Бенчмаркинг как инструмент управления конкурентоспособностью университета
научный журнал «Актуальные исследования» #4 (31), январь '21

Бенчмаркинг как инструмент управления конкурентоспособностью университета

В статье рассматриваются практические аспекты и результативность применения инструмента бенчмаркинга для повышения конкурентоспособности университета.

Аннотация статьи
университет
конкурентоспособность
управление
бенчмаркинг
инструмент
Ключевые слова

В современных условиях высшие учебные заведения Казахстана в своей многогранной деятельности активно используют передовые инновационные методы и инструменты. Это обусловлено усилением конкурентного давления, стремлением завоевать лидирующие позиции на рынке образовательных услуг и пониманием необходимости совершенствования научных подходов к управлению университетом.

В Казахском национальном университете имени аль-Фараби – ведущем учреждении системы высшего образования страны, проводится целенаправленная работа по стратегическому планированию всех видов деятельности на основе внешнего и внутреннего бенчмаркинга. Как показала практика, чтобы быть конкурентоспособным на рынке, необходимо обладать стратегическим мышлением, гибко адаптироваться к изменениям внутренней и внешней среды.

К числу современных инструментов, позволяющих достичь желаемого уровня качества или конкурентного преимущества, относятся стратегическое планирование, всеобщий менеджмент качества, реинжиниринг бизнес-процессов, непрерывное улучшение качества, метод сбалансированных показателей и многие другие. В этом ряду достойное место занимает и метод бенчмаркинга [2].

Наиболее распространенное понимание термина «бенчмаркинг» исходит от английских слов «bench» (уровень, высота) и «mark» (отметка). Это словосочетание трактуется по-разному: «опорная отметка», «отметка высоты», «эталонное сравнение» и т.п. В результате «бенчмаркинг» сравнивают с «ориентиром», «эталоном», «стандартом», придерживаясь которого, можно достичь постоянного совершенствования процессов [3].

Идея об использовании опыта и навыков, умений работников-передовиков производства не новая, применялась еще в административно-плановой экономике. В советский период на предприятиях висели доски почета с фотографиями отличившихся сотрудников. Их назначали наставниками для молодежи. В рамках научной организации труда ученые-экономисты изучали практические аспекты повышения производительности труда, организации и планирования производства.

Опыт лучших предприятий в той или иной отрасли становился предметом научных исследований. Сюда приезжали ученые, специалисты из всех союзных республик, проводились конференции, осуществлялся обмен мнениями.

Как показало изучение экономической литературы, бенчмаркинг трактуется экономистами как инструмент конкурентного анализа корпорации, методология совершенствования управления, повышения конкурентоспособности организации, управленческая технология, позволяющая формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта [4-7].

Как видно из перечисленного, бенчмаркинг способствует повышению конкурентоспособности как отдельных работников, так и всей организации в целом. Изучение опыта передовых предприятий помогает методом сравнения выявить слабые стороны, недостатки, которые необходимо устранить, чтобы повысить свои конкурентные преимущества и дает ясную картину того, что в своей организации надо изменить, к чему надо стремиться. В результате бенчмаркинг позволяет избежать лишних затрат времени и ресурсов, в сжатые сроки освоить инновации и провести преобразования в организации.

Преимущества инструмента бенчмаркинга состоят в том, что можно с практической точки зрения оценить вероятность применения технологий и мероприятий, позволивших передовым компаниям достичь успеха в своей организации, перенять их прогрессивный опыт и таким образом повысить свою конкурентоспособность.

В зависимости от сферы деятельности, размеров предприятия, конкурентной среды применяются различные виды бенчмаркинга: внутренний, внешний, конкурентный, совместный, общий, функциональный, стратегический.

При внутреннем бенчмаркинге выявляются подразделения, добивающиеся лучших результатов, анализируется их опыт, что позволяет разработать рекомендации по внедрению комплекса передовых приемов и мер для повышения эффективности деятельности организации.

При внешнем бенчмаркинге предметом пристального внимания и обследования становятся достижения компаний-лидеров отрасли с тем, чтобы выявить причины и ключевые факторы успеха. В итоге, таким образом формируются внутренние и внешние стандарты, служащие основой для формулировки стратегических, тактических, а также оперативных целей и задач.

В некоторой степени использование инструмента бенчмаркинга позволило Казахскому национальному университету имени аль-Фараби войти в топ 200 лучших университетов мира (165 место) в рейтинге QS и таким образом повысить свою глобальную конкурентоспособность. Однако руководители учреждения, опираясь на результаты проведенных на основе бенчмаркинга исследований, ставят перед организацией в целом и его подразделениями новые цели и задачи.

Так как успех компании зависит от слаженной работы всех сотрудников, подразделений, в университете внедрена и успешно функционирует система индикативного планирования и рейтинговой оценки деятельности, основанная на сбалансированных показателях и индикаторах по всем направлениям деятельности университета. Повышая мотивацию и ответственность сотрудников, рейтинговая система способствует развитию конкурентных преимуществ и достижению лидерских позиций университета среди ведущих вузов мира [8].

Главная проблема заключается в том, чтобы задействовать творческий и интеллектуальный потенциал каждого члена большого дружного коллектива. Само собой разумеется, что к сотрудникам, добившихся заметных результатов в профессиональной деятельности, применяются меры морального и материального стимулирования. Одновременно выясняются причины недостаточно высокой результативности определенных работников, находящихся в самом низу рейтинговой пирамиды.

Между тем, профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу университетов в Казахстане с каждым годом возрастают. Необходимо не только глубокое знание своего предмета, владение тремя языками: казахским, русским и английским, но и в условиях пандемии успешно применять инновационные образовательные технологии.

Помимо этого, преподаватели должны отличаться научно- исследовательскими способностями, публиковать результаты своих научных исследований в высокорейтинговых журналах, становиться узнаваемыми в мировом образовательном пространстве. Желательно, чтобы работники имели производственный опыт в сфере своей профессиональной деятельности для того, чтобы учить молодежь не только теоретическим аспектам, но и развивать у них профессиональные навыки и компетенции.

В заключение, хотелось отметить, что бенчмаркинг позволяет руководителям высших учебных заведений на основе анализа и обобщения лучших практик разрабатывать стратегии развития на долгосрочный период, комплекс мер по их реализации, воздействовать на научно-исследовательскую активность сотрудников и тем самым повышать конкурентоспособность организации.

Текст статьи
  1. https://www.kaznu.kz/ru/3312/page/
  2. Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг как методология совершенствования управления российскими вузами /Университетское управление: практика и анализ. 2005.-№4. -С.27-38.
  3. Божедомова М.А. Бенчмаркинг как инструмент достижения успеха организации// Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, 2013. -№ 4(40). - С.210-215.
  4. Иванушкина А.В. Бенчмаркинг как инструмент конкурентного анализа корпорации // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 1. – С. 65-73.
  5. Марчук В. И., Видус А. В., Платонова Д. А. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности развития предприятий в России и за рубежом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 96-100.
  6. Ленкова О.В. Подходы к пониманию сущности бенчмаркетинга // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-4. – С. 790-794.
  7. Каренов Р.С. Бенчмаркинг – управленческая технология, позволяющая формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта /Вестник Карагандинского университета. Серия Экономика, 2014. - № 2(74). - С.106-117.
  8. https://www.kaznu.kz/ru/21995/
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа