка стрессовой ситуации в положительном для нее русле; 8) стратегия «ухода (или переноса) ответственности», попытка совершить побег из ситуации, например, избегать неприятного общения, самоустраняться.
Копинг, в целом, направлен на устранение ситуации психологической угрозы и ориентирован на поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими эти условия. Копинг представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека, его психологическими возможностями. Копинг является переменной, которая зависит от трех факторов – личности субъекта, реальной ситуации и условий социальной поддержки. Копинг-поведение подростка рассматривается как важнейшая форма адаптационных процессов и реагирований личности на стрессовые ситуации. Несмотря на различия между конкретными видами их функции одинаковы: они состоят в обеспечении устойчивости и неизменности представлений подростка о себе. Знания о механизмах функционирования копинг-поведения эффективно используется в рамках психологического консультирования, психо-коррекционной и психотерапевтической работы с детьми подросткового возраста.
Особенности проявления негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте имеют разнообразные качественные характеристики, требующие содержательного уточнения, расширения анализа их возникновения и доказывающие необходимость своевременного проведения средств психокоррекции [7]. Важным аспектом является оказание помощи подростку в формировании у него полноценных стратегий по преодолению тяжелых жизненных ситуаций на основе осознания структуры механизмов собственной психологической защиты и обучения этим стратегиям.
Практические психологи продолжают разрабатывать комплекс воздействий на личность подростка, направленный на исправление недостатков психики, поведения с помощью специальных средств психологического воздействия. Наиболее объемным и содержательным из всех видов психо-коррекционных работ является психотренинг, который сочетает в себе все способы корректировки личности подростка и направлен на исправление недостатков его поведения. Своеобразие тренинга заключается в том, что он направлен на создание индивидуальных и групповых влияний на подростка, склонного к переживанию негативных эмоциональных состояний с целью обеспечения его психологической и социальной гармонизации.