Современный, быстро меняющийся, мир и сопутствующие ему явления во многом определяют комплекс приоритетных задач, ставящихся перед образовательным сообществом в целом.
Реформы, происходящие в системе начального и среднего профессионального образования, инициируют запрос на педагога системы среднего профессионального образования, который не только бы транслировал конкретные знания обучающимся, но и плодотворно содействовал развитию гармоничной, мыслящей, творческой личности.
В «Профессиональном стандарте педагога» преподаватель рассматривается как «ключевая фигура реформирования образования». В качестве ключевых для педагога-профессионала Стандарт определяет следующие характеристики: «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений».
Таким образом, успешного педагога в современном образовательном пространстве определяют такие значимые качества как, восприимчивость к переменам в профессиональной деятельности и результативная аккомодация к ним; умения саморазвиваться и самосовершенствоваться; плодотворная профессионально – личностная самореализация.
Переход на новые образовательные стандарты, повышение уровня конкурентоспособности специалистов, развитие системы непрерывного профессионального образования предопределяют актуальность развития профессиональной мобильности педагогов в системе среднего профессионального образования.
Научные исследования проблемы мобильности получили свое трактование в различных педагогических теориях, начиная с 70-х годов XX века. Этой теме посвящены работы зарубежных и отечественных исследователей, таких как Э.Ф. Джексон, Б. Шеффер, И.В. Феттер, П.А. Сорокина Л.В. Горюновой и других. Профессиональная мобильность, как ключевая характеристика личности, рассмотрена в трудах ученых Л.А. Амировой, Л.В. Вершининой, Б.М. Игошева, П.А. Сорокина. Исследования О.Ю. Посуховой, Ю.И. Калиновского, А.И. Архангельского подчеркивают актуальность аспекта процесса управления формированием профессиональной мобильности педагога образовательной организации.
Понятие мобильности (от лат. mobilis – подвижный), как подвижности, способности к быстрому передвижению, действию; как способности действовать решительно, быстро [7], стало предметом отдельного научного изучения относительно не так давно, во второй половине XX века.
Б.М. Игошев отмечает, что профессиональная мобильность определяется как один из видов социальной мобильности, заключающийся в способности менять в течение жизни собственную профессию или сферу приложения сил [5].
По мнению О.Ю. Посуховой, профессиональная мобильность – это «постоянно оцениваемые как самим индивидом, так и его окружением функционально-статусные перемещения в пространстве профессиональной иерархии [10].
В нашем исследовании под профессиональной мобильностью мы понимаем совокупное подвижное качество личности, обеспечивающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности и выступает условием успешного профессионального развития.
Изучаемые исследования подводят к пониманию того, что на современном этапе профессиональная мобильность педагога обретает существенное значение в образовательном, педагогическом аспекте.
Профессиональная мобильность находится в прямой зависимости от уровня развития самой личности, от ее стремления к активному взаимодействию с окружающей средой, готовностью к ее преобразованию. Мобильную личность определяет такой набор психологических качеств, как активность, подвижность, стремление к самосовершенствованию, умение адаптироваться к изменяющимся условиям.
Так, в своих исследованиях Л.А. Амирова [1], Л.В. Горюнова, Б.М. Игошев [5], Ю.И. Калиновский [6], Е.А. Никитина [9] отмечают как необходимые личностные качества профессионально мобильного человека, высокую социальная активность, адаптивность, креативность, гибкость.
Д.В. Чернилевский считает, что формирование профессиональной мобильности несет задачу формирования конкурентоспособности профессионала на рынке труда, достижение которой начинается еще с этапа обучения будущего специалиста в профессиональном учебном заведении. Эффективность формирования профессиональной мобильности при этом, в большей мере зависит от качества подготовки, включающей в себя как узкий профессионализм с одной стороны, так и универсализм с другой. Автор связывает профессиональную мобильность с важностью исключений понятий об исключительности производственных знаний, умений и навыков, а более полным набором знаний, умений и навыков, в том числе требуемых для охраны и улучшения здоровья, демографического развития, сохранения и развития традиций и культуры и др. [12].
В современной психолого-педагогической литературе профессиональная мобильность педагога имеет различные интерпретации:
- способность быстро переключаться в условиях разных видов профессиональной деятельности [3, 9];
- готовность к быстрому реагированию в ответ на изменяющиеся требования, связанные с освоением новых технологий и достижением результативности профессиональной деятельности [2];
- механизм адаптации личности к быстро меняющимся условиям жизни и деятельности [8, 13];
- способность личности к самосовершенствованию, самобытности и творчеству [4, 6].
Итак, в нашем понимании профессиональная мобильность педагога – это совокупность интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих педагогу эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с субъектами образовательного процесса.
В нашем исследовании под профессиональной мобильностью мы понимаем совокупное подвижное качество личности, обеспечивающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности и выступающее условием успешного профессионального развития [11].