Дистанционная реабилитация: новые возможности и перспективы

Дистанционная реабилитация: новые возможности и перспективы

В статье актуализируются проблемы поиска новых форм и технологий реабилитационной работы. Дистанционная реабилитация в период карантина. Проблемы и положительные моменты проведения дистанционной работы с использованием информационных технологий. Комплексное использование технологий дистанционной реабилитации.

Аннотация статьи
информационные технологии
реабилитация
дистанционная реабилитация
реабилитация-онлайн
принципы реабилитации
технологии реабилитации
Ключевые слова

В последнее время активно обсуждаются проблемы новых возможностей реабилитации. Наряду с другими исследователями различные направления данной работы изучались нами ранее [7, с. 713]. Следует отметить, что ещё с прошлого десятилетия в практику реабилитационной работы стало активно внедрятся использование информационных технологий. Истоки, методы, технологии, перспективы дистанционной реабилитации активно описывали и внедряли многие специалисты, в частности, такие как П.С. Снопков, К.В. Лядов, Т.В. Шаповаленко, И.В. Сидякина, отмечая, что комплексная реабилитация, включающая и дистанционную реабилитацию, способствует как восстановлению утраченных функций, так и повышению уровня социально-бытовой адаптации, нуждающихся в ней людей [4, с. 142].

Подобные тенденции были активно поддержаны и нашли своё воплощение в законодательной базе. 29 июля 2017 г. был принят Федеральный закон № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [5], в дальнейшем законодательная база в указанном направлении активно развивалась вплоть до наших дней.

Необходимость дистанционной медицинской реабилитации на огромной территории Российской Федерации, где граждане находятся в отдалённых населённых пунктах и не могут попасть к врачам, всегда отмечалась как актуальная и трудноразрешимая проблема всеми специалистами реабилитационной работы. Реабилитация проводится по следующему принципу: сначала в медицинском учреждении отбираются пациенты для дистанционной реабилитации, из них формируется очередь. Когда очередь подходит к конкретному пациенту, медицинский специалист вместе с медицинскими техниками выезжают на дом к пациенту, чтобы установить необходимое медицинское оборудование, а также видеосвязь. Затем пациент и его родственники получают инструкции о том, как использовать оборудование и оптимально организовать процесс дистанционного взаимодействия с инструктором. После этого разрабатывается программа реабилитации, как правило, включающая три недели первичной реабилитации и определяется время выхода в эфир для живого общения. Регулярную связь с пациентом поддерживают невролог, психолог, инструктор ЛФК и логопед. В конце реабилитационного периода все специалисты собираются для оценки результата по международной классификации. Также в последний день специалисты выезжают на дом к пациенту, где непосредственно оценивают результаты.

Плюсом дистанционной реабилитации являются комфортные в физическом и эмоциональном плане для пациента условия проведения курса необходимого лечения. Пациент получает квалифицированную программу реабилитации под контролем врача, не затрачивая время и силы на посещение медицинского учреждения. Отсутствует необходимость регулярно ходить в поликлинику, длительное время ожидать реабилитации в стационаре. Для того чтобы врач оказался рядом в нужную минуту, необходимо лишь специальное оборудование, которое на период реабилитации устанавливается у больного дома: набор тренажеров, компьютер с выходом в Интернет и хорошей камерой, программа видеосвязи.

Преимущества дистанционных занятий под онлайн контролем специалиста отмечается всеми – это возможность постоянного расширения и совершенствования программы реабилитации, где риск травматизации сводится к минимуму, соблюдение методических норм выполнения тренировок специалистами, возможность решения возникающих проблем и вопросов по мере их возникновения непосредственно во время реабилитационного процесса, совместная постановка целей и задач реабилитации, в течение тренировочного процесса и по мере достижения текущих целей. У дистанционной реабилитации еще один неоспоримый плюс. Ведь, несмотря на все действия по увеличению доступности среды для инвалидов, подавляющую часть времени они все равно проводят в стенах своего дома. Благодаря программе пациент не остается наедине со своей проблемой. С ним, а также с его родственниками работает психолог, помогающий преодолеть психоэмоциональное напряжение. Самыми первыми и продуктивными формами физической дистанционной реабилитации являются занятия по лечебной физической культуре, что делает актуальным необходимость такой подготовки при обучении будущих специалистов, что отмечалось нами ранее, как важное направление подготовки специалистов по направлению «Адаптивная физическая культура» [6].

В настоящее время сама жизнь привела к необходимости использования новых форм в реабилитационной работе. Особенно остро вопрос о дистанционной реабилитации актуализировался в 2020 году, в период пандемии. Так Клочкова Е., Нефедова Д., Покровская И. и др. специалисты в своих исследованиях подводят первые итоги реабилитации-онлайн, дистанционной реабилитации в период пандемии [5]. В период вынужденного карантина, люди, проходящие еженедельную реабилитацию, столкнулись с проблемой того, что у них не было возможности встречаться со специалистами. Следует отметить, что и ранее существовал запрос после проведения курсовой реабилитации продолжать процесс с использованием информационных технологий. Положительными моментами данной работы периода пандемии и вынужденной изоляции явилось её структурирование и систематизация. Так в настоящее время родители детей, нуждающихся в реабилитации, получают возможность стать участниками онлайн-курсов, апробируются формы онлайн-сессий, индивидуального тьюторинга, так как такие больные нуждаются в рекомендациях по текущей ситуации. В период карантина специалисты использовали, как индивидуальные, так и групповые занятия. В данную работу активно были вовлечены и психологи реабилитационных центров. О расширении компетенций и практических навыков будущих специалистов и сложных вопросов, возникающих на этом пути, подчеркивали многие исследователи, такие как Н.В. Власова [2, с. 42], В.П. Савёлов [3, с. 142] и др.

Покровская И. также подчеркнула полезность использования дистанционных занятий и в детском возрасте, даже с детьми со множественными нарушениями, у которых снижены когнитивные функции. Следует отметить, как сообщают реабилитологи, положительными реакции были у тех, кто уже какое время был знаком со специалистами. Труднее, а подчас и невозможно достичь положительной динамики, если отсутствовал совместный адаптационный период первичных этапов реабилитации. Однако, в целом, у людей стал ломаться стереотип, что на реабилитацию надо ехать, они стали искать решения, как сделать жизнь больного развивающей дома, в самом экологичном для него месте. Оказалось, что формат дистанционной реабилитации – это прежде всего формат партнёрских отношений, когда выстраивается индивидуальный реабилитационный проект для конкретного человека с позицией разделенной ответственности [1]. Хотя недостатки подробных занятий под онлайн-контролем специалиста ощущали все – это отсутствие тактильного контакта, отсутствие медицинского специалиста во время самостоятельных занятий по реабилитации.

Таким образом, особенности современной реальности привели к тому, что по всему миру очень актуальным стало направление дистанционной реабилитации. В ближайшей перспективе актуализируются самые востребованные направления: занятия лечебной гимнастикой, логопедическая работа, психологическая коррекция, психологическое консультирование, механотерапия, а в дальнейшем применении технологий виртуальной реальности. Однако, следует отметить, что дистанционно контролируемая реабилитация не может заменить реабилитацию в стационаре, но она дополняет ее и является замечательным решением для пациентов, которые нуждаются в длительных и повторных курсах реабилитации в современных условиях.

Текст статьи
  1. Бакалеева С. Дистанционная реабилитация: а что так можно? [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.miloserdie.ru/article/distantsionnaya-reabilitatsiya-a-chto-tak-mozhno/ (дата обращения 15.01.2021).
  2. Власова Н.В. Психологические особенности развития компетенций психолога-консультанта в процессе обучения в ВУЗе. В сборнике: Психология и юриспруденция в динамично изменяющемся мире. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора А.И. Папкина. – 2012. - С. 42-48.
  3. Савёлов В.П. Моббинг персонала как составная часть социального конфликта. // Известия Российской академии образования. – 2012. - № 2 (22). – С. 142-247.
  4. Снопков П.С., Лядов К.В., Шаповаленко Т.В., Сидякина И.В. Дистанционная реабилитация: истоки, состояние, перспективы. // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. – 2016. - № 15 (3). – С. 141-145.
  5. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья. «Российская газета» (4 августа 2017 года).
  6. Шлычков Д.В. Современные аспекты подготовки студентов по направлению «Адаптивная физическая культура». В сборнике: Вузовское образование как новая реальность. Сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции. – Москва, 2020. – С.171-175.
  7. Шлычков Д.В. Физическая реабилитация и медицинский туризм как инструменты повышения качества жизни. В сборнике: Тенденции развития туризма и гостеприимства в России. Материалы Всероссийской студенческой научной конференции. 2019. С. 713-717.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 мая по 21 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 мая
Загрузка в eLibrary
25 мая
Рассылка печатных экземпляров
02 июня