Особую роль в обеспечении преемственности и непрерывности духовно-нравственного воспитания личности играют традиции, ориентирующие людей на определенное восприятие информации, действий, способствуют поддержанию в обществе единства в подходе к воспитанию и обучению, формируют в нем определенный климат, состояние и взаимоотношения. Традиции являются для общества необходимым средством выработки определенных взглядов, рекомендаций, установок и передачи национального духа народа одной эпохи к последующим поколениям.
Философы Р. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гельвеций и И. Гердер определяют традиции как способ бытия и воспроизводство культурного наследия определенных ценностей, как передачу общечеловеческих ценностей от поколения к поколению в виде взглядов, идей, образов действий, установок, обычаев [13, с. 663].
Некоторые современные ученые посвятили свои труды раскрытию сути и значения традиций, выражающихся с точки зрения связи времен и преемственности поколений в поддержании социального единства и идентичности общества (И.А. Барсегян, Ю.В. Бромлей, В.Б. Власова, В.Е. Давидович, Б.С. Ерасов, Ю.А. Жданов, В.Д. Плахов, Ю.Н. Солонин и др.).
По словам Ю.Н. Солонина, традиции характеризуются коллективной памятью, к ним обращаются последующие поколения, используя накопленный опыт [11, с. 176]. С.Ю. Дивногорцева утверждает, что разные вероучения породили свою культуру и свои традиции [2, с. 7]. Ю.М. Лотман характеризует культуру как коллективную память, то есть надындивидуальный механизм хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых [10, с. 111]. В.В. Мильков, давая общее определение традициям, подчеркивает, что традиции включают в себя все, что передается последующему поколению, от одного культурного образования другому, от эпохи к эпохе [7, с. 4].
Традиции, участвуя в передаче духовных ценностей, являются источником духовного роста как для отдельной взятой личности, так и для всего общества. Некоторые ученые, учитывая положительный эффект влияния традиций на человека, говорят о необходимости поддержания их в различных направлениях общества, и особенно в военной педагогике (А.В. Барабанщиков, А.Д. Глоточкин, В.П. Давыдов, В.Я. Слепов и др.). В качестве традиций могут выступать поведенческие нормы, ценности, идеи, определенные установления, обычаи, отдельные предметы, ритуалы [11, с. 173].
Традиции различаются: по содержанию (идеи и образы действий, нормы, правила поведения, установки, законы); по формам (ритуалы, обычаи и обряды); по особенностям изложения (устные и письменные); по значимости (положительные, отрицательные, нейтральные); по общественной принадлежности (национальные, государственные).
В.Д. Серых под ритуалом понимает устойчивый вид традиций, который реализуется в установленных формах и символических действиях, регламентируемых законами, и утверждает, что обычай является частью традиции, закрепляет принятое устойчивое взаимоотношение в различных областях жизни людей. Реализация традиций происходит через обряды и церемонии [9, с. 4]. Ритуалы олицетворяют существующий социальный порядок, определенные социальные отношения и выражают внутренний смысл, содержаний традиций, связанных с важными событиями общества. Для ритуалов характерно показательность, наглядность действий. Ритуалы бывают гражданскими, бытовыми, религиозными и воинскими. Воинский ритуал происходит при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Ритуалы служат закреплению и распространению традиций. Хорошо организованные и четко проведенные воинские ритуалы вызывают у человека патриотические чувства и мысли, вдохновляют на труд.
Обряд – это символическое проявление коллективной сущности человека, выражение духа, традиций, привычек общества [9, с. 4].
Церемония – это более динамичная, официальная процедура. Церемонии выражают содержание тех традиций, которые связаны со значимыми событиями в общественной жизни. Ритуалы по отношению к обычаям, обрядам и церемониям определяются, как строго регламентированные и закрепленные в законах практические действия, и нормы поведения людей.
Традиции – это такое средство, с помощью которого все ценное и полезное от прошлого передается будущему через настоящее. Традиции стоит рассматривать посредством обращения к прошлому (истории, культуре), акцентируя внимание на особенности, явления и важные события на конкретных этапах развития общества. Без традиций не происходит преемственности духовных ценностей, которые являются для людей наиболее актуальными и значимыми.
Традиции, по Л.Н. Гумелеву, есть сумма знаний и представлений, передаваемых по ходу времени от этноса к этносу [1, с. 571].
О.И. Ераносов отмечает, что традиция есть осмысление людьми передаваемого исторического и культурного опыта народа, которое модернизирует социум, сохраняя при этом свою самобытность [4, с. 132].
Для Ю.М. Уварова традиции есть память, воздух, как душа для армии [12, с. 132], а у В.Д Серых традиции выступают в форме своеобразного проявления общественной психологии, установившихся взглядов и чувств людей, сведенных в определенный порядок и нормы поведения, закрепленные в ритуалах, обычаях, обрядах и т.д. [9, с. 4].
Традиции возникают и развиваются с опорой на достигнутые людьми прошлых поколений материальных и духовных богатств. Они рассматриваются во взаимосвязи с историей и основными этапами их развития. Одни традиции имели устойчивый характер своего существования, другие имели прогрессивные особенности, третьи оказались регрессивными.
По мнению Ю.А. Левады, традиции – это механизм воспроизводства норм и социальных институтов, при котором их поддержание и развитие подтверждается фактом существования в прошлом [8, с. 21].
М.С. Каган определяет традиции как формальные процедуры, которые служат для хранения определенных содержаний и передачи их поколениям, выступая как регулировка механизма наследования. У Ю.Н. Солонина традиции выступают в роли набора элементов наследия последующему поколению [11, с. 173].
Основными признаками традиций профессор М.И. Ивашко называет устойчивость, преемственность, массовость, ценностный характер, историческую и духовную особенность, повторяемость [5, с. 27]. Основными признаками воинских традиций по Н.И. Дорохова являются преемственность, эмоциональность и массовость [3, с. 28].
По субъектам традиции бывают национальные, религиозные, профессиональные, классовые и групповые.
По принадлежности к историческим периодам развития общества М.Н. Кокоев выделяет следующие традиции: зарождающиеся, которые возникли от потребности общества; сложившиеся – эти традиции сформировались в течение продолжительного времени; отмирающие, то есть утратившие свою значимость [6, с. 68].
Основными свойствами традиций являются: необходимость, обусловленность, преемственность, сохранение, передача и распространение.
Основными субъектами традиций являются человек и общество. Традиции формируются в определенных условиях жизни – исторических, служебно-боевых и повседневных. Поэтому традиции есть духовный, нравственный, служебно-боевой и исторический опыт поколений.
Таким образом, традиции можно представить как часть национальной культуры народа, сферу истинных ценностей, а также передачу опыта воспитания и обучения последующим поколениям.