Принципы духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии

Принципы духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии

В статье изложены принципы духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии. Обращено внимание на то, что значимым и существенным для воспитания человека являются принципы, выражающиеся в определенных закономерностях, положениях, содержаниях, приемах, правилах и требованиях к организации педагогического процесса, отражая различные стороны воспитательного процесса и неся в себе исходное, основное положение теории, учения, науки, идеи, правил действия и взглядов, определяющих нормы поведения и внутреннее убеждение человека. Сделан вывод о том, что применение на практике принципов духовно-нравственного воспитания способствует обретению человеком необходимых полезных знаний для совершенства духовных, нравственных, профессиональных качеств, жизненного и духовного опыта.

Аннотация статьи
принципы
качества
знания
личность
духовность
нравственность
духовно-нравственное воспитание
ценности
Ключевые слова

Стремление человека к духовному и нравственному совершенству приносит положительный результат и сказывается на формировании у него наилучших качеств личности, таких как благородство, великодушие, честность, надежность, мужество, самопожертвование и т. д. Духовно-нравственное воспитание будет носить устойчивый характер и достигать поставленных целей тогда, когда будет опираться на что-то значимое и существенное, что является ценным для человека и общества. Этим значимым для воспитания человека являются принципы, выражающиеся в определенных закономерностях, положениях, содержаниях, приемах и правилах, требованиях к организации педагогического процесса. Сами принципы воспитания отражают различные стороны воспитательного процесса. В педагогической науке разработано множество принципов. Они имеют свои особенности на каждом этапе развития общества. Принципы воспитания человека в различные исторические периоды имели существенное отличие друг от друга, часто зависели от политической обстановки, уровня образования и социальных ориентиров. Так, например, в дореволюционное время основными принципами являлись: принцип любви к Богу, принцип воцерковления и соблюдения заповедей Божиих, а в советское время они были исключены из теории и практики обучения и воспитания.

В современной педагогической культуре также нет общей классификации принципов воспитания. В настоящее время одни авторы выделяют принципы гуманистической направленности педагогического процесса: принцип научности, принцип обучения и воспитания детей в коллективе, систематичности и последовательности. Другими авторами выделяются такие принципы, как сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности у учеников, принцип активности и высокой сознательности воспитанников, принцип доступности, принцип индивидуального подхода.

Принципы несут в себе основное положение теории, учения, науки, идеи, правил действия, взглядов, определяющих нормы поведения и внутреннее убеждение человека. Основные идеи и ценности воспитания человека, указывающие на сущность, смысл и направление воспитательного процесса, составили целый блок принципов воспитания человека. С.Ю. Дивногорцева излагает следующие принципы: 1) христоцентричность; 2) воцерковление; 3) воспитание к свободе; 4) любовь к ребенку, как образу и подобию Божиему; 5) иерархическое развитие личности; 6) принцип индивидуальности; 7) личный пример и согласованность педагогического влияния семьи, школы и Церкви; 8) послушание; 9) жизнь с православной верой как радостного общения со Христом; 10) принцип культуросообразности [3, с. 52]. У Георгия Шестуна (игум.) выделяются такие принципы: 1) православный взгляд на человека, с учетом создания его по образу и подобию Божиему; 2) воцерковление; 3) единство личности с Церковью; 4) стремление человека к христианскому совершенству; 5) освоение наследия родного края [9, с. 544].

У игумена Киприана Ященко [10, с. 20] основными принципами духовно-нравственного воспитания являются: принцип целостной ориентации (жизненная значимость с определенной системой ценностей); принцип системно-организационного подхода (скоординированная, целенаправленная работа государственных и общественных структур по воспитанию молодежи); принцип личного ориентированного подхода (использование соответствующих форм и методов воспитания для каждой возрастной группы людей); принцип сохранения исторической памяти (становление исторического самосознания нации); принцип воспитания на традициях (поддержание и развитие исторических и духовно-нравственных достижений); лингвистический принцип (сохранение и развитие русского языка как основного средства культуры людей); принцип информационной защищенности (обеспечение защиты человека от информации, представляющей опасность для его здоровья). М.И. Ивашко к основополагающим принципам воспитания военнослужащих относит: гуманизм; приоритет истории и культуры России; научность [4, с. 8].

Для О.А. Платонова основным принципом является принцип духовных ценностей [6, с. 26], а И.Т. Фролов выделяет принцип целостности, характеризующий развитие личности, и системности, рассматривающий элементы, свойства и функции в рамках целого [7, с. 118]. Ю.М. Хрусталев из всего комплекса принципов выделяет принцип историзма, характеризующего личность или группу людей для конкретного периода истории [8, с. 12]. У Ю.П. Ожегова исходным принципом воспитания молодежи является принцип единства познавательной и практической деятельности [5, с. 70].

Д.А. Волкогонов говорит о принципах, установки которых определяют направление идейно-воспитательной работы, включающей в себя: 1) направленность идейного воспитания; 2) научность; 3) органическая связь с практикой коммунистического строительства и его защитой; 4) непрерывность и систематичность идеологического воздействия; 5) постоянный учет качественных изменений в объекте идеологического влияния; 6) комплексный подход [1, с. 32]. А.Г. Калашников предлагает в воспитательном процессе использовать следующий принцип: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему [2, с. 43].

С учетом ранее используемых принципов в исследовании предлагается изложение принципов духовно-нравственного воспитания личности в следующей последовательности: 1) христоцентричность; 2) воцерковление; 3) принцип духовных ценностей; 4) воспитание к свободе; 5) любовь к человеку, как образу и подобию Божиему; 6) иерархическое развитие личности; 7) принцип стяжания Святого Духа; 8) послушание; 9) принцип индивидуальности; 10) личный пример и единство педагогического влияния семьи, школы, Армии и Церкви; 11) принцип следования традициям; 12) передача духовно-нравственного опыта полководцев русской армии молодому поколению; 13) принцип культуросообразности.

Таким образом, применение на практике принципов духовно-нравственного воспитания способствует обретению человеком необходимых полезных знаний для совершенства духовных (вера, любовь к Богу, святость, великодушие, смирение и т. д.), нравственных (внимательность, вежливость, старательность, уважение и т. д.), профессиональных качеств (знание теоретических основ военной техники и умелое владение ею на практике, физическая выносливость, отличное выполнение упражнений и нормативов по предметам служебной деятельности и т. д.), жизненного и духовного опыта.

Текст статьи
  1. Волкогонов Д.А. Воинская этика. М.: Воениздат, 1976. 320 с.
  2. Давыдов В.П. Педагогика высшей школы Федеральной пограничной службы Российской Федерации: М., Академия ФПС РФ, 2002. 304 с.
  3. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: ПСТГУ, 2008. – 240 с.
  4. Ивашко М.И. Духовно-нравственные и исторические традиции Русской Армии. М.: Светоч, 2005. 196 c.
  5. Кушнарев Г. Искусство воспитания. М.: Молодая гвардия, 1981. 237 с.
  6. Платонов О.А. Бог в правде. Время разрушить мифы. М.: Книжный мир, 2015. 512 с.
  7. Фролов И.Т. Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. 639 с.
  8. Хрусталев Ю.М. История и философия науки: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 409 с.
  9. Шестун Е. Православная педагогика. М.: Православная педагогика, 2001. 559 с.
  10. Ященко К. Духовно-нравственная культура в школе. М.: ИЭОПГКО, 2009. 312 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая