Критерии предварительной оценки проекта в сфере исполнительских искусств
научный журнал «Актуальные исследования» #4 (31), январь '21

Критерии предварительной оценки проекта в сфере исполнительских искусств

В статье рассматривается проблема обоснования принятия управленческого решения о целесообразности создания и реализации проекта в области исполнительских искусств. Предлагается предварительная оценка идеи культурного проекта по трём базовым критериям. Предлагаемый анализ позволит менеджменту организации ещё на старте понимать степень реализуемости будущего проекта, свои возможности и масштаб предстоящих задач.

Аннотация статьи
менеджмент
сфера исполнительских искусств
культурный проект
культурное событие
критерии предварительной оценки проекта
Ключевые слова

Мы живём в мире ускоряющихся изменений. Научные открытия и достижения в самых различных областях человеческого бытия нагляднее всего убеждают в неизбежности перемен. Культура и искусство также вовлечены в поток нововведений. Переход к экономике инноваций ведёт к ещё более очевидным аргументам важнейшего значения уровня культуры общества на его экономическую эффективность и конкурентоспособность, к новому осмыслению роли личности в общественном производстве. Создание инновационных продуктов невозможно без воспитания в человеке потребности в творчестве. Таким образом, развивая культурную сферу общество готовит новый базис для экономической устойчивости в современной действительности.

Культурные индустрии – термин, который прочно вошёл в список современной научной терминологии. И действительно, видео-, аудиозаписи фиксируют и воспроизводят мгновения исполнительского мастерства и вдохновения.  Сегодня это уже материальные товары, производство и реализация, которых подчиняется законам рыночной экономики.

Для сферы исполнительского искусства такое положение двояко по своему значению. С одной стороны – расширяется аудитория потребителей, искусство становится более доступным. Интернет-трансляции из Метрополитен опера, Большого театра и других самых известных и популярных театров мира уже не диковина. Талант исполнителя или театральные шедевры уже не скованны стенами театрального или концертного зала. Информационные технологии позволяют создавать настоящее волшебство на сцене и экранах.

С другой стороны – экономический эффект, создаваемый в сфере культуры и искусства привёл к тому, что организации культуры и искусства всё сильнее втягиваются в конкурентную борьбу, характерную для бизнеса, а не для искусства. Нематериальная, некоммерческая, социальная сферы человеческой деятельности сегодня испытывают острую необходимость в грамотном управлении, в адаптации методов и наработок научного менеджмента деловой среды. Даже ведущие крупные государственные театры и организации при полноценном бюджетном финансировании выстраивают свою деятельность в соответствии с законами управления производством.

В данной статье предлагается новый для сферы культуры и искусства инструмент практического менеджмента.

Любая деятельность человека начинается с идеи. Выстраиваясь в голове бизнесмена, продюсера, художественного директора, артиста идея требует реализации. Только через реализацию идея может быть воплощена в жизнь.  

Когда мы говорим о грамотном выстраивании процесса производства, мы имеем ввиду, что все идеи или поставленные цели должны пройти стадию планирования и оценку сформированного в результате плана. Для сферы исполнительских искусств это также справедливо. Вопрос – можно ли планировать вдохновение, творчество, красоту исполнения мы опускаем. Данная полемика для организаций культуры и искусства уже решена и не является задачей статьи.

Но начало процесса планирования – это уже запуск в работу, организация начинает использовать свои ресурсы. Результат планирования в том числе может ответить на вопрос эффективности проекта или продукта. Для организаций культуры в случае отрицательного эффекта отказ от проекта будет оправданным, но затраченные ресурсы, как правило, превращаются в серьёзную проблему.  

На чём же следует сконцентрировать внимание руководства или менеджмента организации в решении о целесообразности создания нового проекта прежде всего? Рассмотрим ключевые критерии, по которым менеджмент должен принять стартовые решения и ответить на вопрос – а зачем нам этот проект? Создание культурных проектов сегодня очень востребованный вид в сфере культуры. Одноактные спектакли в условиях природных или аутентичных декораций, креативные концертные программы, фестивали, церемонии, презентации, конкурсы и многие другие виды специальных событий в сфере культуры и искусства – это новый вид эмоционального запроса зрителей, а зачастую соучастников культурного действа. Современному человеку всё чаще необходимо не просто пассивно наблюдать за происходящим в зрительном зале, а стать сопричастным исключительному, неповторимому событию, получить эмоциональный коммуникационный эффект.

На сегодняшний день в сфере культуры отсутствует цельная система целевых показателей эффективности, такая система только формируется. Именно это создаёт сложность в прогнозировании успешности, ожидаемого результата. Перед тем как приступить к подготовке будущего проекта каждый продюсер, проектный менеджер должен сформировать чёткое видение и очертить границы, в которых и будет осуществляться реализация проекта.

Определение базовых критериев, границ может стать действенным инструментом для руководства организации культуры и искусства при принятии решения по созданию или отказу от нового проекта. Данная работа может быть значительно упрощена, если создать базовую форму или IT-программу, что позволит существенно помочь принимающим такое решение управленцам.

Такими критериями в сфере исполнительских искусств могут служить:

1 – объём трудозатрат или уровень профессионального исполнения;

2 – объём привлекаемых финансовых ресурсов;

3 – время, необходимое для создания и реализации проекта.

Рассмотрим каждый.

1. Объём трудозатрат или уровень профессионального исполнения. Сюда войдут такие параметры:

  • профессиональные возможности исполнителей (например, профессиональный уровень балетной труппы выпускников Московской Академии хореографии или планируется задействовать самодеятельный коллектив детской танцевальной студии);
  • требования и возможности площадки, где будет осуществляться проект (театральная сцена или небольшое пространство на улице города);
  • рамки оформления и обслуживания проекта (декорации, исторические костюмы, световые установки и т.п. или достаточно повседневной одежды для исполнителей и стандартного электрического освещения);
  • творческий материал проекта (новый сценарный и постановочный материал, требующий значительных трудозатрат или воспроизведение уже многократно исполняемого);
  • уровень запроса заказчика и ожиданий публики.

Другими словами, менеджмент должен определить границы уровня качества проектируемого события, которые зависят в свою очередь от выполнения требований двух следующих критериев.

2. Объём привлекаемых финансовых ресурсов. Вопросы финансового обеспечения для сферы культуры и искусства особенно значимы. Даже «богатый» шоу-бизнес зачастую зависим от капризов заказчика и спонсоров. Владение искусством привлечения финансовых ресурсов, сохранение источников их поступления и эффективного использования определяет не только успех будущего проекта, но и существование самой организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Любая организация культуры является ли она некоммерческой (в большинстве своём) или частной коммерческой обладают правом привлечения бюджетных средств и донорских благотворительных поступлений. Сложность состоит в том, что отсутствие объективных экономических показателей оценки социального эффекта от деятельности организаций культуры и искусства ставят перед ними трудности экономического обоснования своих затрат и их окупаемости. Вдохновенное описание креативности и творческой новизны проекта зачастую мало влияют на принятие финансового решения потенциальными донорами.

Важным также является тот фактор, который характеризует группу доноров, с которыми необходимо работать. Это:

  • благотворители, которые не ждут экономической отдачи от вложенных средств. То есть проект вызывает у доноров ожидания значимого для них культурного события. Менеджменту необходимо сосредоточиться прежде всего на социальном эффекте проекта;
  • заказчик культурного события, для которого главное получить оговорённые услуги и ожидаемые эмоциональные впечатления. Менеджменту необходимо сосредоточиться на более подробном сборе информации о заказчике и его предпочтениях;
  • деловые доноры или спонсоры. Культурный проект для них – это выгодное вложение средств, которое должно принести ожидаемый экономический или общественный результат (укрепление связи с государственными или общественными организациями).

Тщательно составленные аргументы или уже наработанные механизмы взаимоотношений с потенциальными донорами с большой долей вероятности позволят получить необходимые средства для культурного проекта.

3. Время, необходимое для создания и реализации проекта. Объём привлекаемых ресурсов и по первому, и по второму критериям в значительной мере зависит от временных ресурсов.

Если проект представляет собой масштабное международное событие, фестиваль с участниками десятков городов и известных коллективов, время на подготовку, организацию и проведение таких мероприятий не может быть сжатым, так как связано не только с самим событием, но и приёмом и размещением гостей фестиваля.

Создание одноактного балета, концертной программы, городского однодневного фестиваля, рекламной презентации детского центра или празднование семейного события не ограничивается только временем репетиций. Написание сценария, музыкальный подбор, согласование с заказчиком – это лишь малая часть в графике создания культурного события. Временные авралы напрямую влияют и на качество, и на стоимость проекта.

Из приведённых доводов и примеров вытекает прямая зависимость, правильнее взаимозависимость всех трёх критериев определения реализуемости и масштаба будущего культурного проекта. Работа с предлагаемыми критериями формирует наиболее полную картину.

Руководитель, продюсер организации исполнительских искусств наравне с ответом на вопросы: чего хочет заказчик? интересно ли это нам? Должен ясно представлять свои сильные и слабые стороны, чётко представлять возможности и ограничения. Такой анализ наиболее полноценно может быть проведён с учётом предлагаемых критериев. Только после такого предварительного анализа идея может быть принята в работу и начат процесс полноценного планирования будущего проекта.

Текст статьи
  1. Дымникова А.И., Иксанов А.Г. Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики. – М.: Театралис, 2008. – 184 с.
  2. Тульчинский Г.Л., Герасимов С.В., Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. – 384 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 мая по 21 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 мая
Загрузка в eLibrary
25 мая
Рассылка печатных экземпляров
02 июня