Выявление педагогических особенностей, содержания и методики духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии XVIII – начала XX века

В статье описаны педагогические особенности духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии. Обращено внимание на то, что благодаря духовно-нравственному воспитанию человек имеет понимание в существовании невидимого мира. В результате получения духовных знаний и опыта у человека формируется мировоззрение, ценности и поведение. Сделан вывод, что опора на ценный опыт духовно-нравственного воспитания русской армии будет способствовать современным военнослужащим укреплению войскового товарищества и воинской дисциплины, сплоченности и слаженности у современных воинов.

Аннотация статьи
армия
методы
духовно-нравственное воспитание
особенности
нравственность
духовность
личность
знания
военнослужащий
функция
Ключевые слова

Духовно-нравственное воспитание военнослужащих русской армии в XVIII – начале XX в. имело свои особенности. Оно имело конкретно-исторический характер и было связано с социальной направленностью, наличием целей и задач, структурой, содержанием, принципами, методами и формами. Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленное воздействие на человека с целью передачи ему истинных знаний и духовного опыта, очищения сердца, освящения ума, привития навыков преодоления трудностей для понимания смысла жизни, уверенном, мужественном следовании по жизненному пути.

Благодаря духовно-нравственному воспитанию человек имеет понимание в существовании невидимого мира. В результате получения духовных знаний и опыта у человека формируется мировоззрение, ценности, поведение в соответствии с требованиями религии [12, с. 5].

Особенности воспитания военнослужащих характеризовали взаимосвязь объекта и субъекта воспитательного процесса.

Исторический характер показывал, что духовно-нравственное воспитание военнослужащих русской армии осуществлялось с учетом православной веры и в строгом укладе военной жизни воинов. Эта особенность воспитания военнослужащих подкреплялась документально, что значительно способствовало процессу воспитания. Духовно-нравственное воспитание военнослужащих проводилось в духе православия с целью воспитания преданного, верующего защитника Отечества.

Исследование показывает, что в рассматриваемый период духовно-нравственного воспитание военнослужащих имело свои педагогические особенности.

1) Основной педагогической особенностью духовно-нравственного воспитания верующих военнослужащих являлось обусловленность сознания, поведения и взаимоотношений воинов проникновением православной веры. Воспитание осуществляли военные священники, офицеры, педагоги учебных заведений, средства массовой коммуникации, находящиеся под контролем Русской Православной Церкви и государства.

Благодаря духовно-нравственному воспитанию человек имеет понимание в существовании невидимого мира. В результате получения духовных знаний и опыта у человека формируется мировоззрение, ценности [5, с. 4], поведение в соответствии с требованиями религии.

Церковная реформа Петра I привела к подчинению Церкви государству, замены патриаршества Духовной коллегией (Св. Синодом).

Существенным моментом в духовно-нравственном воспитании военнослужащих русской армии было законодательное оформление места Церкви в государстве, армии [9, 13].

В законодательных актах (Инструкция или Артикулы военные Российскому флоту от апреля 1710 г.; Воинский устав от 30 марта 1716 г., Морской устав, утвержденный Петром I 13 января 1720 г.) закрепляется деятельность военного духовенства Русской Православной Церкви в армии.

В Воинский устав 1716 г. был внесен текст присяги, содержание которого свидетельствует о том, что духовно-нравственное воспитание молодых людей, осуществлявшееся до набора в армию, продолжает развиваться в соответствии со специфическим воинским укладом.

Положения законодательных документов, касающихся армии и флота, вышедших в первой четверти XVIII века свидетельствует о том, что в условиях существования государственной религии государство определяло роль военных священников и порядок отправления религиозных служб, контролировало исполнение религиозных норм в армии, боролось с нарушениями богослужебного порядка [18, с. 25].

2) Педагогической особенностью духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии в XVIII в. являлось то, что субъектом воспитания были не профессиональные военные священники, а приходское духовенство, уровень образования и профессиональные качества которых было невысоким. Для повышения образовательного уровня приходских священников открывались духовные заведения (школы, семинарии).

Из всех качеств, необходимых военному священнику, в исследуемый период большое внимание уделялось личностным качествам. Например, в Морском Уставе 1720 г. в пункте 2 говорилось, что священник должен вести добрую, умеренную, святую жизнь [15, с. 2].

3) Педагогической особенностью духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии в рассматриваемый период было качественное состояние объекта воспитания. Военные реформы Петра I имели цель создание всесословной армии, пополнение которой ложилось бы на сельские и городские общины. Так, Указом от 17 ноября 1699 г. формировались регулярные полки из крепостных крестьян и людей других сословий, зависимых от земледельцев и добровольцев из неимущих и лично свободных людей.

П.А. Сорокин отмечает, что с возникновением русской нации в IX в. истинной реальностью и высшей ценностью для нее является Бог и Царствие Божие. Религия, наука, искусство, философия, этика, политика, право и экономика были охвачена этой ценностью [11, с. 483]. Новобранцы воспитывались до набора в набожности в семье и в Церкви [5, с. 31]. Субъектами воспитания для детей выступали родители, старшее поколение и приходские священники [14, с. 25].

Поэтому духовно-нравственное воспитание в русской армии являлось для них своеобразным продолжением духовно-нравственного совершенства.

4) Духовно-нравственного воспитание военнослужащих русской армии проводилось в России к началу XVIII в. на источниковой базе (Священное Писание, Повесть о стоянии на Угре, Повесть о Куликовской битве и др.). Эти источники, по большей части религиозного характера, играли значительную роль в просвещении и воспитании русского народа. Они наряду с церковным преданием [17, с. 61] и традициями [10, с. 173] использовались духовенством для влияния на сознание прихожан.

5) Педагогической особенностью духовно-нравственного воспитания является взаимосвязь духовности и нравственности. Духовность является ключевым качеством человека, основой его поведения, а главной задачей военных пастырей было развитие у воинов духовности [1, с. 255]. В процессе духовно-нравственного воспитания дух человека сближается с Духом Божьим [8, с. 85]. Одной из основных целей духовно-нравственного воспитания являлось формирование у воинов духовных и нравственных качеств (любовь к Богу и ближнему, готовность отдать жизнь за Веру, царя и Отечество, командиров, товарищей). В.В. Зеньковский отмечал, что духовность является причиной всего того, что происходит с человеком [2, с. 46]. По мнению Т.А. Флоренской, духовно живущий человек отличается скромностью, простотой, терпимостью [16, с. 29]. Это говорит о том, что нравственность взаимосвязана с духовностью человека.

6) Духовно-нравственное воспитание военнослужащих русской армии реализовывалось с помощью определенной системы функций.

Педагог В.П. Иванов [3, с. 175] выделяет такие функции религиозного воспитания, как ценностно-ориентационная, воспитывающая, профессиональная, организаторская, регулятивная, компенсаторская и милосердная. Реализация функций помогало эффективно использовать возможности духовно-нравственного воспитания при организации, планировании воспитательного процесса.

Ценностно-ориентационная функция отражает отношение личности к духовным ценностям (любовь к Богу, любовь к ближнему и др.).

Значимость воспитывающей функции обусловливалась для верующего военнослужащего рядом факторов: вера в Бога, соблюдение заповедей Божиих; личный пример святой жизни; мысли и поступки; контроль поведения; надежда на спасение души; возможность на исправление жизни; участие в таинствах Церкви (крещение, исповедь, причастие и др.).

Профессиональная функция проявляется в раскрытии личности способностей, в совершенстве профессиональных качеств в определенной сфере деятельности. Организаторская функция реализуется в процессе организации воспитательной работы с человеком, с коллективом в духе православной веры. Регулятивная функция упорядочивает жизнь членов организации, их поведение согласно религиозным нормам. Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в процессе преодоления жизненных трудностей (войны, физические нагрузки, скорби, болезни и т.д.). С помощью Церкви, твердой веры в Бога, бодрости духа человек преодолевает сложные ситуации спокойно и терпеливо. Милосердная функция находит выражение в различных сферах и формах деятельности оказания помощи людям.

7) Духовно-нравственное воспитание носило наставнический, назидательный, патриотический характер. Главная цель воспитания заключалась в воспитании для защиты Отечества надежных христолюбивых воинов [4, с. 129].

8) Несмотря на то, что духовно-нравственное воспитание военнослужащих русской армии осуществлялось на основе православия, воинам других конфессий (католики, протестанты, иудеи, мусульмане) предоставлялась возможность отправлять религиозные надобности согласно своей вере.

К концу XIX в. в результате введения всеобщей воинской повинности в некоторые войска по мере надобности привлекались духовных лица не православного исповедания. В начале XX в. верующий состав нижних чинов был таков: православных – 75 %, католиков – 9 %, магометан – 2 %, лютеран – 1,5%, не заявивших о своей религии – 12,5 %. Православные генералы и полковники составляли около 85%, остальные 15 % были католики, лютеране, армяно-григориане и магометане [3, с. 185].

Таким образом, духовно-нравственное воспитание военнослужащих русской армии имело свои педагогические особенности. Это было связано с целями и задачами воспитания воинов, духовно-нравственным состоянием субъекта и объекта воспитания, содержанием и средой воспитания.

Содержание и методика духовно-нравственного воспитания в русской армии определялось его целью, и было направлено на укрепление веры, развитие духа благочестия, выработку святого поведения, образцового выполнения обязанностей по службе в свете православия.

Духовно-нравственное воспитание военнослужащих в XVIII – нач. XX в. было тесно связано с патриотизмом, с защитой Отечества. Оно осуществлялось с использованием методов, накопленных веками Русской Православной Церковью, т. е. те практические действия субъекта и объекта воспитательного процесса, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта. Основными методами духовно-нравственного воспитания были:

  • разъяснение христианских заповедей, которые наставляли, как верно относиться к Богу и к людям;
  • личный пример офицеров и военных пастырей [7, с. 42];
  • применение поощрений и наказаний.

В исследуемый период на разработку методов воспитательного воздействия оказывали ряд факторов: цели и задачи духовно-нравственного воспитания, содержание, уровень религиозности военнослужащих, подготовленность священников, время и условия воспитания военнослужащих, средства духовно-нравственного воспитания, которые становились в дальнейшем методами.

Исследование духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии в XVIII – начале XX в. показывает, что в этой работе применялся на практике большой объем методов, средств и форм воспитательной работы.

Основными средствами духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии являлись храмы, иконы, свечи, предметы религиозного культа, молитвы, пение, богослужебные книги, одежда священнослужителей, просфоры и др. Использованием методов духовно-нравственного воспитания военнослужащих достигалась главная цель – воспитание надежного христолюбивого защитника Отечества.

В соответствии с направленностью воздействия на личность можно выделить три группы методов духовно-нравственного воспитания:

  • методы формирования религиозного сознания военнослужащих;
  • методы организации религиозной деятельности;
  • методы стимулирования поведения и деятельности.

Религиозное сознание – это сознание верующего человека. В.П. Иванов к основным методам формирования религиозного сознания относит: молитвы, литургию, проповедь, духовные беседы, рассказы, толкование религиозных текстов, внушение, увещевание, воспитание на святых героических примерах служителей Церкви и Отечеству, доказательства истинности веры [3, с. 203]. Методы религиозного воздействия на верующих создавались Церковью на протяжении многих веков и были зафиксированы в церковных уставах и наставлениях по «окормлению» паствы.

Методы организации деятельности применяются в повседневной жизни военнослужащих и в Церкви (творение молитв, посещение храмов, участие в таинствах Церкви, наложение крестного знамения, поклоны, посты проявление жертвенной любви к ближнему). К группе методов организации деятельности следует отнести: упражнение, поручение, задание, педагогическое требование, общественное мнение, создание особых сакральных ситуаций.

Важную роль в формировании методической стороны деятельности духовенства в России в XVIII веке сыграл «Духовный регламент», разработанный архиепископом Феофаном Прокоповичем при Петре I. Духовный регламент содержал законодательные распоряжения.

Следующей группой методов духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии в исследуемый период являются методы стимулирования поведения верующих. Участие в религиозной деятельности, святое поведение, бесстрашие в бою, преодоление трудностей и пагубных привычек является важным стимулом для верующего человека, так как он имеет возможность побеждать слабости, укреплять здоровье и жить в Святом Духе [6, с. 75]. Названную группу методов образуют: поощрение, замечание, наказание, принуждение, доверие, критика и самокритика, контроль, самоконтроль.

Организация духовной (религиозной) жизнедеятельности имеет большое воспитательное значение и включает в себя: общую организацию Церкви, взаимоотношение ее членов, посещение храмов, творение молитв, соблюдение постов и церковных праздников. Религиозная жизнь определена целью и тесно связана со средствами, методами и условиями осуществления богослужения. К организации духовной жизни человек привыкает в семье с детства. Ребенок стремится брать пример со старших. Личный пример, как метод воспитания, смысл которого заключается в идеале для подражания. У верующего человека таким идеалом является Бог. В исследуемый период население России было религиозно. Благодаря традициям религиозность имела глубокие корни.

Важным методом духовно-нравственного воспитания выступает приучение. Оно помогает формированию способностей к организованным действиям, разумному поведению, к систематическому поддержанию обретенных умений и навыков. Реализация метода приучения происходит путем повтора упражнений. Для верующего человека приучение способствует его воцерковлению, самоорганизации.

К методам стимулирования духовно-нравственного воспитания военнослужащих относились методы поощрения и наказания (принуждение, запрет).

Метод поощрения представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. В качестве поощрения могут применяться различные приемы: выражение доброго отношения, похвала, одобрение, доверие, показ действий военнослужащего как примера для других и т.д. Педагогическими условиями действенности методов поощрения военнослужащих являются: целесообразность и своевременность поощрения, соответствие заслугам, гласность, связь моральных и материальных видов поощрения. Для верующих военнослужащих основным видом поощрения служило ожидание вечной жизни в раю [13, 15].

Начиная с XVIII века постепенно развивались методы, формы и средства воспитательной работы с военнослужащими. К основным формам работы военных пастырей В.П. Иванов относит: праздничные богослужения; освящение оружия; молебны; освящение войск перед боем; крестные ходы; ношение чудотворных икон перед войсками; экскурсии по историческим местам и местам боевой славы; собрания верующих и др., а к средствам воспитания военнослужащих: душеспасительные беседы и исповеди; периодические издания; военно-патриотические литературные и религиозные источники; боевая учеба и боевые действия; культовые здания; походные церкви; общественные и индивидуальные молитвы; хоровое клиросное пение; богослужение и приобщение к Святым Таинствам; крестики, образки, чудотворные иконы; ладанки; просфоры; религиозные облачения, предметы ведения богослужения (свечи, кадила, иконы) и красное вино, целебные источники; религиозная символика и др. [3, с. 391].

Особенность духовно-нравственного воспитания военнослужащих данного периода состоит в том, что такие существенные признаки духовности и нравственности, возникшие еще в ранних периодах как связь с Богом, стремление к высшим ценностям, к идеалу, стяжание Святого Духа, связь духовности и нравственности, добрые и теплые отношения между военнослужащими, понимание смысла жизни, имели свое развитие и достигли к началу XX в. широкого применения в армии. Итак, духовная составляющая воспитания воинов имеет первостепенное значение в становлении воинов как духовно-нравственных личностей.

В настоящее время использование опыта духовно-нравственного воспитания воинов в русской армии необходимо для формирования у современных военнослужащих лучших человеческих качеств, таких как честность, мужество, надежность, самоотверженность и др. с целью подготовки преданных защитников своей Родины, активизированной работы с воинами по раскрытию заложенных в них способностей.

Текст статьи
  1. Григорьев А.Б. Вера и верность. Очерки из истории отношений Русской Православной Церкви и Российской армии. М.: Кучково поле, 2005. 469 с.
  2. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Канон, 1997. 560 с.
  3. Иванов В.П. Становление и развитие системы религиозного воспитания военнослужащих русской армии в XVIII – начале XX века: дис… докт. пед. наук. М., 2014. 608 с.
  4. Ивашко М.И. Духовно-нравственные и исторические традиции Русской Армии. М.: Светоч, 2005. 196 c.
  5. Инструкция, определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах. Спб., 1901. 36 с.
  6. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА, 1990. 238 с.
  7. Кучеров Е.В. Противоречия духовного мира офицера современной российской армии: дис… канд. филос. наук. М., 2008. 156 с.
  8. Савинкин А.Е. Христолюбивое воинство: Православная традиция русской армии. М.: Военный университет, 1997. 494 с.
  9. Сидорчук В.А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии: дис... канд. пед. наук. Рязань, 2008. 235 с.
  10. Солонин Ю.Н. Культурология. М.: Высшее образование, 2007. 566 с.
  11. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии / О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 483.
  12. Союзов М.Ф. Пастырские наставления кадетам II-го Корпуса. СПб.: 2-й Кадетский корпус, 1896. 16 с.
  13. Тажиев А.К. Морально-психологическая подготовка военнослужащих Русской Армии в первой половине XIX века: историческое исследование: дис... канд. ист. наук. М., 2008. 203 с.
  14. Труды съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов (22–31 декабря 1908 г.) / Под редакцией П.В. Петрова. Спб., 1909. 111 с.
  15. Устав морской. СПб: Типография Морского Министерства, 1885. 478 с.
  16. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 29.
  17. Шестун Е. Православная педагогика. М.: Православная педагогика, 2001. 559 с.
  18. Язынина Т.Ю. Православные традиции офицерского состава Российской армии: культурологический анализ: дис… канд. культурологии. Краснодар, 2010. 194 с.
Список литературы