Известно, что люди различаются между собой по целому ряду индивидуальных признаков и качеств, которые в практике обучения движениям выступают основой для дифференцированного подхода. Однако в большинстве работ В.В. Белинович, С.В. Богородский, Е.П. Ильин, Л.П. Матвеев, А.Н. Маторин и др., дифференцированный подход рассматривают как эпизодическую меру педагогического воздействия.
В связи с этим мы поставили задачу представить дифференцированный подход, как комплекс дифференцированных мер, осуществляемых на всех этапах обучения двигательным действиям.
При решении поставленной задачи мы исходим из общей теории деятельности, диалектической концепции развития личности, положений современной педагогики и психологии о том, что процесс формирования двигательных действий должен происходить в единстве внутренних и внешних условий.
Базой теоретических вопросов дифференцированных мер служила дидактическая система обучения двигательным действиям, основные компоненты процесса индивидуализации и дифференциации [3], звенья процесса обучения [7], общедидактическое понимание дифференциации и индивидуализации обучения [3, 6], мы сущность дифференцированных мер усматриваем в том, что преподаватель на всех этапах обучения, руководя двигательной деятельностью студентов, сгруппированных в отдельные группы по схожести индивидуальных признаков, учитывая индивидуальные особенности группы и каждого входящего в нее студента.
Это педагогический процесс соотнесения целей задач, содержания, методов, средств, условий, способов действий и контроля самоконтроля/ с индивидуальными особенностями каждого студента, в котором наиболее успешно формируются двигательные действия, развиваются физические, морально-волевые качества, способности, склонности, интересы, когда каждый студент в меру своих сил и возможностей вовлечен в продуктивную работу по овладению единым программным материалом. Мера дифференцированных воздействий определяется сложностью действий, объемом, интенсивностью и способом их выполнения, с одной стороны, и индивидуальными возможностями, с другой.
Успешность реализации дифференцированных мер в обучении будет зависеть от того, насколько построение учебного процесса соответствует индивидуальным особенностям и уровню подготовленности каждого студента, насколько своевременно будут выявлены и учтены специфические для конкретного процесса противоречия и осуществляются соответствующие педагогические воздействия, направленные на их преодоление и разрешение.
Практическое осуществление дифференцированных мер будет эффективным, если на всех этапах обучения будут реализовываться следующие методические положения:
1. При изучении индивидуальных особенностей студентов необходимо из всего их многообразия выделить основные, ведущие, непосредственно обуславливающие качество обучения двигательным действиям. На основе закономерностей формирования двигательных действий и разработанных [3, 7] «реальных учебных возможностей», следует выделить следующие компоненты особенностей:
- направленность личности, уровень подготовленности обученности, психофизического и интеллектуального развития.
2. При постановке задач обучения главное состоит в том, чтобы поставленная задача была всеми воспринята и осмыслена, для того чтобы:
- ее формулировка отражала конечные результаты деятельности: носила характер целевой установки, отражала основу движений, была образной, точной, краткой, понятной, осуществлялась на языке, свойственном области ее существования.
- каждая задача должна быть «заземленной» к уровню подготовленности студентов [3], представляла систему подачи и логику усвоения учебного материала.
3. На этапах создания представлений о будущем действии применение разных форм наглядности и функций слова является сутью дифференцированных мер. Однако наглядность станет только тогда средством дифференцированного подхода, когда:
- наглядно и образно воспринимаемое будет понятно и осознано каждым студентом [3],
- наглядность служит внешней опорой внутренних действий,
- она направлена к разным анализаторным системам [4],
- при показе соблюдены все методические нормы к его применению.
4. Суть дифференцированных мер при создании реальных предпосылок для правильного выполнения двигательных действий заключается в том, чтобы обеспечить хорошо осознанной, адекватной по полноте, степени обобщенности, способу и времени подачи для каждого студента, ориентировочной основы действия [1, 2].
5. Сущность дифференцированных мер на этапах практического разучивания двигательных действий заключается в обеспечении успешного выполнения индивидуальных действий каждым студентом, путем применения дифференцированной ориентировочной основы действий [1, 2], обеспечения обратной связи, изменения содержания, объема и характера повторений, условий их выполнения, использования приема «проговаривания» с опорой на реальные и воображаемые действия, использование как внешнего, так и внутреннего контроля.
6. Задача осуществления дифференцированных мер на стадии сформированности двигательного действия состоит в том, чтобы обеспечить закрепление действия в основном варианте и совершенствование его в разных условиях, путем индивидуальной дозировки объема и характера повторений, сочетания стандартных и повторно-переменных упражнений, индивидуального контроля за качеством выполнения в целом.
Процесс применения дифференцированных мер на этом этапе, выражается в выяснении уровня сформированности двигательных действий у каждого студента, путем применения контрольных выполнений, сравнения с нормативными показателями, выявления количества затраченного времени на процесс обучения, определения наличия функциональных, координационных, психических сдвигов.
Таким образом, осуществляемая на основе изучения студентов, процедура выбора дифференцированных мер на каждом этапе процесса усвоения образует единый комплекс средств и условий дифференцированного обучения двигательным действиям.