Стремление человека к духовному и нравственному совершенству приносит положительный результат и сказывается на формировании у него наилучших качеств личности, таких как благородство, великодушие, честность, надежность, мужество, самопожертвование и т. д. Духовно-нравственное воспитание будет носить устойчивый характер и достигать поставленных целей тогда, когда будет опираться на что-то значимое и существенное, что является ценным для человека и общества. Этим значимым для воспитания человека являются принципы, выражающиеся в определенных закономерностях, положениях, содержаниях, приемах и правилах, требованиях к организации педагогического процесса. Сами принципы воспитания отражают различные стороны воспитательного процесса. В педагогической науке разработано множество принципов. Они имеют свои особенности на каждом этапе развития общества. Принципы воспитания человека в различные исторические периоды имели существенное отличие друг от друга, часто зависели от политической обстановки, уровня образования и социальных ориентиров. Так, например, в дореволюционное время основными принципами являлись: принцип любви к Богу, принцип воцерковления и соблюдения заповедей Божиих, а в советское время они были исключены из теории и практики обучения и воспитания.
В современной педагогической культуре также нет общей классификации принципов воспитания. В настоящее время одни авторы выделяют принципы гуманистической направленности педагогического процесса: принцип научности, принцип обучения и воспитания детей в коллективе, систематичности и последовательности. Другими авторами выделяются такие принципы, как сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности у учеников, принцип активности и высокой сознательности воспитанников, принцип доступности, принцип индивидуального подхода.
Принципы несут в себе основное положение теории, учения, науки, идеи, правил действия, взглядов, определяющих нормы поведения и внутреннее убеждение человека. Основные идеи и ценности воспитания человека, указывающие на сущность, смысл и направление воспитательного процесса, составили целый блок принципов воспитания человека. С.Ю. Дивногорцева излагает следующие принципы: 1) христоцентричность; 2) воцерковление; 3) воспитание к свободе; 4) любовь к ребенку, как образу и подобию Божиему; 5) иерархическое развитие личности; 6) принцип индивидуальности; 7) личный пример и согласованность педагогического влияния семьи, школы и Церкви; 8) послушание; 9) жизнь с православной верой как радостного общения со Христом; 10) принцип культуросообразности [3, с. 52]. У Георгия Шестуна (игум.) выделяются такие принципы: 1) православный взгляд на человека, с учетом создания его по образу и подобию Божиему; 2) воцерковление; 3) единство личности с Церковью; 4) стремление человека к христианскому совершенству; 5) освоение наследия родного края [9, с. 544].
У игумена Киприана Ященко [10, с. 20] основными принципами духовно-нравственного воспитания являются: принцип целостной ориентации (жизненная значимость с определенной системой ценностей); принцип системно-организационного подхода (скоординированная, целенаправленная работа государственных и общественных структур по воспитанию молодежи); принцип личного ориентированного подхода (использование соответствующих форм и методов воспитания для каждой возрастной группы людей); принцип сохранения исторической памяти (становление исторического самосознания нации); принцип воспитания на традициях (поддержание и развитие исторических и духовно-нравственных достижений); лингвистический принцип (сохранение и развитие русского языка как основного средства культуры людей); принцип информационной защищенности (обеспечение защиты человека от информации, представляющей опасность для его здоровья). М.И. Ивашко к основополагающим принципам воспитания военнослужащих относит: гуманизм; приоритет истории и культуры России; научность [4, с. 8].
Для О.А. Платонова основным принципом является принцип духовных ценностей [6, с. 26], а И.Т. Фролов выделяет принцип целостности, характеризующий развитие личности, и системности, рассматривающий элементы, свойства и функции в рамках целого [7, с. 118]. Ю.М. Хрусталев из всего комплекса принципов выделяет принцип историзма, характеризующего личность или группу людей для конкретного периода истории [8, с. 12]. У Ю.П. Ожегова исходным принципом воспитания молодежи является принцип единства познавательной и практической деятельности [5, с. 70].
Д.А. Волкогонов говорит о принципах, установки которых определяют направление идейно-воспитательной работы, включающей в себя: 1) направленность идейного воспитания; 2) научность; 3) органическая связь с практикой коммунистического строительства и его защитой; 4) непрерывность и систематичность идеологического воздействия; 5) постоянный учет качественных изменений в объекте идеологического влияния; 6) комплексный подход [1, с. 32]. А.Г. Калашников предлагает в воспитательном процессе использовать следующий принцип: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему [2, с. 43].
С учетом ранее используемых принципов в исследовании предлагается изложение принципов духовно-нравственного воспитания личности в следующей последовательности: 1) христоцентричность; 2) воцерковление; 3) принцип духовных ценностей; 4) воспитание к свободе; 5) любовь к человеку, как образу и подобию Божиему; 6) иерархическое развитие личности; 7) принцип стяжания Святого Духа; 8) послушание; 9) принцип индивидуальности; 10) личный пример и единство педагогического влияния семьи, школы, Армии и Церкви; 11) принцип следования традициям; 12) передача духовно-нравственного опыта полководцев русской армии молодому поколению; 13) принцип культуросообразности.
Таким образом, применение на практике принципов духовно-нравственного воспитания способствует обретению человеком необходимых полезных знаний для совершенства духовных (вера, любовь к Богу, святость, великодушие, смирение и т. д.), нравственных (внимательность, вежливость, старательность, уважение и т. д.), профессиональных качеств (знание теоретических основ военной техники и умелое владение ею на практике, физическая выносливость, отличное выполнение упражнений и нормативов по предметам служебной деятельности и т. д.), жизненного и духовного опыта.