Феномен традиции как философско-педагогическая проблема

Феномен традиции как философско-педагогическая проблема

В статье изложены традиции, которые являются для общества необходимым средством выработки определенных взглядов, рекомендаций, установок и передачи национального духа народа одной эпохи к последующим поколениям. Обращено внимание на то, что с помощью традиций передаются духовные ценности, выступая источником духовного роста как для отдельной взятой личности, так и для всего общества. Сделан вывод, что традиции представляются как часть национальной культуры народа, сфера истинных ценностей, а также как опыт воспитания и обучения последующим поколениям.

Аннотация статьи
ритуал
обряд
традиции
качества
личность
опыт
ценности
культура
Ключевые слова

Особую роль в обеспечении преемственности и непрерывности духовно-нравственного воспитания личности играют традиции, ориентирующие людей на определенное восприятие информации, действий, способствуют поддержанию в обществе единства в подходе к воспитанию и обучению, формируют в нем определенный климат, состояние и взаимоотношения. Традиции являются для общества необходимым средством выработки определенных взглядов, рекомендаций, установок и передачи национального духа народа одной эпохи к последующим поколениям.

Философы Р. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гельвеций и И. Гердер определяют традиции как способ бытия и воспроизводство культурного наследия определенных ценностей, как передачу общечеловеческих ценностей от поколения к поколению в виде взглядов, идей, образов действий, установок, обычаев [13, с. 663].

Некоторые современные ученые посвятили свои труды раскрытию сути и значения традиций, выражающихся с точки зрения связи времен и преемственности поколений в поддержании социального единства и идентичности общества (И.А. Барсегян, Ю.В. Бромлей, В.Б. Власова, В.Е. Давидович, Б.С. Ерасов, Ю.А. Жданов, В.Д. Плахов, Ю.Н. Солонин и др.).

По словам Ю.Н. Солонина, традиции характеризуются коллективной памятью, к ним обращаются последующие поколения, используя накопленный опыт [11, с. 176]. С.Ю. Дивногорцева утверждает, что разные вероучения породили свою культуру и свои традиции [2, с. 7]. Ю.М. Лотман характеризует культуру как коллективную память, то есть надындивидуальный механизм хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых [10, с. 111]. В.В. Мильков, давая общее определение традициям, подчеркивает, что традиции включают в себя все, что передается последующему поколению, от одного культурного образования другому, от эпохи к эпохе [7, с. 4].

Традиции, участвуя в передаче духовных ценностей, являются источником духовного роста как для отдельной взятой личности, так и для всего общества. Некоторые ученые, учитывая положительный эффект влияния традиций на человека, говорят о необходимости поддержания их в различных направлениях общества, и особенно в военной педагогике (А.В. Барабанщиков, А.Д. Глоточкин, В.П. Давыдов, В.Я. Слепов и др.). В качестве традиций могут выступать поведенческие нормы, ценности, идеи, определенные установления, обычаи, отдельные предметы, ритуалы [11, с. 173].

Традиции различаются: по содержанию (идеи и образы действий, нормы, правила поведения, установки, законы); по формам (ритуалы, обычаи и обряды); по особенностям изложения (устные и письменные); по значимости (положительные, отрицательные, нейтральные); по общественной принадлежности (национальные, государственные).

В.Д. Серых под ритуалом понимает устойчивый вид традиций, который реализуется в установленных формах и символических действиях, регламентируемых законами, и утверждает, что обычай является частью традиции, закрепляет принятое устойчивое взаимоотношение в различных областях жизни людей. Реализация традиций происходит через обряды и церемонии [9, с. 4]. Ритуалы олицетворяют существующий социальный порядок, определенные социальные отношения и выражают внутренний смысл, содержаний традиций, связанных с важными событиями общества. Для ритуалов характерно показательность, наглядность действий. Ритуалы бывают гражданскими, бытовыми, религиозными и воинскими. Воинский ритуал происходит при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Ритуалы служат закреплению и распространению традиций. Хорошо организованные и четко проведенные воинские ритуалы вызывают у человека патриотические чувства и мысли, вдохновляют на труд.

Обряд – это символическое проявление коллективной сущности человека, выражение духа, традиций, привычек общества [9, с. 4].

Церемония – это более динамичная, официальная процедура. Церемонии выражают содержание тех традиций, которые связаны со значимыми событиями в общественной жизни. Ритуалы по отношению к обычаям, обрядам и церемониям определяются, как строго регламентированные и закрепленные в законах практические действия, и нормы поведения людей.

Традиции – это такое средство, с помощью которого все ценное и полезное от прошлого передается будущему через настоящее. Традиции стоит рассматривать посредством обращения к прошлому (истории, культуре), акцентируя внимание на особенности, явления и важные события на конкретных этапах развития общества. Без традиций не происходит преемственности духовных ценностей, которые являются для людей наиболее актуальными и значимыми.

Традиции, по Л.Н. Гумелеву, есть сумма знаний и представлений, передаваемых по ходу времени от этноса к этносу [1, с. 571].

О.И. Ераносов отмечает, что традиция есть осмысление людьми передаваемого исторического и культурного опыта народа, которое модернизирует социум, сохраняя при этом свою самобытность [4, с. 132].

Для Ю.М. Уварова традиции есть память, воздух, как душа для армии [12, с. 132], а у В.Д Серых традиции выступают в форме своеобразного проявления общественной психологии, установившихся взглядов и чувств людей, сведенных в определенный порядок и нормы поведения, закрепленные в ритуалах, обычаях, обрядах и т.д. [9, с. 4].

Традиции возникают и развиваются с опорой на достигнутые людьми прошлых поколений материальных и духовных богатств. Они рассматриваются во взаимосвязи с историей и основными этапами их развития. Одни традиции имели устойчивый характер своего существования, другие имели прогрессивные особенности, третьи оказались регрессивными.

По мнению Ю.А. Левады, традиции – это механизм воспроизводства норм и социальных институтов, при котором их поддержание и развитие подтверждается фактом существования в прошлом [8, с. 21].

М.С. Каган определяет традиции как формальные процедуры, которые служат для хранения определенных содержаний и передачи их поколениям, выступая как регулировка механизма наследования. У Ю.Н. Солонина традиции выступают в роли набора элементов наследия последующему поколению [11, с. 173].

Основными признаками традиций профессор М.И. Ивашко называет устойчивость, преемственность, массовость, ценностный характер, историческую и духовную особенность, повторяемость [5, с. 27]. Основными признаками воинских традиций по Н.И. Дорохова являются преемственность, эмоциональность и массовость [3, с. 28].

По субъектам традиции бывают национальные, религиозные, профессиональные, классовые и групповые.

По принадлежности к историческим периодам развития общества М.Н. Кокоев выделяет следующие традиции: зарождающиеся, которые возникли от потребности общества; сложившиеся – эти традиции сформировались в течение продолжительного времени; отмирающие, то есть утратившие свою значимость [6, с. 68].

Основными свойствами традиций являются: необходимость, обусловленность, преемственность, сохранение, передача и распространение.

Основными субъектами традиций являются человек и общество. Традиции формируются в определенных условиях жизни – исторических, служебно-боевых и повседневных. Поэтому традиции есть духовный, нравственный, служебно-боевой и исторический опыт поколений.

Таким образом, традиции можно представить как часть национальной культуры народа, сферу истинных ценностей, а также передачу опыта воспитания и обучения последующим поколениям.

Текст статьи
  1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: АСТ, 2006. 761 с.
  2. Дивногорцева С.Ю. Основы православной педагогической культуры: Учебное пособие. М.: ПСТГУ, 2008. 240 с.
  3. Дорохов Н.И. Традиции офицеров русской армии. М.: Кучково поле, 2004. 320 с.
  4. Ераносов О.И. Духовно-нравственные традиции в контексте ценных ориентаций личности в современном российском обществе: дис… канд. фил. наук. Ставрополь, 2010. 180 с.
  5. Ивашко М.И. Духовно-нравственные и исторические традиции Русской Армии. М.: Светоч, 2005. 196 c.
  6. Кокоев М.Н. Эволюция духовных традиций российского воина: культурфилософский аспект: дис... канд. филос. наук. Ставрополь, 2009. 164 с.
  7. Мильков В.В. Древняя Русь: пересечение традиций. М.: Скрипторий, 1997. 464 с.
  8. Романюк Л.В. Гуманистические традиции отечественной педагогики второй половины XIX-начала XX вв: монография. М.: Национальный институт бизнеса, 2008. 204 с.
  9. Серых В.Д. Воинские ритуалы. М.: Воениздат, 1981. 160 с.
  10. Соловьев В.С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. 478 с.
  11. Солонин Ю.Н. Культурология. М.: Высшее образование, 2007. 566 с.
  12. Уваров Ю.М. Воспитательная работа в подразделении: учебное наглядное пособие. Орел: Академия, 2016. 153 с.
  13. Философский энциклопедический словарь / Редколлегия: С.С. Аверинцев и др. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. 840 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая